Путь к Пасхе

Ангелина Соломко
         
   Та апрельская ночь накрепко впечаталась в мою память.В другое время, если бы кто посулил золотые горы - ни за что с места не сдвинуть меня в ранневесеннюю промозглую беспутицу.Но предощущение радости Воскресения Христова выше, видимо, здорового рассудка."Иначе, что же  движет человеком брести в беспросветную темь целых пятнадцать вёрст!Покуда управились мы со своим хозяйством да фермское призрели*1, да полы во всём доме к Празднику надраили - аккурат, десятый час пробил... Ксёмку с собой взяли, и наш верный конь в эту пасхальную ночь вместе с нами нёс нашу ношу и облегчал, как мог, наши тяготы.Дорога, только отчасти могла именоваться этим вдохновляющим словом "дорога"...Это была сплошная снежная вата, перемешанная с ледяной водой.К тому же с ошеломляющей быстротой надвигалась темень.Лишь прорись волгореченских труб в едва угадываемом небесном пространстве оставалась нечётким, но надёжным ориентиром, при том, же единственным в этой безвидной мгле.
   За Бахматовым начались сущие аттракционы.Едва улавливаемый взором клаптик пространства окончательно поглотила ночная тьма, а то, что могло называться земною твердью, сокрываемое талыми водами, окончательно превратилось в густую вязкую твань; нет, тут уже не было леденящих снегосмесей, от которых сводило пальцы на ногах - здесь надо было блюсти, чтоб просто не оставить, случаем, ноги, угодив в мелиорационную яму.Тому, кто имел передышку на лошади, было ненамного лучше: необходимо было следить, чтобы конь не шуганул в какую-нибудь ловушку в условиях ограниченной видимости.Казалось, лучше бы уже вернуться, настолько изматывающей была эта ночная прогулка.Но ведь назад - тем же вязким тванистым путём...

    Да как вернуться?Мы шествовали к главному Торжеству Жизни, к её Воскресению и Обновлению, к Утверждению Мира и Добра на всей Земле!И какая разница, что кругом нас ночь, если для всей Вселенной уже наступил Вечный, Нескончаемый День?Какое имеет значение, что мы ступаем по болотистой поверхности, если все народы Земли сегодня уже обрели прочную почву?
    А в корзинке смачно пахнет кулич, испечённый мамой в настоящей русской печке и горяче-бордовые от луковой шелухи яичка, кажется, вот-вот заиграют даже сквозь мрак...  только надо двигаться вперёд,  к цели, навстречу Воскресшему...Так, вдохновляя друг друга, шёпотом произнося строки пасхальных песнопений, словно боясь потревожить покой безвидного пространства, презрев усталость и нахлынувший сон, шли, меряя версту за верстой. Наконец, на горке блеснули знакомые очертания.  Точно свеча во тьме. Так и есть: храм Покрова Богородицы в Кулигах! Наш, родимый!
    -"Христос Воскресе!"  -  встречает нас у церковных тяжёлых дверей отец Михаил. 
     -"Воистину Воскресе" - где-то изнутри радостными,  дрожащими от холода голосами.
     - А что людей-то почти нет? Праздник нынче велий! - кто -то из нас любопытствует непраздно.
     -Так разошлись люди... Их и было-то - десяток с батюшкой! Где ж тот народ теперича? -  отвечает церковная староста, та, что всегда неизменно пребывает в храме, как в будни, так и в торжества церковные.
     -А мы всю ночь шли, батюшка! Дороги не видать, сплошные потёмки!..
     -Знаю, знаю, - с сочувствием в голосе сказал священник. -И труды Ваши вменятся Вам в службу.
 -Желаете причаститься Христовых Таин в Пасхальную ночь?
     -Мы всей душой желаем, и только об этом одном и помышляли. Но мы ведь не стояли на службе...
     -Вы имели желание и стремились, и Господь примет Ваши чистые намерения!
     Далеко над округой в утреннем розовеющем небе плыли торжествующие звуки.
     А в сторожке уже кипел чай с штрудлями и пирогами.Освящённые куличи и горяче-бордовые крашанки просились к столу.В домике напротив у добродетельной Анны нас уже ждали застеленные полати с настилом из душистого сена.Выспаться, согреться, обсушиться...
     Пасха красная! Яко древле!

*призреть -  дать толк(прим. авт.)