Предания об Ахмат-Хаджи кадырове

Ислам Сайдаев
Предание об Ахмат-Хаджи Кадырове столетиями хранилось в роду Кунта-Хаджи Кишиева

История чеченского народа своими корнями уходит к древнейшим цивилизациям Передней Азии и Ближнего Востока: Шумера, Хурритов, Урарту…
По известной только Богу причине, наш народ тысячелетия назад поселился в горах Кавказа, несмотря на это, связь времен и поколений - связь с прародиной чеченцев никогда не прерывалась.
Как утверждают некоторые источники, кавказцы поселились в этих горах после Всемирного Потопа, когда Ной со своим народом по Милости Господа причалил к горе Арарат (Урарту).
Подтверждением этой версии происхождения чеченцев является сохранившаяся с тех времен топонимия, этимология которой восходит к чеченскому языку. Так, библейское название местности, где причалил Ноев Ковчег, называется Арарат, что с чеченского означает «Арара-латта» - «запредельная земля», то есть то место, которое находилось за пределами расселения первопроходцев. Историческое название страны, располагавшейся в подножиях Арарата - Урарту, можно перевести с чеченского языка как - «урар-те» - «выше халдейского Ура», что соответствует одному из названий Урарту - «Верхняя халдея».
Вероятным местом, где причалил Ковчег Ноя было место, где находится нынешнее озеро Севан, что в переводе с армянского означает «причал», а с чеченского Севан, можно перевести как «схьавеана» - «прибыл», - что соответствует историческому контексту. Расшифровка топонимии, связанной с историей потопа, дает нам подсказку не только того, где следует искать легендарный Ковчег Ноя (на дне озера), но и раскрывает тайные страницы древней истории происхождения чеченского народа.
Этимология названия чеченского рода беной, буквально, в переводе с семитических языков, означает «бен»- «сын, ребенок», а в переводе с чеченского, может означать – «беан» - «гнездо», «пен» - «стена», нечто связанное семьей с домом, т. е. в том и другом переводе оно указывает на родство с пророком Ноем.
Таким образом род беной можно рассматривать как прямых наследников пророка Ноя, приплывших в ковчеге вместе с пророком с Ближнего Востока, от которых и происходит народ - Нохчи.
С тех далеких времен, когда народ Нохчи (люди Ноя) пустили свои корни на Кавказе, их связь с прародиной никогда не прерывалась, как известно родиной Ноя был древний Шумер, а если быть точнее Йемен, где по некоторым данным, на берегу Аденского залива, города Аден, Ной строил свой ковчег.
Во времена переселения народов, древних войн и торговых отношений, предки первопоселенцев Кавказских гор снова и снова заполняли своим генофондом, формировавшийся с тех далеких времен чеченский народ. Одно из подобных массовых заселений Кавказа, в частности Дагестана и Чеченской Республики, были периоды владычества арабских халифов, 643 год - период правления халифа Умара ибн Хаттаба, 698 году Мухаммад ибн Марван, брат халифа Абд ал-Малика, захватил Дербент. В 705 году Маслама ибн Абд аль-Малик, брат халифа Валида I, утверждается в Дербенте, в эти времена тысячи переселенцев эмигрировали из арабского Востока (в частности из «Шама» - Сирии) на Кавказ.
Вместе с переселенцами в Чечню и Дагестан переезжали на постоянное место жительство многие ученые и религиозные деятели Исламского халифата, были среди них и сподвижники пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует), а также представители его рода -курайш.
Потомки этих переселенцев: курайшитов, асхабов, шейхов, алимов, устазов и овлия, до сих пор проживают в нашей республике, являясь неотъемлемой частью чеченского народа, его духовным генофондом.
Однако так случилось, что сегодня многие потомки этих святых утратили связь с прошлым, прошедшие войны нанесли непоправимый урон нашей памяти, связи поколений. Сегодня каждый чеченец обязан по крупицам собирать все то, что еще можно сохранить и вспомнить, из того, что было в нашей истории, ибо сказал мудрец: - «Народ не имеющий прошлого, не имеет и будущего».
Памятуя об этом, я решил внести свою лепту в восстановление и увековечение истории чеченского народа.
Я хочу рассказать историю, которую я слышал от своего духовного наставника (устаза) Халида сына СаIадулы тейпа гIумхой, являвшегося прямым потомком Эли являвшегося сыном, а по другой версии братом Шовхала (один из предков Кунта-Хаджи).
Халид был родом из селения Дойкур – Овл, ныне Толстой-Юрт, потеряв еще в детстве своего отца и мать, он воспитывался у родственников по материнской линии в селении Старая Сунжа. Будучи в подростковом возрасте посещал школу, основанную устазом – Элахь-муллой (учитель Докки Шаптукаева), где и получил религиозное образование. Халид являлся приверженцем вирда Докки Шаптукаева, но будучи связан кровно родственными отношениями с Кунта-Хаджи Кишиевым, совершал обряд «вирд даккхар» обоим устазам.
Халид обладал удивительным даром предвидения, вероятно гены возымели свое действие, когда я посещал его уроки, он не уставал повторять:
- На моем веку сменилось много правителей и идеологий, жил я и в царскую эпоху, и во времена относительной свободы Кавказа, в период между развалом Российской Империи и установлением Советской власти, пережил и выселение во времена сталинского режима, - поверь мне и на твоем веку произойдет не меньше событий. Не успеешь ты возмужать, как СССР развалится, и в нашу страну хлынут мухаджыры из арабских стран и из Турции. Наши люди начнут свободно передвигаться по миру, посещать святые места и делать хадж в Мекку, если к этому времени ты овладеешь языком арабов и турок, будешь знать хотя бы то, что я знаю об исламе, то будешь уважаемый человек в народе. «Именно вам - молодежи предстоит в эти времена поднимать и возрождать религию ислам в Чечне и в мире», - говорил Халид.
