Псковский театр. Село Степанчиково

Ирина Яненсон
   Третий раз уже смотрю Степанчиково в нашем театре и точно буду приходить ещё, потому что спектакль даёт мне драйв, а драйв для меня, как перезагрузка для мозга. Постановка режиссёра Петра Шерешевского, он же придумал скандального Ревизора, за которого Дарья Чураева принесла нашему театру Золотую маску.

   Спектакль не стал хуже или лучше с момента премьеры, но некоторые артисты играли глубже и интереснее. Евгения Терских это не касается, ему, конечно, тесновато в роли Ежевикина, и мне кажется, что он наоборот себя сдерживает. Александр Овчаренко, Андрей Кузин, Линда Ахметязнова, Галина Шукшанова, Максим Плеханов, Ирина Смирнова, Ангелина Куганская, Ислам Галлиулин, эти прекрасные артисты произвели на меня почти то же впечатление, что и в прошлые просмотры, и я им безмерно благодарна за сегодняшнюю игру. А вот, роль Надежды Чепайкиной, генеральши Крахоткиной, меня в этот раз задела. Тупая, истеричная, бездушная и деспотичная, как часто такие мамаши портят кровь своим домочадцам, изумительно сыгранная роль, в точку. Ксения Чехова стала играть ярче, и я думаю, что это не предел для неё. Лев Орешкин, по-моему, довёл свою роль до совершенства, теперь главное, не начать переигрывать, так что вся надежда на хороший вкус и стиль этого артиста. У Сергея Попкова очень интересная роль, я, может, даже в тексте не так чётко разглядела этого персонажа. И в конце своей финальной речи Виктору Яковлеву можно было сказать, что вокруг него не только сплошные Фалалеи, но и ещё и Гаврилы, хотя, если честно, последнюю речь Фомы Фомича я недопонимаю, надо как-нибудь не полениться, заглянуть ещё раз в книжку. Кстати, Виктор Яковлев тоже стал играть гораздо круче, наконец-то он нашёл правильный тон для Фомы Фомича, и зрителю не будет скучно смотреть эти длинные сцены с монологами под жареную картошку.

   Вообще Степанчиково в классике – произведение весьма скучное. Похоже, Достоевский специально его растягивал, чтобы побольше денег на объёме текста заработать. Сегодня некоторые зрители были недовольны спектаклем. «Мы ничего не понимаем, это ужасно», - говорили они в антракте. «А вы произведение само читали?» - спрашиваю. «Нет», - отвечают они. Ну, вот, вот, вот, а Пётр Шерешевский прочитал и за голову схватился. «Боже, какая скука!» - подумал он и добавил в свою постановку немного Рамштайна, сделал из Обноскина гермафродита, короче, развлёкся от скуки, а мы тут теперь голову ломай, что имел в виду режиссёр.

   Камиль Хардин подсадил своего Мизинчикова на кокс. Интересно, это было в сценарии или в процессе придумалось? Кстати, эта сцена с БДСМ и ХЗ не такая уж смешная, а нравится она скорее за оригинальность. Получился хороший такой подарочек от режиссёра - Камилю, а, через него – и нам. Хотя, не знаю, как Камиль всё это запомнил, но прелесть, как хорош, буду хлопать ему всегда за эту галиматью.

   Но, не поверите, моя самая моя любимая ВИЗУАЛЬНАЯ роль в этом спектакле – Татьяна Ивановна Марии Фоминой. Я обожаю её. Конечно, в первом спектакле меня её выход потряс больше, но и теперь очень нравится. Это странное платье с фатой, этот безумный взгляд и яркие губы – просто блестяще смотрится из зрительного зала на фоне всей этой серости.

   Степанчиково Достоевского – скука, действие в книге ограничено одной семьёй. Маленький мир, в который затесался такой вот Фома Фомич, тупой и бездушный, как и сама Крахоткина (встретились «два одиночества»), только небогатый. А жить-то хочется, вот он и присосался, как вампир к жертве, к слабовольному Егору Ильичу.

   Степанчиково Шерешевского выходит за рамки маленькой усадьбы, вбирая в себя как бы всё наше общество, с подлизами и подпевалами, с мошенниками и негодяями. Не знаю, почему Пётр Шерешевский в своих спектаклях постоянно пытается затронуть власть. Хочет попасть в диссиденты? Так сейчас нет запретов, пиши, что хочешь. Власть она такая, и сосисками жареными накормит, и водочки плеснёт, а потом и на колени с помощью налоговой поставит, и заставит кланяться и за всё платить, да ещё «вашим благородием» называть. То есть, вроде бы она и за твой счёт живёт, может, даже в убыток тебе, а ты всё равно её кормишь, почитаешь и не хочешь, чтобы она уходила, и голосуешь за неё столько, сколько она скажет. Как это всё происходит? А вот, как в Степанчиково. Надеюсь, что Шерешевский не имел в виду Навального в образе Серёжи, не дотягивает Навальный до Серёжи, вот Павел Семёнович Обноскин – этот вроде подходит, особенно сейчас.

   Конечно, Степанчиково Шерешевского – это жесть. Жесть по-псковски. Знаете, есть такой паблик ВК? Вот там вы найдёте все 16 персонажей из этого спектакля и ещё каких-нибудь похлеще, чем этот зверинец. А ведь все эти люди, по сути, мы и есть. «Не мы, а вы», - скажете вы (?). Ну, не стоит быть такими самонадеянными. Особенно, когда уходите после первого действия со словами: «Мы слишком любим театр, чтобы такое смотреть». Какое? Вы видели, сколько крови льётся у Шекспира? Только у Шекспира она льётся по глупости, а у Шерешевского – с умом. И, если вы что-то не поняли, то это не значит, что спектакль плохой, а это значит, что вы его не поняли. Выбирайте спектакли попроще, и будет вам театральное счастье.