Детство в ссылке

Сацита Асуева
Самым  многолюдным  из  проходивших  на  площади шейха Мансура   был    митинг,  посвящённый   очередной   годовщине  депортации  чеченского   народа,    состоявшийся     23    февраля.       Живые    свидетели       кошмара     возвращали    собравшихся    в    холодные    степи    Казахстана   и   Киргизии,  где   у   каждого   присутствовавшего остались могилы родных и близких, тех, кому вернуться на родину было не суждено. 
    Почему  местом  ссылки   для   большинства депортированных был  избран Казахстан,   становится ясно,  когда   сталкиваешься   со    свидетельствами очевидцев,   побывавших   в   Казахской   ССР незадолго до описываемых событий.  Проезжая по железной дороге, они    часами   наблюдали одну и ту же жуткую   картину:      сотни  тысяч    трупов  местных жителей, застывших в различных   позах,  были рассеяны на протяжении сотен километров   с обеих сторон  железной  дороги.  У казахов, для которых единственным средством к существованию   было животноводство,   полностью   конфисковали скот,  и   народ,   таким  образом,   был   обречён на голодную     смерть,   так  что    места   для     вновь прибывавших освободилось вдоволь.
   Плакали  пожилые  женщины,  вытирали увлажнившиеся глаза седые старцы. Каждый вспоминал о своём. А меня уже месяц, как навязчиво преследовали картины, описанные пожилой   женщиной  по фамилии Торчинская, участницей ряда передач республиканского телевидения. Я была  знакома  с ней   и  лично,   и воспоминания о наших встречах навсегда врезались в мою память.
   Несмотря    на    то, что  Торчинская не раз принимала участие в телевизионных программах, как передовик швейного производства, имени её  я не помню. Торчинских  в нашей    республике   знали   многие. Это была очеченившаяся  семья   польских беженцев. Все они  безупречно говорили на чеченском. Мотивы их выселения были  непонятны.  Разве  что,    им вменили в вину знание  чеченского языка? Во всяком      случае, им  пришлось разделить с моим народом его трагическую участь.
    Дети  в  семье  Торчинских знали, как и их родители, не только чеченский и русский. Они  отлично владели и родным, польским.  Рассказчица была ещё подростком, когда их семью, вместе с другими депортированными,  поселили в каких-то   амбарах с   земляным  полом   на   окраине небольшого посёлка в Казахстане. Была весна, когда она, в качестве переводчика какой-то районной комиссии, отправилась в места расселения чеченцев в нескольких километрах от   места  их проживания.  Картина,  представшая их  глазам, была жуткой. Молодая   женщина, сидевшая на  полу  землянки, поедала... своего мёртвого  ребёнка.  Один  из  членов комиссии попросил перевести вопрос: почему   она   ест    свою   дочь. «Дочь? Это же мясо!» - ответила она, обводя присутствовавших   безумным    взглядом,  и   продолжила  свою «трапезу»...
   Кроме  чеченцев  и ингушей принудительному переселению подверглись и другие  народы,  проживавшие     на      территории    СССР:    карачаевцы, балкарцы,   крымские   татары,  российские немцы, турки-месхетинцы, курды; греки,   армяне   и    болгары  из районов черноморского побережья; казаки из южных районов России, поляки из Украины и Белоруссии;  литовцы, латыши, эстонцы, финны, корейцы, китайцы, иранцы и представители других народов.
       Неисчислимы бедствия чеченского, ингушского,       карачаевского,   балкарского и других народов,   переселённых   с   благодатной земли тёплого Кавказа  в холодные степи  Казахстана и Киргизии, где температура зимой опускалась до минус 50 градусов и ниже.
   Настоящей трагедией оборачивались бураны. Случалось, что человек, отправившийся через дорогу к соседу, потеряв ориентацию, сбивался с пути и, когда через 2-3 дня буран стихал, его находили замёрзшим в сугробах за селом или рядом  с его же домом. Выходить на поиски прежде, чем стихнет разбушевавшаяся стихия,   не   имело   смысла.   Было немало случаев, когда и тех, кто бросался на поиски близких, постигала та же печальная участь.
