История Тамани часть 65

Николай Мринский
Начальник 1-й Кубанской дивизии ген. Н.Г. Бабиев оценивал ситуацию иначе и предлагал продолжить операцию. Несколько дней шли упорные бои у Бриньковской и Ольгинской, станицы неоднократно переходили из рук в руки. Только получив сведения об отходе 2-й Кубанской и Сводной дивизий, Н.Г. Бабиев, как его ещё называли - «душа конницы», 25 августа перешёл в район х. Степного. В течение 26 августа десантные силы Улагая немного продвинулись и заняли районы станиц Староджерелиевская, Новониколаевская, х. Степной. Однако войска РККА в период с 24 по 30 августа в ожесточённых боях рассекли группу ген. Улагая на две части и изрядно потрепали её. Важную роль в этом сыграл речной контрдесант под командой Е.И. Ковтюха и комиссара Д.А. Фурманова (около 600 штыков и сабель, 4 пулемёта). Под прикрытием тумана красные на трёх пароходах и нескольких баржах прошли по рекам Кубань и Протока и ударили в тыл белых в ст-це Гривенской. В это же время 9-я дивизия начала наступление на Ново-Николаевскую, которую обороняли части Казановича и Шифнер-Маркевича. Отряд Ковтюха, вызвал панику в белом тылу, и занял половину селения. Белые стали отходить от Новониколаевской и выбили красноармейцев Ковтюха из Гривенской. Но по пятам шли красные полки, за ст-цу Гривенскую снова завязались упорные бои. Ситуация стала критической ещё и потому, что штаб и тыл белых войск был переведён в Гривенскую. 27-28 августа с получением резервов части 9-й армии начали наступательную операцию по всему фронту совместно с частями ЧОН по окружению войск Улагая и их уничтожению.

2-я Кубанская и Сводная дивизии отошли в район ст-цы Гривенской и запросили приход кораблей под погрузку в Ачуево. Дивизия ген. Н. Бабиева, несмотря на большой успех в районе х. Ищенко - ст-цы Бриньковской, вынуждена была отходить в направлении х. Степного и ст-цы Карпильской. В результате тяжёлых боев красные войска заняли х. Степной. 1-я Кубанская дивизия Н.Г. Бабиева была отделена от других сил и штаба, её теснили к болотистым лиманам и плавням, сужая возможности для маневра. Несмотря на все усилия, белым не удалось вернуть х. Степной. Под прикрытием артогня 31 августа основные части десанта начали эвакуацию на пароходах из Ачуева в Керчь. При попытке подойти к Ахтарскому лиману эсминец «Живой» и канонерская лодка белых «Алтай» подорвались на минах и были отведены на ремонт в Севастополь. К 7-му сентября 1920 г. территория Кубани была полностью очищена от белых. 10 сентября Орджоникидзе доложил В. Ленину, считавшему разгром улагаевского десанта делом «общегосударственной важности» (см. ПСС., 5 изд., т. 51, с. 277), о полной ликвидации десантов белых. Несмотря на большие потери юнкеров и пехоты (в ротах выбило до 60-70 процентов л/состава), десант вернулся в более чем удвоенном составе. К эвакуированным частям присоединилось свыше 10 тыс. казаков, большинство из которых были безоружными, или без огнестрельного оружия. Появилась возможность усилить кавалерию - привезли 6 тыс. лошадей. Доставили и больше пушек, чем брали с собой и даже броневики.

Участник десанта на Тамань ген. В.Г. Науменко в своих дневниковых записях отмечал: «Мы ушли с Кубани 24 августа в 6 часов вечера, забрав всё, что можно. Оставили несколько сот повозок и до 100 лошадей, для которых не было места на судах. Потеряли мы около 3000 человек (700 убитыми, остальные раненые). Пришли с Кубани в составе больше, чем ушли. Людей было 14 000, стало 17 000. Лошадей было 4 тыс., стало около 7. Пушек было 28, стало 36. Из Ачуева войска перевезли в Керчь, Бабиева направили в Северную Таврию, Кубанское правительство - в Феодосию. Филимонов немедленно уехал в Болгарию. 27 августа выехал их Керчи в Севастополь. Утром был у Врангеля. Принял любезно, но с озабоченным видом. Главную причину неудачи на Кубани он приписывает неправильным действиям Улагая. Я с ним не согласился и указал на то, что главнейшей причиной считаю неудовлетворительную подготовку со стороны штаба главнокомандующего. Белым не удалось собрать вместе и координировать действия антисоветских партизан края, на что был один из главных расчётов десанта. Когда белые 7 (20) августа высадились под Новороссийском, большевистский палач, председатель губчека Атарбеков перестрелял из пулемётов 2 тыс. чел. - всех заключённых в тюрьмах. Население не поднялось на восстание. Оценивая десантную операцию ген. Улагая, барон Врангель возлагал вину за её неблагополучный исход не только на командующего десантом, но в том числе и на самого себя». Здесь надо сказать несколько слов о работе спецслужб с той и, с другой стороны.

