Уникальная школа... Повесть

Виктор Антохи
                1. Новая школа.
   Антоша приехал в хутор Весёлый неделю назад, а до этого они жили временно у родственников в соседнем районе, но территориально не далеко. Семья переехала тогда, когда купили свой дом. Известно, что жить можно везде, но хорошо — только дома.
   1-го сентября Антону нужно идти в школу, поэтому он проснулся сам рано. Немного переживал, как его встретят ребята. Он ещё никого не знал, кроме соседа, Толи. Тот бесцеремонно подошёл познакомиться, а два дня назад, они ходили вместе смотреть школу. Она стояла одиноко за яслями в большом саду, окружённая зелёной поляной, где у них проводились уроки физкультуры. Стены выделялись чем-то белым, а крыша чернела тёмным цветом.
   На свой первый урок в новую школу Антон пришёл последним. Он сам не ожидал, что всё начнётся с первого опоздания. Было немного неудобно, но заходить всё равно надо. Мальчик открыл тяжёлую старую, грубо сколоченную, зелёную дверь и толкнул её вовнутрь. В маленьком коридорчике он нашёл ещё дверь, преодолев которую, Антоша оказался в классе. В глаза бросилось, что в классе совсем мало учеников. «Что ещё будут опоздавшие? — подумал мальчик. — Ничего себе!»
   Ему навстречу поднялась миловидная полненькая учительница, улыбавшаяся ему добродушным лицом.
   «Она, наверное, очень добрая» — подумал почему–то Антон.
А в это время, все любопытные глаза школьников изучали нового ученика. Разве часто бывает такое событие?
   — Здравствуйте! — произнёс вошедший.
   — Здравствуйте! — ответила учительница. — Меня зовут Елена Емельяновна! Дети, это наш новый ученик второго класса. Его зовут Антон. Он не разговаривает на украинском языке, потому что в первом классе учился в русской школе. В каком районе ты учился?
   — Я учился в Килийском районе.
   — Как зовут твоего первого учителя?
   — Его зовут Виктор Викторович.
   — У вас был мужчина учителем начальной школы? Это большая редкость.
   — Да!
   — Каким он был?
   — Если мы хорошо себя вели, Виктор Викторович играл для нас на скрипке. Сначала один раз в неделю — по субботам, а потом — ежедневно. Но мы должны были вести себя хорошо, на уроке не шуметь и стараться.
   — Ребята, мы должны помочь Антону выучить украинский язык. Для этого подсказывайте ему все ошибки в разговоре, а он будет стараться в изучении языка, правильно, Антон?
   — Да я буду стараться побыстрее научиться читать и разговаривать на украинском языке.
   Хорошо, Антон, вот твоё место с девочкой Галей. Она тоже во втором классе. Елена Емельяновна подвела Антона к третьей парте во втором ряду и он сел рядом с симпатичной девочкой, которая глянула на него чистыми зелёными глазами. Они хорошо контрастировали с двумя чёрными косичками. Девочка улыбнулась и слегка подвинулась, хотя сидела строго на своей половине скамьи.
   В классе было 8–10 старых тяжёлых парт. Они размещались в два ряда: в первом ряду, где–то — пять парт и во втором — столько же. Несколько парт пустовало и не потому что, кто–то пропускает урок, а потому что эти парты запасные.
   Учительница умела так спланировать учебный процесс, что работали все. Она подавала новый материал для одного из классов, успевала всех опросить, написать контрольные работы для закрепления темы и провести игры на физкультуре.
   Уроки рисования, пения, труда и физкультуры были общими для школы.
   На физкультуре Елена Емельяновна показывала детям свой комплекс физической зарядки, а потом игры с мячом и игру «Платочек» — особую радость для девочек. Иногда бег по кругу (периметру) на зелёной поляне — проводился, как на стадионе.
Часто практиковался бег наперегонки — 100 метров или чаще на количество кругов (периметров). А самое интересное, когда учительница организовывала — метание гранаты и всё фиксировалось протоколом, как на больших соревнованиях. Протоколы подшивались.
   По рисованию работали над двумя рисунками: один — классная работа, а второй — домашнее задание. В классе трудились все, потому что перед окончанием урока Елена Емельяновна собирала рисунки на оценку. Иногда, она проходя мимо парты, могла оценить работу досрочно. Кто не успел окончить работу в школе, тот приносил на следующий урок два рисунка.
   На уроках пения разучивали все вместе песни советских композиторов и народные песни. Изучали пионерские песни.
   Уже на первом уроке началось знакомство.
   — Привет, пацан! — двинул под бок четвероклассник Коля, — поздравляю тебя с началом учёбы у нас!
   — Спасибо! — оглянулся Антон.
   — У тебя уже невеста есть?
   — Какая невеста? — покраснел Антон.
   — Дети, слушайте меня, — сделала замечание Коле учительница. — Пообщаетесь на перерыве.
   — Невеста, невеста! — прошептал Коля, придвинувшись ближе к спине Антона.
   — У меня нет никакой невесты.
   Галина нервно ёрзала на жёсткой скамье и хлопала красивыми глазами: то на Антошу, то на Елену Емельяновну.
   — Ты примеры решила? — сменил тему Антон.
   — Да!
   — Глянь в мою тетрадь, у тебя ответы такие?
   — Да! Такие!
   — Хорошо!
   — Дети! Сделаем перерыв!.. А сейчас, Николай, ты можешь поговорить с Антошей.
   — Хорошо! — заулыбался сосед по парте.
   — Эй, пацан, ты где? — искал глазами долговязый четвероклассник. Коля Недогода был выше всех и, наверное, сильнее всех.
   — Ты почему сидишь за партой? Сейчас можно погулять, а то переменка быстро заканчивается.
   Антон молчал, потому что никого не знал, кроме соседа, и не знал о чём можно поговорить.
   «А где Галина?» — подумал Антон и поискал её глазами.
   Он её нашёл у горшочного цветка, который, кажется, называют фиалкой. Она смотрела красивыми глазами на только что политый учительницей цветок.
   У вас есть дома такие цветы? — поинтересовался Антон.
   — Нет, но они мне очень нравятся. Они, как чьи–то глаза...
   «Кажется, я знаю на чьи...» — подумал Антон, но его прервали...
   «А вот, где вы прячетесь...» — почти крикнул Николай, обнимаясь с Анатолием,
разыгрывая, какую–то комедию:
   — Тили–тили тесто — жених и невеста! — сговорившись запели двоюродные братья... Что, она тебе нравится? — добавил от себя бесцеремонный сосед Толя.
Его мелкие глазки бегали бесиками, ожидая ответа невпопад, чтоб парировать какой–нибудь похабщиной.
   — Нет, не нравится. Мы просто так стоим...