    Снежные  заносы   покрывали дома-избушки  по самые крыши,  вместе  с предусмотрительно  вделанными   в  них окнами.   Мера вынужденная, но не безупречная. Случалось, что человек,    сметавший   с   крыши    снег,  по неосторожности    наступал    на    окошко  и  раздавливал бесценное стекло, которого  и днём с огнём было не сыскать. Бывало и так, что буран давно уже утих,   а  люди всё ещё оставались в неведении, пока кто-нибудь из соседей не расчистит и   их   окно, что было неписаным правилом для жителей тех мест. Выбиравшийся наружу первым сметал снег с окон на крышах всех остальных.
  Село Чкалово, о котором  идёт речь, находилось в Кокчетавской области Северного  Казахстана.  Наша   многочисленная   родня  из девяти отдельных семей  и   составляла   чеченское  население этой местности.   Это   были   мои дедушка   с   бабушкой,   отец,   шесть   его   братьев   со своими семьями и их единственная   сестра-вдова с   двумя малолетними детьми, а также семья ещё одного  дяди,  умершего  несколько лет назад. А ингушское население было представлено тремя семьями Марзагановых: два брата с жёнами и  детьми, да вдова их старшего брата с двумя взрослыми дочерьми и сыном-школьником. В этом селе жили   представители  и  других  депортированных  народов – поляки,   немцы. Но основное   население    составляли   русские   и казахи. Переселенцы,   ясное дело,   оказались  здесь не по своей воле. Но за что были «наказаны»  остальные?  Этого я понять не могла. С этим местом связаны не самые радостные воспоминания моего детства.
   Мне   смутно  вспоминается, как    умерли    родившиеся   после меня близнецы, мои брат и сестра. Точнее,   я   не помню, как они умирали, помню только,  что их вдруг не стало. Вскоре  умерла и мама. Мне в ту пору было пять лет и я была самой младшей   из  четырёх сестёр. Затем умер дедушка. А чуть позже погибли два моих двоюродных брата-подростка. Их хоронили вместе.
    Всех умерших заворачивали   в саван из белого шёлка, целый тюк которого прихватил  с  собой   во   время   депортации самый старший из моих дядьёв, Хамид. В принадлежавшем ему магазине в Чечении было много различных дорогих, и более ценных, тканей, но он предусмотрительно выбрал белую. Она-то   и   составила  дозволенные для каждой семьи 20 килограммов. Очевидно, дядя   предвидел,  что путь,  в который их отправили в товарных вагонах в тот роковой день,  станет началом долгой дороги смерти. Об этом белом шёлке мне не раз напоминали и позднее, когда я уже была взрослой.
   У чеченцев при знакомстве принято расспрашивать друг друга о роде и родовом селе, обнаруживая таким образом общих родственников, знакомцев, соседей или друзей.  И  когда я называла своих, люди нередко  вспоминали, про белый шёлк, в саванах из которого выходцы из селения Шаами-юрт, расселённые в посёлке Петровка,   что   в   пяти   километрах  от  Чкалова,   хоронили  своих близких. Тот самый, что присылал им мой дядя  Хамид, не дожидаясь  ничьих   просьб, едва узнав об очередной смерти.  Даже в самые тяжкие времена он так ни разу и не  поддался   соблазну   продать эту  бесценную для  ссыльных  соплеменников ткань или использовать её по другому назначению.
