История тиранов и убийц

Анатолий Апостолов
         
            
               



                ИСТОРИЯ ТИРАНОВ И УБИЙЦ
                (Историософское эссе)
          
ЧЕЛОВЕК –  ЭТО СВЯТО! 
НИКТО   НЕ  ХОТЕЛ  УМИРАТЬ.  НИКТО НИКОГДА НЕ БУДЕТ  УБИТ!
               
                Анатолий АПОСТОЛОВ. Приглашение на пир, 2021

    
       Мировая история берёт своё начало в эпоху возникновения на Земле «интеллектуальных пятен», в эпоху торжества инстинктов и пещерной психологии, во времена мифические. На её  илистое дно выпадали в осадок не только воплощённые в реальность безумные затеи и идеи, но и ядовитые плоды наших  слепых инстинктов и рефлексов, носителей  нашей Черной Троицы – алчности, зависти, ревности.    История, как память и ощущение времени,  зародилась  в результате нисхождения Вечного, космологического и божественного в земную плоть (в материю), к сугубо животному, человеческому, к суетно «историческому».
      История  возникла   в глубинах мифопоэтического сознания, в процессе  установления мифоисторической традиции, нечётких норм социального поведения  первого квазиисторического культурного героя. Возникшая, как память поколения отцов, как сказка, как сказочный сакральный миф, как историческое (не сакральное) предание, история, став сакральной и священной, произвела тиранов и убийц в статус героев и земных божеств, в родоначальников общественного бытия  и  основателей исторической традиции. 
      Первые истории  чаще всего строились на описании царств и войн, на героизации завоеваний, разрушений и убийств. Почти все ранние исторические труды теснейшим образом связаны с эпосом, легендами и мифами, включением в историческое повествование мифологического и фантастического материала. Так Аристотель, один из великих Учителей нравственности и апологетов Пайдейи,   называл Геродота не историком, а мифологом.
       Надо признать, что и сегодня некоторые прежние (порой весьма   тесные)  соотношения истории и мифа сохраняются даже  в научной исторической литературе.  Соответственно – историзм и мифопоэтическое  (идеологическое) мировоззрение продолжают сохранять  свои глубинные  генетические связи. (С.Лурье)
      История до сих пор не освободилась от идеологических легенд и пропагандистских  мифов правящих режимов. Как и прежде, «правильную» героическую  историю  писцам диктуют палачи, тираны и убийцы.  Именно их смиренные  жертвы, парализованные  врождённым страхом, занимаются  «историзмом» и героизацией политического мифа,          живут и выживают в условиях тотального насилия  в постоянной мимикрии, порождая  культ личности и манию величия вождей.
      Историю народов пишут по указке их правителей, как правило, люди зависимые и подневольные, безвольные и робкие  духом. И они же угодливо (в порядке принуждения и гражданского послушания),  дают «нужные и правильные» оценки  историческим событиям  и деяниям правителей и соответственно, вынуждены льстить, придумывать и лгать, заниматься мифотворчеством.       
      Лживую историю страны пишут и переписывают те, кто обладает даром социальной мимикрии, кто во время Смуты готов служить за блага  любому Самозванцу, кто всегда готов к измене, венчать на Московское  царство «панночку Маринку» кто   ради личных благ и    интересов    всегда  готов   предать своего Хозяина, своих соратников и сотрудников.  О таких алчных  прислужниках на час за несколько целковых писал в своих берестяных грамотках известный ревнитель  благочестия протопоп Аввакум в 1666 году: «Ещё Антихрист в Москву не вошёл, а вы все   скурвились!»
