Сталактитовая пещера Сорек

Ольга Кудряшова-Кашникова
Сегодня экскурсия началась с обеда. До того я успела немного  расслабиться, позаписывать – поработать над путевыми заметками, искупаться в море, а потом поехали высоко в горы, в карьеры, где в каменоломнях в 1968 г. были обнаружены полости внутри породы.

Уже знакомый путь из Бат-Яма – Тель-Авива на Иерусалим. Прекрасные дороги, как и везде в Израиле, то среди долин с возделанными полями, расчерченными на прямоугольники с разными культурами и сроками созревания – от жёлтой колосящейся пшеницы, совсем готовой к уборке, до ровных рядочков зелёных всходов, между ними мелькают участки с полуметровой кукурузой, еще не завязавшей початки, пустые поля со скошенной стернёй, далее следует чёрная земля перепаханных делян или уже покрытые толстым бурым слоем органики и готовые к засеванию.

На километры тянутся виноградники, рощи финиковых пальм, гранатовые, оливковые. Овощные и фруктовые угодья – растения с созревающими бананами, помидорами - укрыты от разорения птицами тонкой сеткой, натянутой поверх ограждений и по виду напоминают наши тепличные хозяйства, только в Израиле теплицы не нужны. Глядя на огромные пространства сельхозугодий (при том, что страна очень маленькая), ухоженные растения, удобренные поля и обилие урожая, проникаешься уважением к труженикам, которые головой, руками и заботой получают дивные урожаи и кормят не только свою страну. Мы в нашем зауральском городе круглый год едим израильскую редиску. Почему головой? Сельское хозяйство в Израиле давно автоматизировано. Например, проезжая мимо плантаций уникальных финиковых  пальм сорта мачули, саженцы которых были специально завезены из Турции, мы не увидели ни одного поливального агрегата при сухом и жарком климате в стране. Деревья стоят ровными рядами, все как на подбор; в междурядьях, как ковёр, толстый слой мульчи и органики, чёрной земли не видно. Мой гид объяснил мне, что у каждого дерева смонтированы датчики, анализирующие состав почвы и увлажненность. При отклонении от заданных параметров включается капельный полив просто водой либо с добавкой недостающих микроэлементов.

Плодородные долины (которые, кстати, становятся таковыми благодаря опять же труду рук человеческих, природные почвы под ними – известняк и глина, вся земля завозится извне) сменяются горными пейзажами. Гладкая серая лента шоссе с белыми разделительными линиями, прямая и ровная среди долин, убегает вперёд и теряется, извиваясь, среди холмов и гор. Магистральные номерные дороги местами проложены по искусственным путям, где человеку пришлось отвоёвывать пространство,  потеснив великанов. Удивительно было наблюдать по сторонам дороги поднимающиеся ярусами, как слои на гигантском торте, горные склоны, этажами срезанные для прокладки дорог.

Наш путь в пещеру был далеко не прямым. Сначала Борис показал мне вдалеке среди горных вершин разработки карьера горы Хар Тув, где добывается строительный щебень, а потом мы ещё долго кружили по боковым дорогам и серпантинам, то поднимаясь, то спускаясь, пока очутились высоко в горах, где открылся потрясающий вид на города и селения, разбросанные в долинах и ущельях между гор. Путеводитель подробно описывает, как добраться:
 
«С шоссе №1 (Иерусалим - Тель-Авив) повернуть на шоссе №38, далее переехать железную дорогу и повернуть на светофоре налево…Проехать … Бейт-Шемеш, повернуть направо на дорогу №…, далее ехать в гору около 5 км до перекрёстка со скульптурой...Далее повернуть налево, через 2 км будет парковка… От парковки к пещере Авшалома ведёт горная тропа (150 ступеней), оборудованная поручнями и скамейками… Подъем занимает около 10 мин.»

«Сталактитовая пещера Авшалома — природный заповедник и одна из самых посещаемых достопримечательностей Израиля. Её также называют Пещерой Сорек, поскольку она находится в долине реки Сорек, в трёх километрах восточнее города Бейт-Шемеш и в 28 км юго-западнее Иерусалима.
Сталактитовая пещера Авшалома считается самой большой и красивой пещерой в Израиле. Пещера знаменита уникальной по плотности концентрацией сталактитов и сталагмитов.

Сталактитовая пещера Сорек была обнаружена в мае 1968 года в карьере горы Хар Тув, где добывался строительный щебень, при очередном взрыве породы открылось небольшое отверстие, ведущее в сталактитовую пещеру, до этого не имевшую выхода на поверхность. В 1975 году пещере присвоен статус заповедника. Сначала открытие держалось в тайне из опасения большого наплыва любопытных, которые могли повредить пещере. Была проложена удобная тропа и сделано освещение.

В пещере Авшалома можно познакомиться с удивительно разнообразным и причудливым миром сталактитов и сталагмитов, некоторым из них более 300 тыс. лет.
Сталактиты свисают с потолка пещеры и иногда сливаются со сталагмитами. Некоторые сталактиты достигают высоты около 4 м, а диаметр образований варьируется от нескольких миллиметров до нескольких метров.

