Моя семья и будущий спикер российского парламента

Сацита Асуева
В 1959 г. в республике стали выходить в эфир первые телепередачи, подготовленные Грозненской студией телевидения. Вещание шло на трёх языках: русском, чеченском и ингушском. Нужны были специалисты, владеющие чеченским и ингушским языками. Многие сотрудники редакций газет перешли на телевидение. Редакцию литературно-драматических передач возглавил мой дядя – Хасмагомед Эдилов. К этому времени он был известен, как поэт, и имел несколько опубликованных сборников стихов.
    Тогда же в эфире я увидела  и Ямлихана Хасбулатова (я помнила его по Алма-Ате, где он всегда ходил в тёмно-синем пальто с неизменной папкой подмышкой; уж не припомню, как он выглядел летом). Что его зовут Ямлихан и учится он в университете, я слышала от своих старших сестёр и их подружек, у которых, видимо, все потенциальные женихи были на учёте. Позже младший из двух его братьев, Руслан, задружил с моим двоюродным братом Дуквахой. Я почти каждый день видела их вместе.
    Руслан в ту пору учился в классе девятом-десятом. Дукваха был на несколько лет старше него.   Нигде не учился. Он так и не закончил школу, зато стильно одевался  и, несмотря   на свой   маленький рост,  пользовался  успехом у девушек. Вскоре    Дукваха  женился  на  17-летней   красавице  с ростом манекенщицы   по   имени   Зина.   Она была выше него на полголовы. Однако женитьба  не   мешала ему по-прежнему общаться с компанией друзей, среди которых чаще всего бывал Руслан Хасбулатов.  Трудно   было понять,  что их объединяет.   Вечно  на взводе,  нервный и энергичный Дукваха и спокойный, уравновешенный, невозмутимый   Руслан.
   Руслан  жил   с матерью,   двумя старшими братьями и сестрой, а Дукваха  - с родителями,   старшим братом и двумя младшими сёстрами.  Вместе   с ними жила   и   овдовевшая   жена    его самого старшего брата, Маруса, с тремя малолетними   дочерьми.   Марусой   она   стала в доме мужа, родня которого, как   это   традиционно   принято   в   чеченских семьях, дала снохе новое имя. Почему Маруса? Видимо, это имя    ассоциировалось    с   её внешностью, характерной   больше    для
русской,  чем для чеченки, – она была зеленоглазой блондинкой. На её косы засматривались прохожие   и  водители проезжавших мимо машин.
    У неё был очень весёлый нрав. Но мне больше импонировала обаятельная и романтичная, увлекающаяся Пушкиным и   Лермонтовым, Зина. Наши взаимные симпатии нещадно     эксплуатировались    взрослыми. Не  каждая свекровь станет   делать   замечания   впрямую,   так  что доводить до сведения Зины её упущения   поручалось   мне.  А  она  ни разу не обиделась на меня за «мои» наставления. Зина  каждый раз   удивлённо вскидывала брови и совершенно искренне  восклицала: «Да??? А я и не знала!».
  Как-то  раз она  зашла  к нам, поздоровалась с  моей  мачехой   и,украдкой многозначительно указывая глазами на дверь, сделала мне  знак выйти.  «Тебе записка», - прошептала она уже во дворе. «Мне?! От кого?» - не поняла я?  «От Руслана»,  -  сказала  она и протянула сложенный в несколько раз   листок,  вырванный  из ученической тетрадки, исписанный мелким, округлым почерком.               
   Я   часто  встречала  Руслана у Дуквахи,  но комнату,  где они собирались, я всегда  обходила стороной. Дукваха ни о чём не подозревал. На беду Руслана, об  этой   переписке   пронюхала   Маруса и,   чисто  в  духе чеченских снох, обложила   его   данью.   «Я   кое-что   знаю, - объявила она ему обличающе. – Отныне ты приходишь только с конфетами».
   Руслан воспринял «шантаж» всерьёз и стал поставлять ей конфеты и другие сладости, ну а Маруса не отказывалась. Об  этом стало известно Дуквахе. «Ты знаешь,- гневно отчитывал он провинившуюся невестку, -  что   у   него нет отца? Где  он    должен брать  деньги, чтобы каждый день покупать тебе конфеты?!»  Та извинялась     и     говорила,     что Руслан «просто шуток не понимает».