   — Ха–ха–ха–ха! — просто так стоят! «Знаем мы это ваше просто так!»
   Галина покраснела и убежала на свою парту, а слёзы катились с её красивых глаз не каплями, а потоком.
   — Что случилось? — рядом оказалась Елена Емельяновна. — Тебя кто–то обидел?
   — Да! Они обзывают меня с Антоном «жених и невеста».
   — А что здесь плохого? Это не обидные слова, а добрые. Это бывает у всех людей. Не плачь, Галя! 
   Братья сговорились с другими ребятами: ещё с одним Николаем, рыжим; с Васей — толстеньким третьеклассником и ещё с кем–то, не запомнился, чтоб инсценировать постановку. Они все подкрались поближе к второклассникам и внезапно вместе хором снова пропели это их «Тили–тили...»
   Галя от обиды снова зашлась горьким рыданием, а Антон не знал куда убежать.
   — Ану, прекратить баловство! Что вы нападаете на девочку? Ещё не хватало чтоб Антон расплакался и тогда это будет не школа, а детский сад.
   Замечание учительницы сыграло свою роль и поющая компашка распалась, а в классе образовалась непривычная тишина, только изредка слышались Галины всхлипы. Похоже, что переменка заканчивалась и, почти все, уже были за партами, а извечно  неугомонный третий класс ещё бегал во дворе, играя самую древнюю мужскую  игру, «Догонялки».
    — Аллочка, позови их, а то они до вечера не остановятся.
    Алла вышла на крыльцо и возвратила третий класс на урок.
    — Мальчики, вам переменки не хватает побегать? Может оставить вас после уроков?
    — Нет, не надо, Елена Емельяновна. Мы больше не будем.
    — Дети, встали! Начинаем наш следующий...Швец, ты что-то под партой потерял?
    — Елена Емельяновна, Вася конфету уронил и не может достать.
    — Мукан, достанешь на переменке. Всё! Я сказала. Мне кажется, что кто–то сейчас займёт место в одном из углов класса...
    — Один из них Швец, а второй... Успокоились?
    — Да! Всё!
    — Начинаем наш следующий урок. Садитесь!
    Когда дети стоят за партой, то откидывают фартуки парт, а когда садятся, то забывают про эти фартуки и иногда кто–то да уронит. Отчего в классе стоял неожиданный грохот. Но в этот раз никто не забыл.
    Урок начинается. В первом классе — правописание: пишем в тетрадях в косую линейку элементы прописных букв — такие вот крючочки. Написать по три строки.
    Во втором классе — українська мова: имя существительное — Iменник — часть речи.
    В третьем классе — арифметика. Тема: Сложение трёхзначных чисел в столбик.
    Я вам один пример сложила. Внимание на доску: мы с вами сложим ещё один вслух, а остальные примеры вы сделаете самостоятельно.
    В четвёртом — природознавство. Моря и океаны СССР. Достаём свои атласы и контурные карты: найти и подписать все моря, омывающие границы СССР.

    Я приготовила для всех задания на классной доске: самая левая часть доски для первого класса, рядом №№ вправ для второго класса, №№ по арифметике для третьего класса. А справа на доске параграфы и страницы для 4–го класса.
   Достаём учебники, тетрадки, перьевые ручки и чернильницы.
   — Начинаем работать! Кому что–то не ясно, поднимаете руку. Чернила у всех есть? Ручку никто не забыл? Это хорошо. Работаем.
                2. В чём уникальность.
   Второй класс, я вам разрешаю тихонько разговаривать, но не мешать другим классам. Галина, помоги Антону с переводом.

   Третий класс. Внимание на доску, решаем вслух один пример. Всё понятно?
   — Толя Швец, тебе ясно?
   — Да!
   — Вася Мукан?
   — Тоже всё ясно!
   — Работайте! Но если не успеете до конца урока, оставлю после уроков.
   — Скорець!
   — Шо?
   — Я не тебе, а брату.
   — А я думав надо читать.
   — Коля Скорець, всё уже сделал?
   — Я? Нет!
   — А почему не работаешь?
   — Алла не хочет показать, где одно море.
   — Какое?
   — Баранцово.
   — Может, Баренцево?..   
   Вот подрастёшь...заберут туда служить... и тогда узнаешь точно, а пока — найди в атласе Мурманск и, считай, что справился с заданием.
   — Спасибо, Елена Емельяновна!
   Все работают, только перья «тукают» в чернильницу и скрипят в тетрадных листаж.   Учительница ходит между рядов парт и следит за работой ребят. Подошла к парте второго класса.
   — Ну, как ваши успехи? Антон, покажи свой лист, всё записал?
   — Кажется всё!
   — Нет, это только половина работы. А почему нет украинских слов напротив русских «окно» и «дверь»?
   — Потому что звучит не правильно, как будто с ошибками. По–русски звучат как–то проще.
   — Пусть звучат так, как звучат: «вiкно», «дверi». И пусть тебя это не смущает. Тем–то и есть ценность славянских языков: схожесть, близость и различие. Работай, Антоша! 
   На следующий час расписание уроков изменилось: в первом классе — чтение букваря, во втором классе — арифметика, в третьем классе — русский язык и в четвёртом — история.
   После второго урока по расписанию — большая перемена и ученики зашелестели газетной упаковочной бумагой. Дети доставали свою еду. Чаще всего, это был хлеб с маслом или повидлом. Слово «бутерброд» ещё не употреблялось в обиходе людей Советского Союза. И колбасу не нарезали тонкими кольцами, чтоб сложить на хлеб, а предпочитали отрезать кусок или отломить куском, откусывая поочерёдно: то хлеб, то колбасу. Почему–то дед Чулков не так часто и не так много привозил колбасы в ларёк. Она считалась праздничной едой. В те времена мясо ели не ежедневно, а по праздникам или по воскресеньям, соблюдая посты.
   Ученики дружно жевали то, что приготовили им мамы, но не умолкая ни на минуту.
   — Ребята, ешьте над своей газетной упаковкой и не сорите по всему классу. А можно было бы и на улице походить со своими кусками, пока ещё сентябрь и погода позволяет.
   — Айда на улицу! — позвал ребят Толя, — и некоторые из них приняли призыв с удовольствием, потому что там не нужно следить, ровно ли лежит газетка, не падают ли крошки мимо.
                3. Переменка.
   Девочки аккуратнее. Они поели, смахнули крошки на свою газетку, сложили её перегибами и отправили всё в мусорное ведро. Старшая из девочек, красавица — Алла Дикуст, нашла влажную ветошь и протёрла все парты. Елена Емельяновна с благодарностью ей улыбнулась;
   — Молодец, Аллочка! Спасибо, девочка!