Надо признаться, что я слушал его речи без особого оптимизма и желания, слушал просто потому, что когда говорит старший, его надо молча слушать, а если он говорит что-то делать, то это нужно незамедлительно исполнять, - так меня учили мои родители.
О себе и своих предках Халид говорил, что они еще во времена пророчества Мохаммада (да благослови его Аллах и приветствует), вышли из Йемена, переселились в Мекку, далее с его сподвижниками они переселились в Египет, после по мере продвижения религии ислам менялась и география проживания предков Халида: Сирия, Османская Империя, Дагестан, Крым и наконец Чеченская Республика. Первым, кто переселился в Чечню из его предков был Шовхал, то ли являющийся отцом, то ли дедушкой Киши (отец Кунта-Хаджик Кишиева), братьями Шовхала или его сыновьями были Эли и Бейбетара, точно не могу сказать так как разговор этот происходил в моем далеком действе. Тогда они жили в местечке под называнием «ГIумх», что на границе с Дагестаном, рядом с селением Анди, это древнее село расположено не далеко от высокогорного озера Казённой - Ам. Впоследствии, то ли при Кавказской войне и пленения Имама Шамиля, то ли при Имаме Мансуре, а то и еще раньше им пришлось съехать с гор на плоскость.
Как рассказывал Халид: - «Киши – отец Кунта –Хаджи, переселился в Элисхан-юрт, Эли ушел на равнину к Тереку, впоследствии его потомки поселились в Толстой-юрте», а вот историю третьего брата - Бейбейтара, ему так и не удалось выяснить, «кроме того, что он переселился в Хоси-юрт», - так говорил мой дедушка и устаз - Халид Сайдаев.
И с этого момента начинается самое интересное в нашей истории, согласно родовому приданию, переходившему из уст в уста только в роде Шовхала тейпа гIумхой, - из его потомков «Т1аьххьарчу заманахь» - «Последние времена» должен появиться некий Имам. Руководитель, который в тяжелую и судьбоносную для народа годину спасет чеченский народ от полного уничтожения, - «этот человек будет весьма богобоязнен, грамотен, и будет являться религиозным авторитетом среди чеченского народа, - «воккха молла хир ву иза», - говорил Халид.
-«Зная об этой миссии, силы зла – сатана и антихрист (Иблис и Даджал), издревле преследовали наш род, дабы уничтожить этого человека еще в младенчестве. Так представители нашего рода – мужчины редко доживали до 60-ти лет, зачастую они погибали в боях или умирали по другим причинам, не достигая и 40 лет, только я один из нашего рода достиг такого возраста», - говорил Халид в свои 70 лет.
Халид тщательно скрывал свое родство с родом Кунта-Хаджи, так как во времена царской России и советской власти последователи и родственники Кунта-Хаджи подвергались преследованиям.
Этот рассказ так бы и остался в моем детстве, если бы не последующие события, которые произошли точно в такой последовательности, как говорил мой духовный наставник Халид: развал СССР, открытие границ, возрождение ислама, вовлечение в этот процесс молодежи. И наконец, самое главное из его рассказа - сбылось появление религиозного лидера, который в трудную минуту для чеченского народа спас его от полного физического уничтожения, и этим человеком стал Ахмат-Хаджи Кадыров. Не знаю, связан ли Ахмат-Хаджи с родом Киши или нет, эта тема другого исследования, но история его восхождения на пьедестал славы шахидов удивительным образом совпадает с историей, рассказанной мне десятилетия назад Халидом, сыном СаIадулы (погиб в стычке с казаками), внуком Шахмурзы (погиб при «Кинжальной битве»), правнуком МаIаза, предками коих были Гелга и Эли (по одной версии брат, по другой сын Шовхала), брат которого Бейбейтар, некогда переселился в Хоси –юрт.
Не знаю, внес я вклад в дело разгадки тайной истории чеченцев, пересказав это предание, или наоборот, добавил в ее прошлое еще одну тайну. Одно является несомненным - Ахмат-Хаджи Кадыров, независимо от того, связан он родственными связями с Кунта-Хаджи или нет, является той самой легендарной личностью, предание о котором столетиями хранилось в роде Кунта-Хаджи, передаваясь из уст в уста в нашем роде.
Ахмат-Хаджи Кадыров поистине стал Имамом и Овлия для чеченского народа, спасшим его от полного уничтожения. Ему по заслугам воздает почести и хвалу его благодарный народ, следуя завету пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Тот, кто не благодарит человека, сделавшего ему добро, он тем самым не благодарит Аллаха».
Подвиг, совершенный Ахмат-Хаджи Кадыровым, его героизм, самопожертвование стоят в одном ряду с подвигом библейского Моисея, выведшего свой народ из Египта, и тем самым спасший его от смерти. Он подобен подвигу гуманистов Махатмы Ганди и Льва Николаевича Толстого, отказавшиеся от применения силы во имя высших идей. И наконец, его подвиг является ничем иным как повторением пути, пройденным Кунта-Хаджи Кишиева, своим учением и личным примером спасшего чеченский народ от тотального уничтожения в эпоху Большой Кавказской войны 18-19 века. И он поистине является Имамом и Овлия для всего чеченского народа, весть о котором пришла через род Кунта-Хаджи из глубокой старины до наших дней.
Дала гIазот къобал дойла цунна!

Ислам Сайдаев
(Статья написана и впервые опубликована 22.08.2011 г. Исправленный и дополненный вариант 23 марта 2021 г.)