Портреты к биографии Артистки балета - часть 1

Владимир Варнек
А.Г. Варнек.  Портрет Е.И. Колосовой. Начало 1800-х. Х.м. 69х52,5. ГРМ

Продолжая публикацию миниатюр о портретах раннего периода творчества художника А.Г. Варнека,  переключаюсь на самый первый живописный портрет в списке работ художника, приведенном в монографии В.С. Турчина [1]. Замечу, что название этого портрета несколько раз менялось, и то простое название, которое приведено выше, является самым последним. Позаимствовано оно из Каталога Государственного Русского музея, в собрании которого портрет находится [2].

Здесь же поясню, что настоящую миниатюру следует рассматривать в качестве Введения к трем последующим миниатюрам, в которых будет рассказано о других изображениях Колосовой, а также о малоизвестных фактах из жизни балерины. Предполагается также уточнить дату ее рождения и указанную выше дату написания портрета.

Впервые приложенный к миниатюре портрет был воспроизведен в статье художественного критика П.И. Нерадовского «О некоторых приобретениях Русского музея» в журнале «Старые годы» за 1913 год.   Под изображением  были напечатаны слова: «А.Г. Варнек: Артистка Е.И. Колосова (Музей Александра III)», а в самой статье сообщалось: 

« Среди перечисленных новых произведений одним из ценных является «Портрет Е.И. Колосовой, принесенный в дар Музею А.В. Юрьевой. Портрет этот, одна из лучших работ Варнека.  Изображает он знаменитую артистку в театральном костюме Дианы той эпохи, – с венком на голове, с перекинутой через плечо леопардовой шкурой, мягко оттеняющей обнаженное левое плечо; в руке артистка держит лук. Среди русских женских портретов этот изящный портрет Варнека – одно из тех редких исключений, когда красивая модель нашла свое художественное воплощение в пластической форме». 

В первом отечественном списке работ А.Г. Варнека, опубликованном М.М. Раковой  в 1966 году, название обсуждаемого портрета изменилось и превратилось в следующее: «Портрет актрисы Евгении Ивановны Колосовой (1782 -1869) в костюме Артемиды» [4]. По этому поводу В.С. Турчин, позаимствовав указанное  название и не придав формулировке большого значения, заметил, что когда говорят о богине охоты, то иногда используют ее греческое имя «Артемида», а иногда – римское  имя «Диана» [1].

Правда, у каждого искусствоведа имеется свое мнение по поводу названий картин, и в данном случае Луиза Николаевна Целищева в своей более поздней монографии назвала данное произведение очень просто: «Портрет актрисы Е.И. Колосовой» [5]. А еще более простым оно стало в итоге в каталоге Государственного  Русского музея: «Портрет Е.И. Колосовой» [2], которое я и привел выше. При этом у меня имеется собственная точка зрения, каким должно быть название данного  портрета (см. дальше).

В аннотации к портрету, приложенной к нему в каталоге ГРМ, приведена подробная мотивация причины, побудившей искусствоведов музея отказаться  от предложенных ранее его названий. Приведу ее дословно:

« Традиционно считалось, что художник изобразил Е.И. Колосову в образе богини Дианы. Эта точка зрения вызывает сомнения. Лук, стрелы и колчан являются атрибутами не только Дианы, но Амура и Аполлона; с луком и колчаном изображается также Венера, представшая перед Эннеем. Противоречат образу Дианы короткие волосы, более соответствующие мужской роли, лавровый венок на голове, а также отсутствие полумесяца – символа Дианы.

«Список балетов, пантомим и других театральных постановок, данных в Петербурге с 1727 по 1918 гг.»  позволяет предположить, что Е.И. Колосова изображена в роли Амура в балете «Жертвоприношение Амуру» (1798) или в балете «L. Amour de flore» (1800), так как этому образу Амура полностью соответствуют атрибуты портрета».

Размышляя о названии данного портрета, вспомнил о том, какие формулировки для своих работ давал критику П.П. Каменскому сам А.Г. Варнек, когда тот записывал под диктовку художника названия выполненных им произведений.  Названия эти никогда не были такими простыми, как  «Портрет Е.И. Колосовой»  из каталога  ГРМ, но и никогда не содержали излишних подробностей: сроков жизни портретируемых и вида одежды на модели. Обычно же указывались наряду с ФИО  звания, чины и профессии запечатленных на портретах людей (граф, князь, губернатор, советник, генерал, купец 1-й гильдии,  коммерции советник, художник и т.д.) [6].  Думаю, что обсуждаемый портрет художник вполне мог бы назвать словами: «Портрет артистки балета Е.И. Колосовой».