   Алла от удовольствия и от похвалы зарделась розовым румянцем, который не мог не оценить её одноклассник - Коля Недогода.
   — Аллочка, ты, как всегда, самая лучшая!
   — Ты так считаешь? Спасибо!
                4. Урок труда.
   — Два последних часа — уроки труда. Дети, оставьте на своих партах все листочки и тетради для проверки. Я потом соберу и выставлю оценки. У всех классов — два урока совместно. Мы с вами пойдём в школьный сад. Там маленькие будут собирать на кучку яблоки и груши, а большие будут носить их во вторую классную комнату и складировать в приготовленную посуду: тазы, корзины, баки.

   — Ещё раз повторяю: собирают первый и второй классы и девочки, а переносят третий и четвёртый классы. Все слышали? Я больше повторять не буду. Если успеем, то старшие классы вскопают грядки на будущий урожай, а младшие соберут малину.
   — Всё дети, урок труда начался!.
   Мальчики вскопали грядки, приствольные круги под деревьями, а девочки и младшие мальчики собрали малину в тарелки, чашки и банки. Всю ягоду ссыпали в одну большую посудину. Работа хуторским детям была привычной и они за два урока, почти всё, успели сделать.
                5. Галина — новый школьный друг.
   — Дети, большое спасибо вам за труд. Всем сегодня — по «пятёрке».
   — Урра!— запрыгали все ученики и Антон тоже с ними.
   Так прошёл первый школьный день ученика второго класса хуторской начальной школы. За первым днём пошли очередные дни и жизнь насыщалась новыми событиями. Антон приобрёл одного хорошего школьного друга — Галину Бойко. Они вместе делали уроки, если возникали какие–нибудь сложности. Общались ежедневно, обо всём делились впечатлениями. Можно смело утверждать, что они дружили. Хуторские школьники привыкли видеть их часто вместе и даже завидовали их дружбе, продолжая дразнить «женихом и невестой». А некоторые ребята подозревали, что симпатичных второклассников объединяет не только школьная дружба, а нечто большее, хотя эта пара была ещё детьми и дружили честно, по–детски.
   На самом деле, они оба сильно стеснялись «обзывалок» и постоянно оправдывались, что они «не рыжие» и старались реже попадаться на глаза одношкольникам. И всё же они чувствовали, что вместе им хорошо и интересно. Они с удовольствием обсуждали все самые секретные дела, как только встретятся. Но школьного времени ребятам было мало и они искали повод чтоб встретиться после школы. Одним из таких поводов было оказание помощи своим мамам на поле. Мамы работали вместе свекловодами и даже подружились, потому что их многое объединяло. Они были ровесницами и обе были в разводе. У обеих была хорошая кучка маленьких детей, старшие из которых были одноклассниками. Все остальные посещали детские ясли–сад. Мамы обязательно приветствовали стремление своих старших детей помогать им на поле. Они ещё осенью прибегали к мамам убирать урожай сахарной свёклы. Впервые инициативу проявила Галина, которая спросила:
   — Антон, ты сегодня к маме на работу пойдёшь?
   — Пойду!
   — Когда?
   — Когда выполню домашние задания.
   — Может сходим вместе?
   — Я с удовольствием!
   — Давай, встретимся у клуба?
   — Хорошо. Давай!
                6. Сходим к мамам.
   Сделав уроки, ребята — новые школьные друзья встретились у хуторского клуба. В это время там никого не бывает и ребята могли чувствовать себя свободно, не прячась, и, не переживая, что их увидят посторонние глаза. Не теряя время зря, друзья направились к Котовскому шляху на поле №____, которое тянулось одной своей стороной вдоль шляха, а второй смежно с лесополосой, примыкающей к весовой и току. Выйдя за околицу хутора, у ребят потянулись руки навстречу, соединившись в кулачёк дружбы. Так молча шагали пока не достигли поля. Поднявшись на небольшую возвышенность, их взору открылась панорама технологического процесса уборки сахарных корнеплодов. Поперёк зелёного поля по загонке двигался узкий гусеничный трактор ЛТЗ–38 с прицепным комбайном. Он выкапывал корнеплоды и сбрасывал напротив женщин–свекловодов, которые обрезали ботву серпом или длинным ножом и складировали чистый корнеплод в кучи — кагаты. Ребята издали поприветствовали своих мам и ускорили шаги.
   Антон сразу обнаружил, что у мамы завал: в очереди на очистку лежали около десяти куч свёклы. «Устала мама, — подумал сын, — привет, мама, что не успеваешь? Сейчас вместе догоним».
   — Давай, сынок, догоним! Садись на свежие кучки, а я старые почищу.
   — Хорошо!
   — Возьми короткий серп... Длинный тебе будет неудобен.
   — Хорошо!
   Антон задал себе цель: пока трактор пройдёт загон (круг) почистить две кучки:
новую и одну из старых. А ещё пройти свои 100 метров и собрать потерянные корни.
Хоть и не очень быстро, но вдвоём с мамой они сумели догнать комбайн. Антон сразу заметил, как у мамы засветились глаза. Она оценила помощь сына. «Как это хорошо!»
Всё это было осенью. После уборки корнеплодов наступило время погрузки свёклы. Антон и там участвовал, когда работали на загрузке вручную. То время запомнилось запахом костров и вкусом печёной свёклы, а ещё было несколько раз — катание до сахарного завода с солдатами, участвовавшими в уборке урожая. А трения с соседом продолжались. Особенно не желательно было ребятам попадать ему на глаза, когда они выходили в поле. Он молча пройти не мог, а должен был расспросить обо всём. И не только Толя интересовался, но и его брат хотел всё знать. А потом делились и обсуждали свои новости.
   Особенно любил донимать их сосед Толя. Он придумывал о ребятах самые гнусные истории с подробностями. Стоило только фантазёру заметить самую безобидную встречу и ком негатива рос с космической скоростью. Даже передача из рук в руки какого–нибудь безобидного предмета, сразу трансформировалась в неимоверную историю, в которой сосед проявлялся главным свидетелем какой–то очень тёмной и обязательно тайной истории.
                6. Агрессивный сосед.
   Антон был в растерянности, потому что, будучи ещё ребёнком, он никогда раньше не оказывался в подобных ситуациях. И Галина считалась положительным и послушным ребёнком, который никогда не преступал черту недозволенного. Зато сосед пошлил и хамел всё больше и изощрённее, что не могло не сделать его для этой пары непримиримым врагом. Он в этом треугольнике был самым агрессивным. Ребята сопротивлялись, правда, не всегда удачно, а чаще, избегали с ним встречи. А сосед, напротив, искал встречи. Во встречах он находил свою отдушину и новую возможность в чём–нибудь обвинить детей. Он так развлекался и у него получалось лучше преследовать и издеваться, потому что такова была его личная сущность.