   Потеряв  мать в возрасте пяти лет и будучи младшей из четырех сестер, я была довольно одиноким, унылым и  сверхопекаемым    ребенком. Помню случай из детства, который  меня глубоко огорчил. Мне было 6 лет и я ходила в первый класс.После   уроков я зашла за своей старшей сестрой, Хамсат, которая училась в другой   школе. Я  стояла в коридоре, стараясь не   привлекать ничьего внимания, когда раздался звонок и выскочивший первым её  одноклассник из местных  слегка   щёлкнул  меня по носу со словами:  «Маленький Хамсатёнок пришёл!» Услужливые «доброжелатели» в минуту успели сообщить замешкавшейся в классе сестре,что меня обижают. Я     не   успела   ничего   сообразить,  как   та вихрем  вылетела из класса и налетела   на   моего «обидчика», сбив с ног и обрушивая на него град ударов.  Бедняга даже не пытался сопротивляться,   лишь  тщился  увернуться  от  её  кулаков. Мои призывы   оставить   мальчика в покое до неё явно не доходили. Собравшиеся вокруг подстрекатели   вдохновляли «воительницу»  иступлёнными воплями: «Давай, Хамсат, давай!».
   Когда экзекуция  наконец прекратилась, а я была «отомщена», мне наконец удалось  воспользоваться  затишьем   и    сказать   сестре,   что   мальчик   мне ничего   плохого   не  сделал. Она опешила: «Как не сделал? А мне сказали, что он   тебя   до   слёз   довёл!».  И это был не единственный случай, когда моя «неприкосновенность» защищалась подобным образом. 
   Пришла зима. Я   училась   уже   во 2–м классе. На большой перемене   детвора  высыпала во двор.   Они  кидались снежками, валяли  друг  друга  в  сугробах.   Вдруг на меня,   державшуюся, как всегда, в сторонке, налетела группа мальчишек из 5-х и 6-х классов и сбила с ног. Один из них, Гробовский, решил ещё и натереть мне снегом лицо.  Силы были не равны и я, в конце концов,   расплакалась  от  обиды. Об этом в тот же день стало известно моему  двоюродному брату Дуквахе (третьему сыну моего старшего дяди Хамида), который учился в другой школе, вместе с моей сестрой. Правда,  «учился»  -  слишком  громко  сказано.  Он сидел по нескольку  лет  в  одном классе и имел славу безнадёжного хулигана. Пользовался большим авторитетом не только среди сверстников, перед ним    заискивали  и   парни   постарше.   Несмотря    на    его    хроническую неуспеваемость,  к   нему   неплохо относились и учителя.  Да, драчлив, плохо учится,  но  –  настоящий рыцарь!   Рассказывали,   что   одна      учительница, доведённая до слёз дерзким учеником, пригрозила: «Погоди, я на тебя  управу найду!»   и пожаловалась Дуквахе,  который в очередной раз применил свои, наиболее действенные, методы воспитания.
    В    ту    пору    ему    было    не   больше   13-14   лет. Он был непременным участником, а порой и  зачинщиком,   почти   всех   драк в округе.  У него был очень    живой  характер,   он не мог долго усидеть на одном месте. В отличие от   своих   рослых    старших  братьев,   был небольшого роста, в отца. А зелёными глазами – в мать.  Был   очень   остёр   на  язык. За его проделки ему частенько   влетало от отца.
   Помню один курьёзный случай. Дядя Хамид работал в   бакалейном ларьке, куда нередко наведывался Дукваха,  которому было тогда   11-12.   Как-т о  раз    дядя,    протянувший,   было,  очередному покупателю пачку папирос, заметил, что  упаковка   вскрыта.  Взял    вторую, третью... Потом в замешательстве    принялся    искать хоть одну нетронутую пачку – тщетно. В каждой   пачке   недоставало по одной папиросе. Смекнуть, чьих  рук  это дело, было нетрудно. Единственное, чего он не мог понять, КОГДА?  Ведь процесс-то длительный! А единственный «подозреваемый»  один в ларьке    не  оставался.    Для  меня  так   и   осталось    загадкой,     какими соображениями    руководствовался Дукваха, выбирая подобный   способ  хищения.
