Татаро-монголы и немецкие рыцари

Ольга Азарова 3
Как уже было сказано в конце предыдущей главы в результате татаро-монгольского нашествия Русь в своем развитии стала отставать от передовых европейских стран. Фактор, который ускорил создание Русского централизованного государства - это необходимость общей борьбы с иноземным игом. Но в этот период мешала экономическая и политическая раздробленность на Руси, она была труднопреодолима.
  Сельское хозяйство находилось на крайне низком уровне, но уже расширялось применение плугов и сох с железными наконечниками. Было достаточно развито огородничество и садоводство. Важное место занимало скотоводство. Из промыслов были распространены охота, рыболовство и бортничество.
  В 14 - 15 веках натуральный оброк и выполнение барщинных работ занимали основное место среди крестьянских повинностей. Кроме того, крестьяне должны были нести дань в пользу государства. До свержения татаро-монгольского ига часть дани передавалась князьями в Золотую Орду.
  Вассалы золотоордынских ханов, русские князья, должны были не только платить им дань и нести другие повинности, но и подчинять всю свою внешнюю политику их воле, являясь по ханскому приказу со своими войсками к ним на помощь.
  Хан своим вмешательством регулировал важнейшие внешнеполитические вопросы. Князья утверждались в своем звании ханскими "ярлыками", то есть грамотами и сажались на престол лицами, уполномоченными ханом. В Орде не только княжеские послы, но и сами князья должны были исполнять самые унизительные обряды - кланяться в землю хану, стоять перед ним на коленях.
  А, как жилось на Руси народу в эти тяжелые времена? В тяжелое время татаро-монгольского нашествия горожане часто искали последнего прибежища в храмах. Так, во время осады Владимира, когда князь Всеволод понял, что гибель города неминуема, он вместе с женой и боярами пошел в церковь Богородицы. Епископ Митрофан постриг их в монахи, удостоив схимы. Вновь обращенные простились с жизнью и молились лишь о том, чтобы не погибла Святая Русь! Седьмого февраля 1238 года татары пошли на приступ. Князь с дружиной отошли в Старый город, а епископ Митрофан, княгиня с детьми и множество горожан затворились в церкви Святой Богородицы. Татары обложили церковь дровами и подожгли. Все, кто были внутри, погибли в дыму и пламени.
  При всей своей жестокости к покоренным народам татары отличались веротерпимостью. Они говорили:"Мы не враги русского Бога". Церковь и все лица духовного звания данью не облагались. Тем не менее, митрополит Максим в 1299 году после разорения митрополичьего двора в Киеве перенес кафедру во Владимир.
 
Другая опасность грозила Руси с Запада под знаменем католицизма. В конце 12 века в местах, завоеванных рыцарями в крестовых походах, возникли различные рыцарские ордена. Вынужденные отступить под напором арабов-мусульман, они переместились в Европу. В Ливонии (Прибалтике) хозяйничали орден крестоносцев-Тевтонцев и орден Меченосцев. Завоевав Ливонию, они обратили взгляды на Северную Русь. Это привело к нескончаемым столкновениям с богатыми республиками Новгородом и Псковом, до которых татары так и не добрались. Захват чужих земель рыцари вели под знаком распространения католической церкви. Папа Римский приветствовал колонизацию славянских территорий и вместе с немцами поднимал на религиозную войну шведов.
  Спасти Русь выпало на долю князя Александра Невского (1252 - 1263), и он блестяще справился с этой задачей. Перед сражением со шведами на берегу Невы одному из воинов пограничного отряда в предутреннем тумане было видение: к берегу плыла ладья, в которой стояли в лучезарных одеждах святые Борис и Глеб. Они выглядели так, как их изображают на иконах. "Поможем родственнику нашему Александру?" - спросил Борис, и Глеб ответил согласием. Разгром шведов на Неве был сокрушительный.
  Довершила разгром оккупантов битва войска Александра Невского с немцами-крестоносцами 5 апреля 1242 года на Чудском озере, вошедшая в историю под названием Ледового побоища. Потерпев поражение с позиции силы, Папа Римский попытался пустить в ход дипломатию. К Александру в Новгород прибыли два папских легата с тем, чтобы склонить князя перейти в католичество. Но вера отцов была сильна в молодом князе, и он отказал латинянам. (Представляю, что он им тогда ответил!..)
  Блестящие военные победы Александра Невского, подкрепленные гибкой и осторожной политикой, не только спасли Русь от полного разорения, но и заложили основание для образования Московского княжества, из которого впоследствии выросло государство Российское. Русская Православная Церковь канонизировала князя Александра Невского и почитает его как покровителя земли Русской!

(Продолжение в главе - Возвышение Москвы).