      История человечества  – это не  только цепь бесконечных превращений мифических времён во времена исторические, превращение былин и легенд в исторический письменный источник, это ещё  история  становления и генезис  гуманизма (превращение пещерного симиида и понгида  в  мыслящего человека). Всемирная история – это  трагическая  хроника    борьбы души  и плоти в условиях порой  не совместимых с жизнью  и спасительным  природным  альтруизмом. В условиях жестокой конкуренции и  ожесточённого    выживания, зарождение и развитие  гуманизма  было    мучительно трудным  и по времени  было  невероятно долгим. Всемирная история – это ещё  социально-антропологическая история. Её можно изложить в духе апологии Аристокла, софиста Протагора  и Никомаховой этики Аристотеля в нескольких словах: «Человек – это   свято! Человек – это мера! Человек – добрый бог, но  над ним злые люди! Никто никогда не  хотел  умирать.  Никто никогда не будет убит!»  (см.Анатолий Апостолов.   Приглашение  на пир. – ПРОЗА.РУ) 
       Должна была произойти кардинальная  мутация человеческого сознания на квантовом,  электромагнитном уровне, чтобы стадному  человеку преодолеть непреодолимое и стать «культурным героем».     Должна была состояться  судьбоносная Калидонская охота, чтобы тривиальную, традиционную   оборону родного города превратить в  «героическую» гражданскую войну, чтобы охота на людей и их убийство  превратились в ратный подвиг. Понадобилось несколько тысячелетий и определённые условия, чтобы человек почувствовал себя полубогом и одновременно охотничьим трофеем, источником  плотских наслаждений и  белковой пищи.   
       Понадобилось пять тысяч лет, чтобы в итоге  «величавое» дело  войны, убийств и грабежей, насилия и людоедства  гармонично переплелось с миссионерством и духовным просветительством, чтобы Знания стали  Силой и Оружием, чтобы Деяния апостолов  превратились в плоды Гуманизма и Просвещения,  Науки и Техники.
     Порождённая мифологией народов мира,  история каждого отдельного народа,   через банальное бытие и нравы  многочисленных богов и земных божеств, демиургов и культурных героев, всего лишь беспристрастно отражает падение бессмертного божественного духа  в  тленную материю и плоть. Как правило, в такой истории трагедия  восхождения человека к доблести и благу,  остаётся на втором плане.
     История не может быть «великой и священной», как не могут быть священными империи и их правители, армии и войска специального назначения, полководцы и главнокомандующие. Рассуждая об отечественной и мировой  истории, необходимо  осторожно подходить к  оценке исторических личностей,  их «особой роли» в мировой истории. 
     Как правило, здесь  сосредоточено множество наших массовых заблуждений и разочарований. Здесь мания величия и   паранойя соседствуют с синдромом  Крошки  Цахеса, здесь банальный слепой случай и банальное слепое везение облекается  подданными рабами исключительно в Божий Промысел, а реальная земная  власть  объявляется сакральной.
      История –  не продукт исторической лаборатории и тайной  мастерской по изготовлению артефактов (пасхальных яиц Фаберже) и раритетов при священном Ордене Меченосцев августейшего правителя Священной империи, она –   всего лишь фиксатор и накопитель информации о пространственно-временном поле всемирного человейника, фиксатор  социально-экономических и политических  деформаций,  социокультурных  колебаний, общественных метаморфоз и гуманитарных катастроф.
     История –  не жалованная грамота и не  развёрнутая инструкция  по  переделу мира в интересах самых  завистливых, алчных и свирепых вожаков человеческих стад.  История – она одна на всех, она одна (какая есть), а идеологий  очень много, и ни одна из них до сих пор не стала для людей  неизменной, сакральной и священной.
     Настоящая история неизменна. Она – летопись на граните, она   не должна  быть вне нас, вне народных масс, она не должна переписываться при   каждой смене правящих элит в угоду очередному непогрешимому и незаменимому  диктатору, тирану и узурпатору.  Клио не должна быть проституткой и продажной  служанкой Идеологии, как не должна быть и Юстиция родной сестрой Коррупции и Криминала. ( см. Анатолий Апостолов. Где летопись на каменных страницах? –ПРОЗА.РУ)
      Историческая наука не должна быть содержанкой правящего режима и его силовых структур. Она должна не трактовать, а лишь фиксировать победы и поражения любви, силу и бессилие зла. Она должна не только  фиксировать, но и   честно итожить все   дела наши  земные со знаком плюс или минус.  Честной истории не позволено трактовать преступления властей  против своего народа как «вынужденные,  неизбежные и целесообразные», а  массовое уничтожение людей в ходе очередного передела мира как героизм, как «дело величавое  войны» (Н.Гумилёв)
     История – не  календарь героических побед и достижений правителей страны и  готового на всё ради их капризов  послушного народа.   
     История не терпит мистицизма, масонских доктрин и государственных  тайн, секретной дипломатии  и политического камлания. История не любит идеологической  лирики, патетики и пропагандистских поэтических вольностей, развёрнутых метафор, цветистых эпитетов,  деепричастных оборотов,  наречий, прилагательных и  существительных в превосходной степени.