   Они были обречены жить по соседству, рядом и терпеть друг друга, общаться, соперничать, ссориться и мириться, а потом работать и снова терпеть.
   Но наступало время, когда соседи расходились, хотя бы на некоторое время. Сначала, закончив начальную школу, ушёл в среднюю Толя, потом, закончив восемь классов, уехал в ПТУ снова Толя. Но это потом, через годы. А для младших годы тянутся медленно, хотя на новом месте, в процессе познания новых людей, новых условий, а где–то и новых правил жизни, дни прошелестели осенние, за ними белые дни новой зимы, а следом снова — весенние разводы апрельских акварелей, которые не раз плясали в антоновских альбомах на самых тонких кончиках щетинистых кистей.
    Впереди маячили длинные каникулы нового лета для третьеклассников Антона и Гали. Ничто не могло мешать их дружбе, общению и взаимопониманию. Девяносто дней
летних каникул это не мало, но они ещё успели побегать к мамам на поле на прополку и разрежение молодых ростков сахарной свёклы. Технология такова, что при посеве в грунт вбрасывается 50–60 семян, а нужно выбрать 8–10 ростков на каждый метр погонный площади. А с такой задачей справится только человек. В том числе и второклассники Галя и Антон, которые снова пришли после уроков на поле, взявшись за руки в кулачёк дружбы. На поле работало полеводческое звено — 30–35 женщин. Они брали по одному ряду каждая и пропалывали длинный километровый, а иногда и двухкилометровый ряд до его конца. Если находились помощники, то они становились вперёд на её ряду. Мать доганяла и проходила вперёд на 20–30 метров. Так по очереди переходили вперёд пока не увидели последние ростки этого ряда. Антон иногда обижался на маму за её чрезмерные симпатии к подружке. Чтоб пообщаться о чём–то неотложном, мама Валя переходила на ряд подружки Марии, бросив Антона одного. Тётя Мария получала двух помощников, а Антон лишался помощников. И когда он протестовал, то женщины над ним только посмеялись, подтрунивали и шутили. Галя искоса поглядывала на друга, но молчала. А Антон понимал её сочувствие. Дойдя в конец ряда, работники отдыхали немножко, растянувшись на молодой травке и возвращались на работу. Если это был будний день, то проработав один ряд обратно, рабочий день заканчивался и все возвращались домой, а если это было воскресенье, то садились обедать.
   А как вкусен обед на поле! Хотя никакой пиццы тогда не знали и колбаска была по праздникам. Ели самую простую еду: картофель в «мундире», сало, брынза, молоко или компот. Но аппетит был подогрет многочасовыми стояниями под палящим южным солнцем в сгорбленной позе, а то и на коленках. Сказать, что это нравилось десятилетним детям, нельзя. Это никому не может нравиться, но все понимали слово «надо» и все терпели и трудились: мамы чтоб кормить нас, а мы — потому что жалели мам. Нам было нелегко, но мы не ныли, не плакали, не искали возможности увильнуть, а терпели через зубной скрежет. Работали наравне со взрослыми и нам доверяли. Мамам было хотя бы немножко легче и им завидовали те, кто работал без помощников. Возвращались с работы ребята уставшие, но назавтра готовы были снова приступить к оказанию помощи маме.
    «Мама, мы завтра снова придём» — пообещал маме Антон.
    «Может, всё–таки отдохнёте?» — уточнила мама.
    «Нам никто не может помешать прийти помогать тебе, кроме Елены Емельяновны» — заверил маму Антон. И накаркал. Только учительница может нарушить этот режим работы...И она нарушила, когда Антон не смог решить задачу. Мальчик понадеялся, что Галина решила, но она тоже не осилила.
   «Третий класс пришёл на урок с невыполненным домашним заданием, — обиделась Елена Емельяновна. — Такого ещё не было, чтоб оба не решили».
    «Третий класс сегодня останется после уроков». Антону показалось, что Елена Емельяновна так обиделась на третий класс, что даже не смотрит на них.
    Когда время уроков закончилось и все ушли домой, третьеклассники приготовились к какому–то особому заданию, но учительница хладнокровно и жёстко потребовала решить задачу и назвала номер вчерашней задачи.
   — Я вас никак не могу понять, почему вы не смогли решить обыкновенную задачу? Посмотрите внимательно, прочитайте вдумчиво условие и вы поймёте, что подсказка действий лежит на поверхности. Галина, нашла подсказку решения задачи?
   — Нет, Елена Емельяновна, я не вижу её.
   — Антон, а ты видишь вариант решения?
   — Пока ещё нет.
   — Я вам даю один час на решение задачи.
   В классе оглохла тишина и почему—то звучала зловеще. Третий класс ещё никогда не был оставлен после уроков. Они никогда не оценивались неудовлетворительной оценкой. Ещё никогда они не выглядели такими беспомощными. Елена Емельяновна сидела за столом и улыбалась какой—то злой улыбкой. Она и себя почувствовала оскорблённой, обиженной и напуганной. «Что бы это значило?» — читалось в её голубых глазах.
   Время летело медленно и одновременно стремительно. Всё человеческое существо стремилось решить задачу, а время расходовалось бесполезно, но задача не р
решалась. Как будто решение было под воздействием какого–то волшебства или колдовства, которое влияет на сознание людей и особенно на учеников.
   Урок после уроков завершён, а задача не сдвинулась с места ,,,ни на йоту. Час прошёл. Улыбка с лица учительницы исчезла , уступив ей место для усталости и непонимания. Мозги отказывались думать и застыли в глупом оцепенении. Учительница не знала, что ей предпринять.
   — Всё! Точка! Собирайте свои учебники и выходите на улицу!
   Дети в ускоренном темпе сложили свои школьные принадлежности и молча вылетели на школьный двор.
   — Галина, пошли домой?
   — Нет подождём. Посмотри, какая она злая и расстроенная.
   Елена Емельяновна вышла на крыльцо, глубоко вдохнула свежий осенний воздух и глянула на топчущихся ребят.
   — Как хорошо на улице и, если бы не эта заколдованная задачка, то всё было бы замечательно. Может вас перевести обратно во второй класс?
   Дети молчали, но им явно не понравилась такая перспектива.
   — Или оставить вас на второй год в третьем классе?
   — Нет, не надо, пожалуйста, — взмолилась за обоих Галина.
   — Тогда нужно решить задачку. Сейчас пойдём ко мне домой и, пока не решите задачку, я вас домой не отпущу. Хорошо?
   — Да!
   — Не очень, но ладно. 
   — Нужно идти, а то у меня дома стирка киснет. А вы готовьтесь решать задачу. Вспоминайте  условия задачи. Вы его должны знать точь в точь — наизусть...
