Чёртова река, подмыла мне дорогу... - выл тепловоз

Иван Варгатый
«Фантомасы» приходят и уходят — Большой Ингаир остаётся. Где-то вкусная, где-то пахнущая болотом вода скатывается по пологим склонам Сибирских Увалов, прихватывает песчинки, жёлтой лентой неспешно идёт на встречу с матушкой Обью. Так было и до того, как над рекой перебросили костлявый высокий мост, прозванный местными Чёртовым, и до того, как человек вообще понял, что на колёсах он дотащит куда больше железяк, чем на горбу — и придумал первую повозку, через тысячи лет давшую сильное потомство по имени «тепловоз». Так будет и после того, как за Обью иссякнет последняя скважина и люди начнут покидать красивые разноцветные Сургуты и Ноябрьски, а слова «Золото Сибири» останутся лишь в учебниках истории.

Большой Ингаи;р, как и соседи по тайге, будет всё так же неспешно просыпаться утром, потягиваться, взламывая лёд, приглаживать своё русло, унося всё новые и новые песчинки, а вечером ложиться спать. Люди называют утро весной, а вечер — грустным словом «осень»... Где-то с месяц назад — по речному календарю — далеко-далеко родился очередной «Фантомас», тепловоз 2ТЭ116, но Ингаир о нём не знал — трудовой путь машина начала на Волге и Дону, соседях Оби. Старик заметил прибавление в стаде «Фантомасов» лишь вчера, когда над ним стал сновать туда-сюда непривычно ржавый тепловоз с буквами «Астрахань» на щеках.

По усталому виду было ясно — машина тут совсем ненадолго. Сколько их тут было — ревучие красномордые «Татры», блестевшие на солнце ожерельем стёкол ТЭ3, юркие «УАЗики» — но ни один не задержался надолго. Кто побегал рядом пару дней, кто месяц, а кто и вовсе прожужжал мимо — Ингаир слышал, что люди так говорят о мухах — и скрылся навсегда . Вот и новоприбывший тепловоз, хоть и возвращался по много раз на дню, но тоже жужжал как муха — совсем не так, как солидно бубнели «трояки».

На борту же самого «Фантомаса» время текло совсем по-другому. «Чёртова река, подмыла мне дорогу» — досадно выл тепловоз несчётными вентиляторами, набирая обороты дизелей. По долине Ингаира полился звон турбокомпрессоров, 2ТЭ116 взвалил на себя часть веса состава и принялся вытаскивать его из долины. Победить старика по имени Большой Ингаир тепловоз не сможет — по усталому тёмно-жёлтому взгляду «Фантомас» понял, что река и не заметит, когда он пропадёт, будет разорван на куски и поедет в последний путь уже в вагоне, с похоронкой «металлолом»... Но поезд из долины сто шестнадцатому вытащить по силам. Если хорошо поработает и он, и бригада.

Машинист в это время выбрал 13 позиций контроллера и хмуро отметил, что не включился ВШ — выключатель шунтирования, не было характерного тихого хлопка и «ножниц» на амперметре с вольтметром, когда ток облегчённо проваливается в ослабевшие полем двигатели, а система возбуждения сбавляет напряжение, чтобы не задавить дизель. Что-то не сработало в контактах и проводах пожилого мозга тепловоза. Дизель бодро и ровно хлопал — в кабине это звучит совсем не так, как на улице — и выдавал генератору полтора мегаватта мощности, но генератор своей ЭДС упирался в нездоровую противоЭДС двигателей и положенной тяги секция не выдавала.

Отправив помощника на обход и вскоре получив доклад, что по дизелям порядок, на задней секции переход включился, машинист немного успокоился. Ильтым возьмём, пусть и на меньшей скорости, чем обычно, а дальше перемычку — до Демьянки ещё не одна горка, шунтирование пригодится, а то сейчас топливо вёдрами улетает в трубу. Ну, точно как на машине выть по трассе на первой передаче... За такими неторопливыми мыслями и подъём прошёл, задняя секция здорово нагрелась — ещё бы, тащила поезд и за себя, и немного за переднюю, недогруженную из-за неисправности. Но это ничего, вентиляторы были включены полностью ещё внизу, над водами реки, сейчас остынет. А помощнику пора идти ставить перемычку.

Дизель мирно ухает на холостых оборотах, вольтметр главного генератора показывает 100 вольт: «Фантомас» — машина хитрая, генератор не спит всё время, пока работает дизель, даёт питание на электровентиляторы. Четыре асинхронника, остужающие воду дизеля, скоро выключатся, ещё три останутся — гнать графитовую пыль из ТЭДов да выдувать последние градусы из диодов выпрямительной. Но вот над головой машиниста вспыхнул пузатый светодиод «Сброс нагрузки секции 1» — помощник открыл аппаратную камеру и взялся колдовать. Стрелка вольтметра тонущим кораблём плавно ушла к нулю, дизель выдохнул и радостно подвыл... Секунды — лампа погасла, дизель вновь принял нагрузку, через передачу переменно-переменного тока крутя вентиляторы.

Теперь ВШ включен перемычкой, если будут остановка и трогание — придётся её снять, ибо на ослабленном поле секция трогаться будет тупо как валенок, но на скорости без неё никуда. А нам самое время разобраться, как генератор вырабатывает переменный ток, почему двигатели, его потребляющие, называются асинхронными, и зачем на сто шестнадцатом некая выпрямительная.

Полная версия со схемами и фотографиями — на Яндекс.Дзене https://zen.yandex.ru/vivan755