   Час  расплаты  наступил вечером того же дня, когда дядя пришёл с работы. Он, по всей видимости, решил на сей раз припугнуть его, как следует. Взяв в руки охотничье ружьё, объявил, что намеревается убить Дукваху.
   Сцена «сыноубийства» разворачивалась у приземистого   домика на  окране, где и проживала семья моего дяди. Напротив располагался колхозный погреб, где хранились овощи – капуста, морковь, брюква, свекла и т.д. Крышей погребу служил длинный бугор из глины, возвышавшийся на 2-3 метра над землёй и  напоминавший могильный курган. Противоположный конец этого погреба и был выбран Дуквахой в качестве укрытия.
   Не приспособленный к длительной неподвижности,  он искал выхода. Его голова мелькала, как маятник, то с одной, то с другой стороны погреба, приводя  дядю Хамида в позицию «прицел»: он подкидывал вперёд левую ногу и вытягивал  ружьё, молниеносно реагируя на мелькающую голову сына.
   Дукваха давно бы убежал, но за погребом начиналась необъятная степь, а на открытом   пространстве   он    стал    бы     лёгкой   мишенью для «снайпера». Оставался    один    выход,    и,   дождавшись момента, когда притомившийся «охотник»   опустил    ружьё   на   землю,   Дукваха пулей вылетел из своего укрытия   и    помчался...  прямо   на    отца    и    молнией пролетел мимо, к спасительному посёлку. За этой сценой наблюдала целая ватага моих родных и  двоюродных   братьев   и   сестёр,   которые,    как   и  я, воспринимали происходившее всерьёз. Дядя был весьма убедителен. 
   Незадолго до случая, связанного со мной, Дукваха влип в ещё одну историю. У одного местного восьмиклассника был изъят пистолет. Дукваха пронюхал, что оружие  хранится   в    кабинете   директора школы, и заставил некоего десятиклассника из    местных    выкрасть  его. Однако злоумышленник был обнаружен    ночным   сторожем,    обратившим    внимание    на   горящий  во внеурочное время свет в директорском кабинете.
     На  допросе, проходившем в том самом директорском кабинете, десятиклассник долго   и    упорно   молчал   о том, что вдохновителем преступления является Дукваха, но   «раскололся»,   когда ему пригрозили исключением из школы. Дядю  Хамида   вызвали   «поговорить» к директору. Он вернулся мрачный и долго искал  своего  непутёвого    отпрыска.  Но    тот,    своевременно предупреждённый, благоразумно  исчез.   В    таких   случаях он обычно отсиживался   в семье кого-нибудь из дядьёв, которые стыдили, конечно, но отец-то мог и выдрать.
   Моего    обидчика   Гробовского Дукваха нашёл  дома  вечером того же дня.   Тот сразу всё   понял   и   почти   не  сопротивлялся, когда  «мститель» вёл его по стемневшему   селу   к  месту «преступления» - школе. Он натирал ему лицо до тех пор,  пока   оно   не    стало    багровым,  приговаривая «Ещё будешь?»,  и пока Гробовский не взмолился о пощаде, поклявшись,что никогда ко мне больше близко не подойдёт.
    А  этот   инцидент  произошёл в Алма-Ате,  когда Дуквахе было лет 16-17. Он  шёл  по  улице  со своей миловидной двоюродной сестрой, когда трое парней,   проходивших   мимо   и  явно не знакомых с чеченскими обычаями, отпустили    комплимент    в    адрес    его    спутницы.  Реакция Дуквахи была молниеносной: он стремительно набросился на двух опешивших верзил, которые были значительно старше, осыпая градом ударов то одного, то другого, для чего  ему,   с  его  небольшим ростом,   приходилось то и дело подпрыгивать. Предусмотрительно отошедший в сторонку  и не принимавший участия в поединке третий из приятелей, услужливо протянул победителю слетевшее с его головы модное кепи,   предварительно   стряхнув   с   него   пыль.   «Твое   счастье,  что такой услужливый. А не то и тебе бы несдобровать»,  -  процедил Дукваха.