   До дома Елены Емельяновны идти минут десять и их мы прошли незаметно быстро. А в голову ничего не шло, даже условие задачи куда–то делось из памяти, как будто школьники получили психологический стресс.
   — Заходите, дорогие «двоечники»! Я не помню вас у себя. До сих пор у меня другие клиенты отрабатывали «неуды»: Скорец младший и старший, Недогода, Швец и Мукан. А как вы двое вписались в эту компанию, я решительно отказываюсь понимать.
Галя прошла вперёд, Антон — следом. Они оба были растеряны до глубины души. 
                7. А задачу решила Галина.
   — Присаживайтесь за стол, раскладывайте свои письменные принадлежности и время пошло. На решение задачи я отвожу вам снова один час. Если не решите, то по «двоечке» вам обеспечено. Ясно? Решайте! А у меня домашней работы невпроворот.
   Елена Емельяновна удалилась во вторую комнату, которая служила семье кухней и принялась за стирку вручную. Иногда она выходила во двор и чем–то там громыхала.
   «Ну почему бы ей нам не подсказать? — думал Антон, — и все бы были свободны».
   — А –а–а! — протянула ноту Галина, — я поняла, как нужно решать.
   — Что – а? — передразнил девочку Антон, заглядывая в её тетрадь, как будто решение уже проявилось на клеточном листке, как на фотоплёнке.
   — Я знаю, я знаю... Смотри! — девочка произвела на листке несколько арифметических действий.
   — Смотри ты тоже, — кивнул Антон на окно, — кажется идёт.
   — Ну что делают мои лучшие «двоечники» за всю историю этой школы?
   — Галя решила! — заявил Антон.
   — А Антон?
   — Я не выдержал и подглянул в её тетрадь.
   — И понял, где вы допустили ошибки?
   — Да!
   — Объясни!
   — Нет, почему я? Задачу Галя решила и она может получить положительную оценку.
 А я не догадался.
   — Какой ты справедливый! И ты будешь согласен, если я только ей поставлю оценку «удовлетворительно», а тебе «двойку»?
   — Это будет самая  справедливая оценка нашей работы.
   — Галина, я тебя не поздравляю, потому что ты сутки решала эту простую задачу. Твоя оценка, банальное — три. А тебе, Антон, только — два. И плюс задание найти три подобные задачи, решить и только тогда я исправлю твою «двойку». Ясно?
   — Да! 
                8. Помнишь вкус земляники?
   В тот день дети к мамам не пошли, потому что задержались после уроков, из–за нервного перенапряжения и потери времени.
   — Галя, а давай сегодня просто погуляем.
   — Где?
   — Я предлагаю сходить в лес. Я знаю очень хорошую земляничную полянку.
   — Ты меня уже в лес водил. Я помню хорошую полянку фиалок. Ты помнишь фиалки?
   — Конечно помню. Ну что, сходим за земляникой?
   — Сходим. Только бы твоего соседа там не встретить. А то он снова придумает про нас новую страшную историю в разноцветных красках.
   — Мы постараемся его там не встретить.

   Ребята–третьеклассники сделали уроки и снова встретились у клуба. Но в этот раз пошли от клуба не влево по дороге, а вправо на тропинку, ведущую напрямик к школьному саду. Выйдя через сад на школьный двор, ребята вышли через калитку на улицу Школьную, свернули налево к выезду из хутора. За хутором до лесополосы ощетинилось колючими сухими шапками неубранное поле созревшего подсолнечника. Давно исчезли лучшие краски былого великолепия, но остались самые невзрачные мазки жизненной спелости. Ручки ребят снова сплелись в маленький детский кулачок
школьной дружбы, которому завидовал не только коварный сосед Толя, но почти все ребята уникальной хуторской школы.
 
   Они весело шагали по просёлочной грунтовой дороге и, шаля, широко размахивали руками, которые не выпускали свои кулачки, сохраняя их на счастье и удачу. Кто может заметить, приблизившуюся цель, которую совсем не торопишь, к которой стремишься, но совсем не важно, когда она окажется вблизи.
   Первой целью была лесополоса, а второй — лес. А к нему нужно было дойти по стерне скошенной пшеницы. Разве в детстве беспокоит такая ерунда, как колючая стерня? И разве она колет? Она просто есть — существует, но если даже побеспокоит полубосые ноги, то это, скорее всего, хороший натуральный массаж, которым одарила природа. Всего через один километр прогулки по жнивью и обхода соломенных куч, выброшенных из комбайновых накопителей, появится из–за пригорка на фоне жёлтых полей, небольшой участочек дубового леса — дубрава, утонувшая в оврагах, изрезанной дождями бокового яра.
                9. Дубрава.
   Дубрава щедро предлагает тень, прохладу и свежесть дубовых ароматов. Она слизывает испарину пота со лбов путешественников. У Галины добрая улыбка и чувство довольства. Глаза щурят морщинки улыбки, которые вызывают ответную улыбку друга. Им хорошо и разве это плохо?
   Лес не густой с многочисленными полянами, протоптанными тропами. Там слева они раньше нашли фиалки, пахнувшие летней грозой и пчелиным мёдом. А почему так? Может потому что рядом пасека и вызывает такие ассоциации? Не всё объяснить, но тогда они хорошо погуляли и Галя убедилась, что с новым одноклассником можно гулять, даже в лесу, он надёжный. А сейчас не сезон для фиалок. Осень завершает циклы для растений: они отцветают, отсеивают семена и постепенно высыхают. В кустах и травах ещё можно найти красивые осенние цветы и сделать великолепный букет. Но Галина не может его унести домой, потому что придётся обЪясняться с родными...
   А вот, кажется, и та поляна, которую потеряли все любители самой лучшей летней
ягоды. Иначе они бы не сохранились.
   — Галина, будем собирать землянику?
   — Ты во что собираешь?
   — Я в баночку.
   — А я буду в кулёк.
   — Ну что — начали?
   — Начали!
   — Сколько её здесь!
   — И сладенькая.
   — Скоро дожди пойдут и всё пропадёт.
   — А когда снег пойдёт, то всё завалит.
   — Ты домой понесёшь?
   — Нет. Что я скажу, где взяла? Сказать, что с Антоном ходили в лес вдвоём?
   — Ну и что?
   — Антоша, я — девочка. Мне так, как вам, пацанам, нельзя!
   — Ты что, меня боишься?
   — Нет!
   — А в чём дело?
   — Просто, нельзя! Хотя я знаю, что ты хороший. Но нам, девочкам, как Вам, пацанам, ничего нельзя. Ты снял майку и побежал, а — я? Нет!
