Из походного дневника-4-10

Сергей Романов 4
5.04.96 г. Friday. Пятница

Ну, «Шмель» загудел. Уже можно, хотя и с трудом, писать. Вот и пишу, калякаю… Постараюсь сегодня уехать. Время, как говорят, стоит дензнаков…

А над карельским миром царит ЛУНА! Такая лунища, что вчера я уснуть не мог. Долго ворочался, все мне было не эдак. Наконец поднялся, нацедил кружку компота и выпил с всхлипами и восторгом желудка. Затем, без перерыва почти, схватил ложку и начал жрать ягоды. Тоже с восторгом и страстью. Выпил, съел, вроде бы успокоился, но вдруг примчалась назойливая мысль и стала глодать: «А почему ты не выпил спирту? И не запил компотом?» И вроде наплыла дрема, но не тут-то было. Откуда-то справа залаяли собаки и со всех направлений хоть и не сильно но все время тарахтели и выли моторы – прямо как в гаражном кооперативе. Не спалось… Полежал, подумал, потом натянул «лапти» свои резиновые и вылез наружу. Боже! Какая же сияла ЛУНА! Действительно, как в песне – хоть иголки собирай! А Венера – будто кусочек чего-то роскошного и драгоценного… Были видны и два-три созвездия: Большая и Малая Медведицы, Кассиопея, Пояс Ориона. Все остальное растворялось в неистовом сиянии ЛУНЫ. Как и всегда в такие моменты, я сказал, глядя на лунные континенты и «моря»: «А по тебе, мисс Селена, уже ходили люди. И двенадцать человек, между прочим».

А вообще-то, и Луна и Солнце, когда вот так, один на один, без суетности, очень космизируют восприятие.

И вот я стоял, пялился на небесную соседку, прохаживался по насту туда-сюда, пока не провалился в одном месте и не черпанул снега, но все никак не мог уйти. И вдруг внезапно вспомнил: «Сало! У меня же его так много! И лежит оно вот здесь, в снегу, рядом с санками». Нагнулся, разыскал, аккуратненько развязал шнурочек мешка, нащупал небольшой ломтик и засунул его в рот. И сразу мысль: «Сухарь!» Сухари тоже были недалеко (это, кстати, высший класс походного бытия, чтобы все было близко). Выпростал из палатки коробку с сухарями, достал три штуки, один в рот, два в карман. И вот стоял, пожевывая сало с «хлебом», пока наконец не смолотил все и не подмерз. Напоследок откусил две ледышки, добыл воду, прополоскал рот и полез в сумрак палатки. Залез, улегся и вдруг вспомнил, что у меня есть еще одна куражинка в ходовом мешочке. Последняя! Нашел и ее. Сунул в ненасытную свою, только что отмытую, пасть и опять принялся сосать удивительно приятную, кисленькую мякоть… Так, посасывая, и уснул.
                ***
Время – икс. Дошел до Великой Губы. Трубы, дымы, шумы моторов и запах навоза – в наличии. А людей решительно не видно. Надо было бы еще на озере подойти к рыбачкам, разузнать, а то вот сижу возле причала и спросить некого.
Кончилось путешествие…
А денек сегодня славный будет. Утром по-над озером такой слоистый туманчик струился (да и сейчас еще местами стоит), что не сбыться примете на хорошую погоду – невозможно. Причем, морозец нынче, пожалуй, самый приличный за весь походик. За 10 градусов – точно. Даже ноги подмерзали на ходке.
А «Нескафе-классик» все-таки большая дрянь. Изжога у меня от этого быстрорастворимого кофе – жуткая!
                ***
Время – полный икс. А дела развиваются так. Я отъехал к крохотному островку, метрах в 150 от причала, оправился, оставил рюкзак и пошел налегке по люди. У причала никого… Прошел дальше – там прорубь с дощатой крышкой. Никого. Дошел до берега с санной дорогой и хотел уже снимать лыжи, да оглянулся… А у проруби – откуда только взялись? – лошадь, сани с бидонами, мужик. За водой приехал. Я к нему. Тут и выяснилось, что, да, райцентр, да, автобус ходит ежедневно в Медгору, утром, в 9.00. А начал я разговор с того, что спросил сколько времени. Было отвечено – около десяти. Значит, сегодня я опоздал на 40 минут. Вот так. Гордыня вчера заела. Не хотел спрашивать у рыбаков. Думал «дойти до точки» без вопросов. А в результате день потерял…