     История не должна быть историей  тотальной лжи, бахвальства, гордыни, изветов, клеветы, массовых заблуждений и обмана.
     Настоящую честную историю должны писать только  гуманисты-просветители, историософы, делатели добра,    учителя нравственности и  святые, которые, согласно трезвой логике, и должны были бы составлять  безусловный и единственный положительный итог  всей мировой истории.
      По сути, настоящая и  честная История – это  беспристрастная и суровая  хроника мучительного  генезиса  человечества по его пути  от стадной и смрадной  пещеры к величественному солнечному Храму Духа, и обратно –  от развалин Храма опять в пещеру людоедов.
      История  любого народа, как правило, итожит путь развития страны, реальные дела и свершения народа, его победы и поражения, славу и позор, отражает КПД, историческую и политическую рентабельность и/или нерентабельность бывшего правящего режима.
      История любой страны, великого и/или не совсем великого и даже малого народа, не может являться предметом его особой национальной  гордости. Гордиться своим прошлым тогда имеет смысл, когда  на условных и символических  весах сурового Анубиса чаша с  добрыми делами  оказывается значительно тяжелее чаши с накопленным    злом. История тогда является предметом гордости рядового гражданина,   когда славное  прошлое собою   укрепляет  день сегодняшний и этим  помогает строить его детям своё  будущее. Глупо гордиться напрасными жертвами и трудами, упущенными возможностями и утраченными надеждами, грудами человеческих костей и величественными мемориалами над ними.    
      Гордиться  историей своей страны –  равносильно гордиться её географией, особым климатом и ландшафтом,  её природными  ресурсами. История России такая же   жуткая, неприглядная и трагическая, как и истории других стран и народов, она не самая древняя, но и не совсем  новая, Российской  письменной истории  чуть больше одной тысячи лет.
      Известно, что когда в Сицилии  поэтом Джакомо Лентини  был сочинён и прочитан вслух первый сонет, в далекой заснеженной  Москве мирно правил без войн и крови великий князь Семён по прозвищу  Гордый, исправный и смиренный  данник Золотой Орды. Это во время  княжения Семена начали впервые на Руси  употреблять бумагу (на ней написан договор  его с братьями и духовное завещание). Это при нём свирепствовала на Москве  чума, занесенная немцами на Русь  из Европы, а в пяти  верстах от стен деревянного Кремля за Яузой, в бору за Швивой горкой   выли волки.
      В то время, когда просвещённая Европа  собирала хитроумные часы, музыкальные механизмы, ткацкие станки и навигационные приборы, первопроходцы Ермака и Дежнева огнём и мечом «пристёгивали»  к Москве пушные богатства Сибири. Иногда могущество страны определяет не её имперская армия, культура и наука, а её мёд, воск, корабельный лес, пенька, пушнина, а сегодня – это  огромные запасы пресной, питьевой воды и льда, которые скоро станут  дороже нефти, золота, платины  и алмазов. 
      Славу  и  добрую репутацию империи  составляют не её политическое и силовое  долголетие, а реальный  вклад   в развитие земной цивилизации, в мировую культуру, в гуманитарные и технические науки, медицину, в образование и  просвещение.  Надо не забывать, что археография и археология как прикладные исторические науки возникли в России все лишь 200 лет назад   (в конце XVIII  века). В научно-технической области и в сфере гуманитарных наук, связанных с наукой  о человеке Россия  отставала от Европы   как минимум на полтораста лет.
      Мы знаем, что  это  весьма  удручало первых русских историков Ломоносова и Татищева. В отличие от всех правителей России, как Рюриковичей, так и Романовых, они понимали, что именно  на самом деле представляет собой народ, не имеющий своей Истории. И в то же время, не древняя и славная (или бесславная)  история определяет развитие страны и  её народа, а его  реальные дела  и свершения нынешнего дня и  сама реальность планируемой  истории. (Александр  Зиновьев)
      В мире есть много стран, история которых не блистает великими походами и завоеваниями, героическими подвигами и свершениями, но их народы  почему-то этим особенно не озабочены и предпочитают жить дальше только  настоящим и будущим, чем   своим  не совсем  благопристойным   прошлым. Ведь на самом деле, для каждого народа  история  его страны является не столько предметом его национальной гордости,  сколько  самой надёжной лоцманской картой, с указанием всех отмелей и рифов в безбрежном и бурном  океане жизни. История скорее универсальный справочник всех заблуждений и трагических ошибок  наших далёких и близких предков, гроссбух их невосполнимых потерь и, увы, напрасных  утрат. 