   Глядя   на  свои фотографии тех лет, вижу, что выглядела тогда взрослой не по   годам  –  мне  было  тогда  не  больше  13-ти.   Умственное  же  развитие, очевидно, значительно  отставало, иначе   зачем   бы  я стала отдавать личные письма на хранение,    пускай    и    родственнице. Это можно было оправдать, разве что,   паническим   страхом  того,  что  их может  обнаружить кто-нибудь из   домашних. Теперь я понимаю, насколько безобидным было их содержание, но тогда  я ощущала себя преступницей.
    Одна  из моих   двоюродных сестёр, Равзан,  старше меня лет на семь, была в моих глазах старой девой. Ей-то я и отдала на хранение письма. Жили они у того    самого    крана    с водой, где собиралась на свидание молодёжь со всей округи. И здесь она, как выяснилось, и просвещала любопытных на предмет содержания нашей переписки.
   Читая очередное, неожиданно гневное, письмо Руслана (а  мне ещё не было известно о вероломстве Равзан), я никак не могла взять в толк, в  чём меня обвиняют. Но когда  дошла до того места, где было сказано: «О содержании моих писем тебе становится известно всей 1-й Алма-Ате...», всё встало на свои места.         
   Я  не  разговаривала с Русланом ни до, ни после того  письма.   Я вообще  с ним   никогда   не   разговаривала. Видела  его  в последний раз в Алма-Ате в 1959 г., когда  мы  на  станции ждали отправления поезда,  направлявшегося в Чечено-Ингушетию.   Спустя   какое-то   время  я получила письмо от сестры, которая,   между   прочим,   сообщала,   что   Руслан,  вроде  бы,   разбился  на учебных полётах и   длительное время   лежал   в   госпитале, а позже   уехал   в   Москву.   
    Вспомнила  я   об  этом   случае   спустя   почти   40  лет,  в   начале 2000  г., когда   в   результате   массированных   бомбовых   и   артиллерийских ударов российской   армии   вновь   опустела    столица   Чеченской  Республики, а её жители – те, что остались в живых,   -   рассеялись по миру.   Кто-то  ютился в палатках   в   Ингушетии,   кто-то    -   у   знакомых,   кто-то   –   у близких или дальних родственников.
   Я  приехала  в  Москву   к своей старшей сестре на несколько дней,    проездом, не    подозревая,    что у неё уже находится пять человек беженцев – две грузинки из  Грозного и та самая двоюродная   сестра    Равзан   со  своими двумя взрослыми дочерьми. Тогда я и вспомнила ту давнюю историю и спросила, как она могла предать моё доверие. Ответ  меня поразил: « Он же был некрасивый!»
- Речь  не  о  нём, а о  твоём  поступке. Ты же была уже взрослая.    В какое положение ты меня поставила, - не отступала я. И тут Равзан прорвало.
- Этот Руслан заслуживает гораздо худшего! В том, что сейчас происходит в нашей республике,  есть доля и   его вины!  Разве не он тогда развязал руки так называемой оппозиции? Не он их науськивал из своего штаба в Толстой-юрте в 1994-м?!  Не помнишь?! – парировала она.
- Как не помнить? Помню. Выходит, ты всё это предвидела?
- Я эту квартиру зарабатывала на «Красном молоте» 20 лет, а теперь  от неё  и стен не осталось!  –  с    жаром    продолжала  она,    явно  игнорируя мои возражения. 
- Ну, тебя занесло...
-  А ты его оправдываешь?!
- Нет, но я не вижу тут связи с теми злополучными письмами.
- Как не видишь?!Это же Руслан их писал!
Поняв,  что мне  не сломить этой железобетонной логики, я предпочла сменить тему...
   В  следующий   раз  я  увидела   Руслана   уже в Грозном, в 1991 г., в президиуме конференции, проходившей в актовом зале  нефтяного института, когда  он в очередной раз приезжал с инструкциями из Москвы.  Он не раз   бывал   в  республике и раньше, и даже выступал на  телевидении, но лицом к лицу я  с ним   ни   разу не столкнулась. Хотя время от времени мы и шутили с  его братом   Ямлиханом,   моим   коллегой,   по  поводу  нашего несостоявшегося родства.