   — А твои фиалки я запомню на всю жизнь. И с сегодняшнего дня мне запомнится земляника тоже. Спасибо тебе.
   — Можно ещё за земляникой сходить...
   — Нет. Больше не получится. У нас на это времени не хватит. Если только снова задачку не решим...
   — Давай, не решим. И снова погуляем.
   — Нет, ты что? Мама будет выпытывать: и про задачу, и про Елену Емельяновну, и про тебя...
   — А что про меня?
   — Ей надо всё знать: кто что сказал, что сделал, где я была, куда я ходила.
   — Ничего в этом нет страшного.
   — Ты думаешь, что я ей скажу, что мы ходили в лес, ели землянику?
   — Ну и что?
   — Она меня убьёт! Нельзя! И маме своей  ничего не рассказывай про лес, про ягоды и про нас. Понял?
   — Да. Но ничего не понял. Не переживай, я никому ничего н скажу.
   — Так будет лучше. Пошли домой?
   — А земляника?
   — Пока дойдём, съедим.
   — Нет, я младшеньким отнесу.
   — Неси, если хочешь.
                10. Будет гроза.
   
   Прошло много дней. Осень ещё жила бабьим летом. Однажды ребята снова решили сходить к мамам на поле. Галина первая проявила инициативу.
   — Антоша, ты к маме не желаешь сходить?
   — Желаю!
   — Пошли сегодня?
   — Хорошо!
   — Встреча у клуба?
   — Как всегда!
   — Я буду там в 15.30 час.
   — И я буду.
   Галину ждать не пришлось, потому что оба пришли к клубу, почти вместе. Ребята с выходом не оттягивали, а вышли сразу. Сегодня солнце не показывалось, погода считалась пасмурной. На поле убирали урожай свёклы. Когда трактор тянул комбайновый агрегат у Котовского шляха, то рокот его двигателя был слышен до клуба.
   Галя настроилась на быстрый темп движения и Антон не отставал. От клуба по времени идти всего десять — пятнадцать минут. Ребята быстро дошли до питьевой воды в бочке, которую они увидели в лесополосе. Значит, ориентир верен и можно врезаться вглубь поля, чтоб найти работающих мам
   — Пойдём по полю? — несмело спросила Галя.
   — Конечно, — поддержал одноклассницу Антон, — по другому их не найти.
   Дети свернули на поле, но впереди обзор закрывал бугор.
   — Давай, дойдём до бугра — и всё затем увидим.
   — Давай!
   Дружно дошли до бугра и с нетерпением заглянули за него. Впереди рокотал трактор ЛТЗ–38, который тянул свекловичный комбайн. Поле за трактором зеленело зелёной ботвой и чернело чёрной почвой в местах убранных корнеплодов. Приблизившись, ребята чётко разглядели: по всей дистанции сидели люди в разных затрапезных лохмотьях с обрубленными на концах серпами. Трактор ехал по кругу и сбрасывал каждому работнику по полному грузовому бункеру, свежевскопанной свёклы. Работнику нужно было каждый корень очистить от земли, ботвы и тонких корешков и бросить готовое сырьё на кучу — кагату.
   — Где наши сидят, угадай?
   — Наверное, в самых разных местах, поэтому нужно разделиться и искать их в самых разных концах.
   — Плохо ты нашу маму знаешь, Галина. Даже, если они сидят отдельно, то по–соседству, это — точно!
   — Хорошо, сейчас проверим.
   — А по одежде мы их не узнаем?
   — Сейчас похолодало и они накинули на себя всё, что под рукой оказалось. Вон, кажется, наша мама мне руками машет.
   — Пошли в том направлении, а если ошибка, то вблизи будет легче искать и узнать.
   — Я пойду к тому работнику, откуда исходят нам сигналы.   
   — А я пойду к соседу слева.
   Мы угадали и попали к своим мамам. Нашу маму закидали овощами. Судя по их состоянию и по степени вялости, наша мама долго отсутствовала на своём рабочем месте Можно только догадаться, где она была — Помогала бессовестной подружке.
   — Мама, давайте, разгребём этот завал.
   — По–тихонько! Не спешим! Немного сегодня, а немного завтра и — почистим.
   Спасибо, сынок, что ты мне помогаешь.
   Антон хотел сказать, что мама не правильно помогает своей подруге, но сдержался: «Цыплята курей не учат». Они с Галиной работали без переменок, потому что мамы выглядели уставшими. В первую очередь, Антон разобрался с вялой свёклой, а потом со свежевыкопанной. Как будто вялая свёкла напоминала мальчику что—то неприятное. Детям тоже обидно, когда взрослые люди совершают ошибки.
   На поле к вечеру похолодало: понизилась температура воздуха, усилился ветер, с запада поползла огромная тёмная туча. «Будет дождь, — произнёс кто–то тихо, — но мало кто в это поверил». И только мамы засуетились.
   — Галя, — произнесла тётя Маруся. — Наверное, будет дождь!
   — Кто об этом знает?
   — Знаем, не знаем. — А ты собирайся и — домой, давай!
   — Почему, мама?
   — Мне не во что тебя одеть, а ещё и дождь намочит.
   — Может не будет дождя? 
   — А если будет? Во что ты переоденешься? Давай, забирай Антошу и — шагом марш на хутор. Нужно успеть до начала дождя.
   — Валя! Ва – ля! — позвала тётя Мария.
   — Что Маруся?
   — Дождь будет, видишь? Пусть дети бегут домой, может успеют до дождя?
   — Хорошо! Пусть бегут!
   Галя прибежала за Антошей: «Побежали?»
   — Да, Антоша, бегите!
   — А как вы? Не намокнете?
   — У нас есть плащи, клеёнки. У нас всё есть!
   — Побежали, Антон?
   — Мама, мы бежим!
   — Да! Да!
   Галя с Антоном вышли с плантации и побежали в сторону Котовского шляха. Они только скрылись из вида обозрения и руки тут же нашли друг друга и заключили союзный замок дружбы. Но ветер всё усиливался и дети добежали до поворотной развилки хутора, где высилась новая скирда пшеницы урожая этого года. Осталось добежать не более одного километра, но дождь уронил свои первые капли наземь.
   «Куда деваться?» — подумал Антоша. А на Антошу смотрели с надеждой и доверием огромные зелёные глаза одноклассницы, которые спрашивали без слов:«Что делать, Антоша? Не намокнем?»
   — Галина, спрячемся?
   — Куда?
   — В халабуду! Я сейчас устрою!
   — Главное не намокнуть. Сейчас у нас осень!Можно заболеть.
   — Я постараюсь, Галочка! Побежали к скирде?
   — Можно и к скирде. Там точно не намокнем.