Поговорил я с мужичком, покалякал. Подошла бабушка с коромыслом, примерно также скрюченная. Она тоже внесла свою лепту в разговор: «Байна – хорошо! После байны как новый. Здесь у всех байны». Баня, значит, до которой мне как минимум еще трое суток…

… И пошел я к себе на островочек думу думать. Сел, достал карты, помараковал. Можно, конечно, и собственными ногами выбраться дня за три, но… сломался я уже, психологически. Мне уже домой хочется, а ногами не хочется. И пошел я к рыбачку, что сидел метрах в четырехстах, поговорить, перепроверить, время узнать. Пошел и проговорил два часа! Славный оказался рыбачок, Яков зовут, на пять лет меня старше. Все он мне рассказал обстоятельно. Все-все! И про все. А потом я его пригласил на чай.
Возвратился на островок, поставил палатку, сходил к лунке за водой. Расположился с примусом на улице, на гранитном валуне. Солнце жарило так, что я разделся до пояса и минут 20 чисто позагорал. Тут как раз подошел Яков, а у меня примус фырчит, вода бурлит. Угостил я его спиртиком. Принял Яков с удовольствием, колбаской закусил, запил чаем с сухариком. Еще покалякали. (Я уже с трудом придумывал темы и вопросы). Ушел он около трех. Я к этому времени полностью оделся, ибо потянуло с озера слабеньким, но весьма бреющим ветерком. Потом собрал вещи, залез в палатку, развел в маленькой кастрюльке «Лимонад» из «Театральных» конфет (ох, и хорошая штука!) и отключился…
                ***
Проснулся. Время, по прежнему, – полный икс.
Итак, завтра, к 9.00 надо быть на центральной площади. То есть надо уйти с островка в 8.00. Ходу здесь, было сказано, минут 15-20. Билет стоит около 40 или чуть больше. Это терпимо, хотя и не входило в мои планы. Сейчас сварю молочную рисовую кашу и какао, а завтра утром, пожалуй, ничего и не буду варить.
                ***
Вечер. Солнце село уже давно, но еще очень светло. Поужинал от пуза. Сварил сочную кашу и щедрое какао. Доел шоколадный крем. Все сделал, все приготовил, все продумал. Теперь осталось только уснуть, выспаться и не проспать время подъема.
Нельзя сказать, что истекший день был лучшим в моей жизни, но и пропащим назвать не могу тоже. Утром проснулся в совершенно дивном слоистом тумане, который просто невозможно было не сфотографировать. И я от души поснимал. А потом шел, шуршал жестким снегом, надеялся уехать. Облом, разочарование, бездна свободного времени.

Неспешность, как сущность.

 Беседы с простым, нормальным человеком. Гостеприимство. (Кстати, отдал ему последний литр бензина). Загорание, сон, чтение Янова (почти закончил), спокойные мысли, ожидание, робкое, суеверное загадывание вперед. А вдруг все пойдет как надо и уже послезавтра я буду дома? И боязнь спугнуть удачу не потрафить своими желаниями гению места… Все это вместе и составило смысл дня.

В палатке уже сумерки. Писать еще можно, читать – нет. Где-то в деревне резвятся дети и я чуть-чуть опасаюсь их. Дети – это стихия.

Мне тепло и приятно. Чуть-чуть побаливает спина. Зажглись окна. Видимо, около 21 часа… Завтра надо проснуться в 6.00!
                ***
(продолжение следует)