В пещере Авшалома круглый год сохраняется особый микроклимат, из-за этого карстовые процессы продолжаются и многие сталактиты и сталагмиты продолжают расти.
Кроме сталактитов и сталагмитов в пещере Авшалома имеются и другие горные образования, напоминающие кораллы, свисающие ткани, нэцке, органные трубы и гроздья винограда» (Из путеводителя
В России на Урале, в Пермской области, тоже есть большая пещера, Кунгурская ледяная. Она была известна с незапамятных времён, уже ею пользовались местные жители по крайней мере, в  самом начале18 века, когда была и подробно описана русским путешественником Семёном Ремезовым. В 1703 году указом Петра I были посланы из Тобольска в Кунгур для составления чертежа земель Кунгурского уезда известный географ и картограф того времени Семён Ремезов с сыном. Они составили карту уезда и путь к Большому подземному озеру. Ремезовым в 1703 году был составлен план пещеры. С. Ремезов нашёл в ней столбы, подпиравшие своды, кресты, установленные на камнях, икону. Перед входом имелись печи для обжига гипса (из Википедии).

 Когда-то давно и я посетила Кунгурскую ледяную пещеру с мужем  и со старшим сыном, это был 1989 г.

Обе пещеры, израильская Сорек и Кунгурская в России – уникальны, неповторимы как явление, поражают воображение фантастическими неземными картинами. Образование  сталактитов и сталагмитов происходит в примерно в одних и тех же горно-геологических условиях – в закрытых полостях внутри гор, практически не сообщающихся с наружным атмосферным воздухом, создаётся особый влажный микроклимат с температурой воздуха от - 2 до + 5 град. Цельсия (в Кунгурской ледяной) и постоянными + 22 град. в пещере Сорек. Подземные озёра испаряют влагу, оседающую на стенах и потолках пещер, которая, скапливаясь, под действияем силы тяжести начинает расти вниз сосульками, состоящими из мельчайших частичек карстовых горных пород. Зимой в Кунгурской пещере обнаруживается резкое различие температуры воздуха у пола и потолка. В Крестовом гроте разница составляет 4°, в гроте Руины — 2,4°. Капли воды, срываясь со свода, падают, застывая на полу в виде ледяных столбиков — сталагмитов. Когда же и под сводами температура опускается ниже 0°, начинают расти сосульки — сталактиты. Особенно интенсивно растут сталактиты и сталагмиты весной, в период таяния снега на Ледяной горе в Кунгуре.
В израильской пещере Авшалома (Сорек) круглый год сохраняется особый микроклимат, из-за этого карстовые процессы продолжаются и многие сталактиты и сталагмиты не прекращают расти.

Хотя в путеводителе и написано, что подъём занимает 10 мин., но пещера расположена внизу, и от парковки - начала маршрута пришлось спускаться и спускаться по сбегающим тропинкам и крутым ступенькам извилистых прихотливых маршей лестницы, выложенным или вырубленным на спуске.  Солнце пекло нещадно, но немного спасали развесистые ветви платанов,  растущих по склонам. На парковке, помимо двух-трёх машин,  стояли три больших экскурсионных  автобуса. И нам навстречу стали попадаться группки детишек 7-8 лет с рюкзачками на плечах, галдящих и резвых. Какие-то, поднявшись, ожидали остальных на смотровой площадке наверху, не переставая играть, кричать и толкаться в порядке вещей. Снизу поднималась всё новая и новая ребятня, и я от души посочувствовала их наставникам. Видимо, это был экскурсионный день для младших школьников всех окрестных школ. Внизу, у входа в пещеру, все собрались в кинозале  (пятеро нас, туристов и человек 30 ребятишек очередного класса). Местному гиду без особого труда удалось успокоить детей, нам показали познавательный фильм о пещере, образовании карстовых отложений в виде сталактитов, а потом повели на собственно осмотр достопримечательности.   Перед входом в пещеру всех туристов, а особенно детишек, ещё раз предупредили: не пользоваться фонариками, сотовыми, ходить строго по настилам, не сорить, не бегать, не кричать, не, не, не… Оно и понятно: внутри в пещере должен поддерживаться микроклимат: влажность и температура воздуха, иначе нарушится хрупкое равновесие и условия существования уникальных природных образований – сталактитов и сталагмитов.

И вот, наконец, заинтригованные, мы вступили в заветное подземелье. Таинственность и полумрак. Жёлтые лампочки сверху рассеивают свой свет, и он умирает, похороненный в мрачных чёрных сводах пещеры.

 Совершенно необычное помещение – горная разработка,  закрытая выемка, стен и потолка просто нет, сверху свисают и снизу растут причудливые образования из горных пород – цветы, листья, завитки, слоновьи уши… Разноцветная подсветка – сиреневая, изумрудная, лазурная – выгодно усиливает эффект удивительных форм и узоров.

Идём по хрупким дощатым мосткам между подземными холмами над ручьями. Атмосфера – как в парнике – тепло и влажно, но не душно.
Детишки тоже прониклись ответственностью, кроме того, необычное и непривычное зрелище подействовало на них и шагали они тихо, дисциплинированно, восторженно озираясь во все стороны.

Сказочные изваяния, творение Великого Дизайнера поражают воображение – такого зрелища не увидишь на поверхности земли. Но возникла мысль – а разве цветы, деревья, реки, моря и небеса – менее прекрасно и удивительно? Всё творение Божье неповторимо и восторженно, но неблагодарность человеческая, привычка и равнодушие лишают нас  возможности получать удовольствие и делаться счастливыми просто от созерцания Божьей красоты, восхищения и благодарности за неё.
Фото Boris Zonis