   Антон видел, как тянут волокушу, когда собирают солому по полю и заметил, что «волокуша» состоит из валковых пластов, которые легко собрать. Мальчик быстро смастерил две стены халабуды и крышу у подножия скирды, а сверху на крышу ещё подбросил валки. Получился сухой и тёплый уголок. Дети сидели и ждали сильного дождя.
   — Антоша, а крыша сильный дождь выдержит?
   — Я не сомневаюсь. Если бы был очень сильный ветер, то он уже был бы. А дождь
 не пробьёт, вода будет стекать, как по соломенной крыше по бокам. А в халабуди будет сухо.
   — Вот увидел бы нас сейчас твой сосед...   
   — Да! Было бы ему, что брехать по хутору.
   — Антоша, я немного беспокоюсь.
   — Что случилось? Боишься заболеть?
   — Этот сосед выдумывает разную ерунду и на меня стал влиять. Я стала тебя бояться.
   — Почему? Ты что меня не знаешь?
   — Я знаю тебя, но вдруг и у тебя фантазии разыграются?
   — Не бойся меня, Галиночка. Я никогда тебя не обижу, потому что мы друзья и одноклассники.
   — Ты знаешь, если бы я оказалась здесь с любым из наших мальчишек, я бы боялась их всех, а тебя — нет. Просто слегка опасаюсь.
   — Правильно делаешь. Будь на чеку! Но я для тебя не опасен. Ты веришь?
   — Да. Но мне холодно.
   — Возьми мой свитер.
   — Нет, не надо.
   — Надо! Ты помнишь, я могу снять майку и — всё нормально.
   — А я не могу. Девочкам нельзя. Это не будет нормально. Но мне прохладно. Ты можешь меня согреть?
   — Как?
   — Просто погрей руки.
   — Можно. То есть — могу.
   — Только ты не забывай, что я девочка.
   — Хорошо, я не забуду.
   — Ты чувствуешь, какие у меня холодные руки? Они у меня всегда холодные.
   — Ты и правда, как ледышка. Я погрею ртом, можно?
   — Можно. Грей. О, как хорошо! Мне стало теплее и лучше. Как только иссякнет самый сильный ливень, мы сможем бегом добежать домой, правда? Здесь не далеко.
   — Ещё греемся?
   — Да!
   — Тебе стало теплее?
   — Стало хорошо!
   — Детям тоже бывает хорошо. Но у взрослых всё по–иному.
   — Мы ещё успеем повзрослеть. Это всё впереди. Как у всех людей.
   — Может выглянем наружу, разведаем обстановку?
   — Может побежали домой?
   — А дождь закончился?
   — Оказывается, что и бежать не надо. Дождь прошёл стороной. Туча ушла на Евменьевку. А у тебя в волосах солома.
   — Ну, убери её!
   — Пожалуйста!
   — А то, твоего соседа встретим и, он подумает, что мы только что вылезли из скирды.
   — Разве третьеклассники мальчики и девочки прячутся от дождя в скирдах?
   — А разве мальчики греют девочкам руки?
   — Но когда им холодно, то их тоже нужно погреть своим теплом друга. Любому человеку нужно тепло добра, тепло друга.
   — Галя, ты хороший друг. Наверное, девочка мальчику тоже может быть другом.
   — Наверное. Только я не хочу быть другом твоего соседа Толи.
   — Ну и не будь. Кто заставит?.. Давай, я ещё осмотрю тебя, чтоб не осталась солома в волосах.
   — Осмотри, друг!
   — Хорошо, друг.
   — Кажется, всё. Пойдём домой?
   — Пойдём! Нам ещё уроки делать.
   — Пока! До встречи в школе.
   — До встречи!
                11. Мы тогда ещё дружили.
   Не суждено было ребятам в этот раз попасть под дождь. Стихия изменила своё направление движения, оставив на соломенной крыше халабуды, только несколько десятков дождевых капель, а от резких порывов ветра, который создавал всю иллюзию бури, не осталось даже воспоминаний. Зато Галина поняла, как Антон готов её спасать от бури–грозы. И она всю дорогу от развилки шла с улыбкой на устах. За этим днём прошли другие дни, за осенью пришла зима, а следом вновь весна. И снова  — каникулы. В четвёртом классе Антон с Галей стали старшеклассниками, а в первый класс пришёл брат Юра с друзьями и младшая сестра Гали, черноокая Наташа. Год стал хорош уже тем, что сосед стал попадаться на глаза всё реже, потому что перешёл в Чернушку в среднюю школу. В этом же году в семью снова возвратился отец. Антон ликовал от радости, а младшие дети не проявляли особой радости по причине того, что совсем его не помнили. Антон ходил за отцом хвостиком. А тот поделал много мужской работы и сам работал со второго дня возвращения домой. К концу года отец принял своё мужское решение — Антон в пятом классе будет учиться в Котовске. И сам отвёз сына выбирать школу. Но передовой воле отца не суждено было существовать больше года. Отец однажды уехал и не вернулся, а Антону пришлось возвращаться в среднестатистическую сельскую среднюю школу, в которой учились все выпускники начальных школ округи. Выбора больше не было и Антона в Чернушке ожидали. Единственное что было непривычно это — ежедневный марш–бросок дважды в день: утром и после обеда. Были и другие сюрпризы для Антона. Он получил хороший багаж знаний в Котовской школе и оказался в классе самым сильным в области изучения иностранного языка, немецкого. После начальной школы, где они с Галиной были два одноклассника, в Чернушке Антон попал в переполненный класс, где в течении месяца не обязательно на уроке опросят домашнее задание или вызовут к доске. Это сыграло не лучшую службу и Антон мог себе позволить прийти на урок с невыученным уроком или стихом. Чаще стихи или устные уроки юноша учил по пути в школу. Зная, что нужно выучить что–то по пути, Антон выходил на 10 минут раньше, чего было вполне достаточно.   
   После седьмого класса, летом, на хутор Весёлый приехала, неожиданно для жителей, из районной «Электросети» небольшая бригада электромонтажников. Один из них был Пётр Рудой, который учился, как и Антон, тоже в первой школе, но на четыре года раньше. Познакомившись, Антон и Петя с удовольствием вспоминали Котовских учителей: Отто Карловича, Дарью Харитоновну, Ефросинью Ефимовну и других. Котовские электромонтажники получили задание протянуть высоковольтную линию из Чернушки в хутор Весёлый, чтоб обеспечить электроснабжением  жителей–хуторян. Человек уже в космос полетел, а дети до сих пор при керосинке уроки делают, а детские программы телевидения, почти вся школа к Елене Емельяновне бегают смотреть по воскресеньям. И вот, наконец, пришла пора убрать керосинки на чердаки и нажать на чёрный выключатель, чтоб загорелась лампочка Ильича в каждом доме хутора Весёлого. Вот теперь–то жизнь хутора станет реально веселее. Но хотя бы за лето успели бы закопать бетонные опоры на протяжении семи километров.