   Ямлихан был  человеком рассеянным и немного странным.  Однако у него был весьма острый глаз, и ему не было равных в качестве дежурного критика. Его  анализ   передач   отличался    остроумием,   точностью,   вниманием   к деталям.  Лучше других у него получались обличительные передачи.  Правда, по выражению его лица было трудно понять, ругает он человека или хвалит.   
    Какое-то  время   мы   работали  с  ним  вместе в редакции художественных программ   и   частенько   ссорились,  но  во вражду эти ссоры не переходили. Причина разногласий   заключалась  в  том,  что  программы  Ямлихан делал экспромтом, на чистом вдохновении, не видя необходимости в каких бы то ни было   предварительных  контактах с  выступающими. В день же записи, или эфира,   люди   приходили   в студию, не зная даже темы, то есть, совершенно неподготовленными.  Хотя   признаюсь,   что  этот  принцип    работает    в критических   передачах,   где   вопрос   на   засыпку   застаёт  врасплох   и  не позволяет скрыть истину за хорошо отрепетированной демагогией.
   О рассеянности   Ямлихана  ходили  анекдоты. Рассказывали,   как  однажды творческое  вдохновение,  посетившее   журналиста в   переполненном вагоне трамвая, настолько   оторвало  его   от     действительности,   что  он  забыл,  где и зачем находится. Сначала  он наблюдал за пробегавшими за окном трамвая домами, держась за спинку сидения у самого выхода. Затем, достав из кармана ручку и блокнот,   стал  что-то  торопливо  записывать,  да  так  увлёкся, что вышел из трамвая,  начисто   забыв   о  двух   своих   детях,  которых  вёз  в детский сад. Вспомнил он о них, лишь когда увидел здание садика.
   А про другой случай Ямлихан рассказывал  сам. К находившемуся на лечении в  одном  из санаториев республики Ямлихану приехала жена. Она долго   ждала   его   в   холле,   понимая,  что   рано или поздно он должен там появиться. Так и случилось, но... муж прошёл мимо, буквально в сантиметрах от неё, держа в руках прозрачный пакет с полотенцем и мылом и оглядываясь по сторонам. Жена бросилась ему вслед, но момент был упущен – супруг успел скрыться в отделении процедур. Её не пустили – «мужское отделение».
    В ожидании прошло ещё два часа, и, наконец, она, почувствовав  на  себе чей-то  пристальный  взгляд,  обнаруживает   в  дверях процедурного  отделения глядящего на неё в упор Ямлихана.  Не  отрывая  от неё взгляда, он направляется в её сторону, и,  когда она уже с облегчением вздыхает...,  ныряет  в другие неприступные двери. В   результате   она   до    вечера     просидела    в   холле в ожидании своего неуловимого супруга. Ямлихан рассказывал мне впоследствии, что всякий раз окидывая взглядом   холл,  он с   удивлением   отмечал  про  себя  поразительное  сходство сидящей  в  кресле женщины со своей женой, особенно изумляясь тому, что и платок, и пальто незнакомки точь-в-точь как у его жены.
    Сотрудники   телевидения   не   раз вспоминали,  как  Ямлихан, будучи ещё молодым  журналистом, получил задание    подготовить     материал    о праздновании  1-го   Мая  для газеты «Ленинский путь», где он тогда служил. Ямлихан   задания   не   выполнил.  Говорят,  что  у   редактора  газеты была истерика и ему пришлось самому спасать положение. 
    И вот как раз в этот период Ямлихан приходит к зам.председателя Комитета по телевидению и радиовещанию Н.Г.Петрову с просьбой принять его на работу. Петров  звонит   редактору   газеты   и   начинает  осторожно расспрашивать о Я.Хасбулатове. Тот, мгновенно поняв ситуацию, тут же отвечает вопросом  на вопрос: « Уж не к   вам   ли он  собрался?   Я  вам  запрещаю,  - кричит он в трубку, - слышите, запрещаю брать его на работу! Да  это мой самый лучший работник! На нём вся  газета  держится!  Ни  в коем случае! У вас там и так достаточно сильных журналистов,   а  у  меня  он  один!» .  Н.Г.Петров,  разумеется,  не  веря своей удаче,   в  тот  же  день  издал приказ о зачислении Ямлихана в штат, но очень скоро понял, какую недобрую шутку с ним сыграли.