Замечу, что именно так представлена Колосова в биографии, опубликованной в Театральной  энциклопедии [7], самой профессиональной, на мой взгляд, из десятка  биографий, с которыми я познакомился:

«Колосова, Евгения Ивановна, урожденная Неелова,  (15.12.1780 - 30.03.1869)  -  русская артистка балета. Дочь фигуранта И.Д. Неелова, с детства выступала в оперных, балетных и драматических спектаклях. В 1799 окончила Петербургское театральное училище и сразу была зачислена солисткой в петербургскую казенную труппу. 

Ученица балетмейстера И.И. Вальберха,  Колосова была основной исполнительницей во всех его балетах, а также в балетах балетмейстеров  Ш. Лепика, П. Шевалье и  К. Дидло. Танцевала центральные женские партии в балетах «Ромео и Юлия» Штейбельта, « Медея и Язон» Рудольфа и др. Хореографические образы Колосовой увлекали зрителя трагической силой. Современники (в их числе Пушкин) восторженно отзывались об искусстве Колосовой.

Артистка первая создала на русской балетной сцене образ своей современницы. Искусство Колосовой было отмечено музыкальностью и пластичностью, она была отличной танцовщицей, в совершенстве владеющей искусством трагической пантомимы. Колосова одной из первых танцовщиц обратилась к русским танцам и в течение многих лет успешно исполняла их на балетной сцене. Также одной из первых в России  она сменила пышный стилизованный костюм на античный хитон.

Выступала и как драматическая актриса, исполняя  центральные роли в драмах, мелодрамах и комедиях. Большое значение для утверждения русской хореографической школы имела ее педагогическая деятельность. Под влиянием Колосовой формировалось танцевальное искусство М.И. Даниловой, А.И. Истоминой и А.А. Лихутиной».

Но вернемся к портрету артистки, приложенному к миниатюре.  В.С. Турчин в своей монографии [1]описанию данного портрета посвящает целую страницу текста. Приведу небольшой фрагмент из данного описания, чтобы продемонстрировать искусствоведческий стиль описания произведения живописи автором монографии:

"В "портрете Е.И. Колосовой в костюме Артемиды" художник следует традиции изображения актеров в ролях, сложившейся еще в 18 столетии и продолжавшей использоваться и в последующее время. Выдержанный в темной гамме красок портрет является свидетельством того, как отдельные приемы, навеянные искусством В.Л. Боровиковского и больше всего сказавшиеся в композиционной схеме, использовании пейзажного фона и трактовке лица, соединяются с новыми элементами, не имеющими прямых аналогий в русском искусстве рубежа веков.

Созданный в переходное время и отмеченный печатью этого времени, портрет все же явно тяготеет к последующим этапам развития искусства. Портретисты 19 века открывают красоту темных, иногда монохромных гармоний красок, принципиально отличных от светлых тональностей колорита и В.Л. Боровиковского и Д.Г. Левицкого. Это делает не только А.Г. Варнек, но и О.А. Кипренский <...>, которые видели образец новой системы колорита у старых мастеров - живописцев 17 века.

Поэтому появлялось и особое качество - живописность нового времени, точнее говоря, романтической эпохи. В портрете Е.И. Колосовой благодаря этому приобретается единство фигуры человека и фона, высказывается склонность к своеобразной рельефности больших живописных масс. Черты такой стилистики у А.Г. Варнека будут развиваться и в дальнейшем".

Ограничившись этим небольшим "погружением" в мир искусства, зафиксирую для последующей миниатюры факты, сообщенные автором монографии В.С. Турчиным: "Е.И. Колосова , дебютировавшая на сцене четырнадцатилетней девушкой в 1796 году, через три года становится солисткой балетной труппы. В 1801 году ее талант замечает Дидло, только что приехавший в Россию, и она становится одной из главных танцовщиц в созданной им труппе. Видимо, к этому времени, то есть к 1802-1803 годам , относится и создание портрета"[1].

Хочу уведомить читателей заранее, что с такой датировкой я не согласен и приведу в очередной миниатюре аргументы, что данный портрет художник выполнил в 1801 году.    

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.
2. Государственный Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (А-И). Альманах. Вып. XIX. СПб: Palace Editions, 2002, С. 111.
3.П.И. Нерадовский. О некоторых новых приобретениях  Русского музея императора Александра III. «Старые годы». 1913 г. февр., С. 38-39.
4. М. Ракова. Статья в книге: «Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века». М. 1966, С. 321.
5. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин.1762 – 1828. М., Искусство.1979.– 264 с.
6. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с. 
7. Театральная энциклопедия. Под редакцией П.А. Маркова. Т. 3. С. 130-131. Изд. Советская энциклопедия». М. 1964. 

29 апреля 2021 г.