   — Успеем, даже раньше сделаем! — заверил ребят Петя Рудой.
   — Я не верю, — пессимистически заверил младших ребят пессимист и сосед Толя.
   — А я говорю, что сделаем!
   — Как на таком огромном расстоянии можно протянуть линию электропередач?
   — Ты никогда ни во что хорошее не веришь! — в сердцах упрекнул соседа Антон.
   — Спорнём?
   — Я не люблю спорить. Поживём — увидим.
   — Вот — увидишь!..
                12. Исповедь.
   Антон узнал, что Петя провожал Галину из кино, которое редко, но бывало в хуторском клубе. Юноше это не понравилось, хотя у них с Галей дружбы не получилось и объяснить причину не смог бы никто. А вот само объяснение по этому поводу состоялось. Галина прислала к Антону свою сестру с устным сообщением. Галина предложила Антону встретиться «когда стемнеет» у клуба.
   Одноклассники встретились у клуба, почти одновременно:
   — Пошли посидим у школы?
   — Пойдём! — согласился Антон на предложение.
   — Ты можешь угадать тему разговора?
   — Нет, я не знаю тему, но мне кажется, что разговор будет не из приятных.
   — Да, правильно. Я просто один раз с тобой поговорю и больше этой темы не коснусь никогда.
   — Ясно. Говори!
   — Я привыкла считать тебя своим другом со второго класса.
   — И я так же считаю.
   — Так да не так считаешь. Ты по иному как–то считаешь.
   — Нас с тобой долго травили: то твой сосед, то его друзья, то ещё кто–то. И мы сначала прятались от всех или пытались не попадать посторонним на глаза, а позже стали избегать друг друга.
   — Да был такой момент.
   — Антон, скажи, пожалуйста, когда ты перестал быть моим другом?
   — Я не знаю.
   — Хорошо. Можешь ответить, почему мы с тобой не ходим вместе в школу и обратно?
   — Я не могу ответить тебе почему не ходим вместе  в школу. Но считаю тебя своим другом со второго класса.
   — Я уже привыкла, что ты меня избегаешь и прячешься от меня.
   — Я поздно выхожу из дома, но хожу очень быстро.
   — Неубедительно.
   — Почему?
   — Я задам тебе ещё один вопрос и ты поймёшь, почему неубедительно.
   — Если ты мой друг, то почему ты ходил на свидание к Маше? К тому же за четыре километра.
   — Я не знаю почему...
   — Вот видишь, если бы был моим другом, то пришёл бы ко мне.
   — Галя?
   — Да–да — Галя!.. А я ждала, что придёшь, а ты всё прятался, маскировался от соседа и от всех остальных, в т.ч. и меня.
Если бы  я тебе была нужна, то плевал бы ты на сплетни, на «обзывалки» и на прочее.
   Скажи мне, пожалуйста, а зачем мне этот Рудой? Он мне не нужен, но так прилип, что я не знаю, как от него избавиться. Я пошла с ним только потому, что тебя нет. Я и плакала, и просила, и ругалась... Это ты виноват, мой дорогой школьный друг. Мы с тобой сегодня об этом поговорим и забудем эту тему навсегда! Если ты сегодня решишь меня позвать, то я с тобой не пойду. Мы сегодня эту тему закрыли навсегда.
Прощай мой школьный друг!
   Эта исповедь состоялась в восьмом классе.
   «Я тогда потерял своего зеленоглазого друга, хотя ещё учились вместе два старших класса» — сам себе откровенно признавался Антон. И было очень стыдно за свои неоправданные поступки, за ребячество. Столько лет прошло, а Антон всё прятался от соседа и других, старших ребят, которые, спели когда–то им весёлую песенку «Тили–тили тесто...» Многие из них уже в армии служат, иные уже отслужили и переженились, а над Антоном довлеет ребячья насмешка тяжёлым психологическим грузом. Соседу хватило нескольких насмешек, чтоб повлиять на взаимоотношения детей—одноклассников. Эти насмешки оказались настолько ядовиты, что их воздействие с годами только усиливались. Но почему–то воздействие на мальчика было сильнее. И права Галина, что Антон оказался слабее. Антон находит своё оправдание в том, что старался сохранить репутацию девочки–одноклассницы. Но зачем беречь репутацию, которой ничего не грозит? Репутация не пострадала и не могла пострадать, потому что девочка сама её сберегла.
   
    Но в результате негативных влияний, два одноклассника уникального класса были отчуждены под угрозой насмешек и злых шуток. Они потеряли не только взаимную симпатию, но и необходимость общаться. Такого результата сумел добиться тщедушный, невзрачный человек, завистливый и неинтересный, который мало пользуется не только симпатией но даже уважением окружающих людей. А если представитель прекрасного пола отказала ему во внимании, то такой финал похож на месть тщедушного существа.

   Ни благоприятная школьная среда, ни лучшая школьная педагогика не сумеют защитить учеников, если они не будут сопротивляться негативным влияниям отрицательных  героев нашей жизни.
   Бороться нужно с несправедливостью всегда, чтоб не оказаться под пятой  самых тщедушных людишек, окружающих нас. Справедливость должна торжествовать, но за неё нужно бороться и стремиться к победе, даже на бытовом уровне.
    А этому учат и учатся в школе на основе богатого мирового литературного творчества, который входит в копилку мировых знаний. Каждый ученик, каждый человек имеет доступную возможность приобрести эти знания и не обязательно в элитной столичной школе, а в самой простой хуторской школе, где сразу видно, что она уникальна, успешно передаёт знания и выполняет свою основную функцию — учит.
    Всё, чему научился впоследствии Антон, взяло начало в этом невзрачном белом домике с тёмной крышей, где научили не только, грамотно говорить, но и грамотно писать, хорошо считать, рационально думать и логично поступать.
    «Только я не мог себе представить, что однажды уйду, в буквальном смысле, пешком в армию и больше никогда не вернусь. Больше не увижу дом под красным железом, в котором я долго прожил в конце улицы Советской, на повороте в сторону   хуторского кладбища и хутора Евменьевка, где рос, мужал, развивался и мечтал. Порог этого дома меня проводил на учёбу в начальную школу, позже — в среднюю школу, в суровую армейскую среду, в техникум и университет.  А базой всех начинаний и устремлений служила невзрачная, одноэтажная начальная школа, хорошо побелённая известью с небольшими старыми окнами и допотопной тяжёлой дверью, открывающаяся нехитрым запором нажимного действия и с неприметным единственным учителем, который точно знает, как научить премудростям знаний каждого из нас».
               
                Конец.

март 2021 года.