Известно, что предпринятые врангелевской разведкой меры по организации высадки десанта были вскрыты чекистами Кавказского фронта. Со слов начальника особого отдела ВЧК К.И. Ландера, агентуре удалось внедриться в штаб Русской армии и выявить подробности планов белого командования. Чекисты своевременно вскрыли агентурные сети на Кубани, в Ростове, Новочеркасске. Особый отдел 9-й Кубанской армии арестовал почти всех белых разведчиков, направленных на побережье Черного моря. Кроме того, были локализованы и вывезены с территории Кубани все офицеры и чиновники прежнего режима. Это подтверждает казачий полковник Ф.И. Елисеев - ... в Холмогоры в 1920 г. были сосланы 6 тыс. кубанских офицеров, чиновников, станичных атаманов и вольноопределяющихся, действительной службы и отставных, арестованных во время десанта на Кубань из Крыма. Выделив офицеров специальных войск, всех остальных расстрелял красный мадьярский караул на Северной Двине. Об этой трагедии рассказали потом офицеры-специалисты... (21). Все эти шаги позволили красным несравненно легче справиться с десантом. 20-дневная экспедиция Улагая весьма наглядно показала, что силы и моральный авторитет белого стана выдохлись. Стала очевидной и стратегическая безнадежность борьбы армий барона Врангеля в Крыму и Северной Таврии. Помимо военных действий, надо выделить единственное в Европе заявление Франции от 11 августа 1920 г., о признании правительства ген. Врангеля правительством Южной России.

После Гражданской войны на территории Таманского сельсовета была создана коммуна «1 Мая», затем в 1929 г. колхоз «Красный боец» (совр. преемник - "Южная" агрофирма, виноградники которой занимают площадь более 7 тыс. га). Тяжело налаживалась жизнь, а тут ещё голод 1922 г. Жители станиц копали коренья в плавнях, используя их в пищу, мололи муку из виноградной лозы и коры деревьев. Употребляли в пищу также жмых и кукурузную «мамалыгу», казавшуюся тогда изысканным блюдом. Очень много людей голодных и больных умирало. Примечательно, что в это же время на Тамань привезли много детей из Крыма, которых станичники взяли на попечение. С 1921 г. по настоянию Наркомпроса, под предлогом, что большинство населения Кубани является украинским, начинается украинизация народного образования. На украинский язык перешло преподавание во многих школах целого ряда кубанских станиц. Знания детей по предметам оценивалось словесно: дуже погано, погано, гарно, дуже гарно. Русский язык давался факультативно. Но с объявлением властями борьбы с кулацким «саботажем», украинский язык будет объявлен вне закона. В декабре 1927 г. решением Сов. правительства Таманский п-ов был включен в районы хлопкосеяния. Хозяйствам было выделено необходимое количество семян скороспелого сорта хлопка № 182 - Аджура. Официально производительницей хлопка на Кубани признавалась только Тамань, где под посевы новой сельхозкультуры отводилось 200 десятин земли. В станицах Таманской и Запорожской были созданы хлопководческие совхозы.

На первых порах урожаи хлопка с гектара составляли всего лишь 75-80 кг, однако уже в 1938 г. хозяйствам удалось достигнуть сбора хлопка по 20-25 центнеров с гектара. Необходимо отметить, что колхозное движение зачастую сталкивалось с довольно активным сопротивлением части трудового крестьянства и казачества. Положение усугублялось ещё и голодом начала 30-гг. Так в августе 1932 г. из ст-цы Таманской сообщалось, что кулаки обстреляли, направленные в город подводы с хлебом, сопровождаемые комсомольцами О. Ивановой, В. Морозовой и др. Такая информация из станиц Таманского п-ова в газетах того времени не была редкостью. Что же касается комсомольской организации в ст-це Тамань, то она насчитывала в своих рядах около 100 чел. и была создана Политотделом 9-й с д Красной Армии. Среди первых организаторов молодежи были - Пётр Парынский, Евдокия Багинская, Иван Копытцов, О. Иванова, В. Морозова и др. Сопротивление коллективизации, в том числе и на Тамани, также сопровождалась жестокими репрессиями со стороны правительства в начале 30-х гг. Принимаются решения по массовому выселению (в первую очередь из районов сплошной коллективизации и пограничной полосы) наиболее богатых и зажиточных крестьян и их семейств в отдаленные районы страны с конфискацией имущества. И хотя станицам полуострова удалось избежать участи так называемых «черных досок», всё же репрессиям подверглось практически всё казачье население. В ноябре - декабре 1932 г. органами ОГПУ было сфабриковано дело о так называемой «повстанческо-вредительской организации».

Продолжение следует в части  66                http://proza.ru/2020/06/09/1253