      Были  и есть ещё в мире страны с куда более древней истории, но и это тоже не предмет для гордости и тщеславного  высокомерия. Потому, что всё проходит, всё истлевает во времени, в Мгновенной Вечности. Не понимать этого, значит не понимать смысла жизни и смысла  Истории.
      Те, кто после кромешной третьей Смуты 90-х годов считает  русскую историю священной и вселенской, а Россию  - страной Святого Духа и Спасительницей мира, тот явно болен имперским, красным патриотизмом, гордыней и манией величия. Тот, кто после всех  «великих переломов» славянской души продолжает считать  Российскую  Федерацию Святой Русью, а современное русскоязычное народонаселение народом-богоносцем, народом священным, тот глумится, издевается и зло смеётся как над всем русским народом, так и над другими  большими и малыми народами.
   Тот, кто ностальгирует по Российской и Советской империи, кто живёт религией Победы и призывает  молодые поколения повторить любой ценой штурм рейхстага, тот, кто продолжает считать застой эпохи Брежнева пределом социального комфорта, тот явно не в своём уме  «добрый малый, в прошедшем веке запоздалый» (А.С.Пушкин).  Нельзя считать  стабильно-уравнительный комфорт  стагнации ( Брежневского застоя) реальным благоденствием и вековым чаянием нашего несчастного, изнурённого большевистскими экспериментами народа, ибо комфорт застоя – это до конца  не осуществлённая  мечта народа  о социальной гармонии, всеобщем процветании и справедливости.
     История – не только  бездонный кладезь  сюжетов  для исторических  романов и повестей, киносценариев, театральных драм и телешоу, она, со времён Василия Жуковского и Константина  Ушинского, давно  является  хрестоматией педагогической и социальной антропологии, задачей которой  являлось решение  древних как мир, гуманитарных проблем:
-как стать Человеком;
-как научиться жить достойно;
-как изменить мир к лучшему по  принципу «Никто не будет убит!»;
- как планировать и делать  честную Историю. 
     Настоящая История на самом деле не так интересна и забавна, как это  было  принято считать  ещё в эпоху Просвещения и раннего Романтизма. На самом деле она – своеобразный  судовой журнал  кругосветного океанского лайнера, с множеством для массового читателя  малоинтересных,  профессиональных записей. Эти записи  могут быть интересными  для специалистов в области разных знаний и   наук, отчасти для футурологов и социальных прогнозистов.
      История не терпит исторических маскарадов, парадов и триумфов, гордыни и мании величия, политической мистики и шизофрении, имперского романтизма и романтичного шовинизма. Настоящая История должна безжалостно сводить  земных богов и божеств на землю и  как можно чаще виртуально тыкать  их омерзительные рыла  в лужи человеческой крови и в  трупный гной их несчастных жертв.
     История – это не индульгенция преступного режима,  не  очередной Завет  авторитарно-тоталитарного государства и не «Символ веры» военной, силовой аристократии, рыцарей Ордена  Меченосцев, кадровой элиты страны, пресловутой Пятой Империи.
     Честная, правдивая История нужна живым.  Мёртвым от живых ничего не нужно, даже макового зернышка. Ни посмертной славы, ни наград и высоких почестей, ни пышных  мавзолеев, ни скромных  памятных досок. 
     Живым история нужна для борьбы с беспощадным  Временем, с этим лютым Хроносом-пожирателем всего живого и неживого, ибо  людская память  о прошлом является  пока  единственным оружием в борьбе человека  с немилосердным  Временем и Смертью,  и одним  из основных  средств достижения  условного  бессмертия. 
     Возвращение людей из смерти к полноценной жизни в полной целости и сохранности всегда считалось на Руси небывалым   чудом из чудес  и сказочным везением. В этом отношении русская история бедна примерами сакральной памяти о предках  и почти  не знает массового  милосердия к увечным воинам, инвалидам и калекам войны. Никого из русских летописцев и военных историков никогда не волновала их дальнейшая судьба после кровопролитных и победных битв.
      Русский воин и солдат –  не сторож и  не телохранитель, он изначально  воин и пахарь, кузнец и кормилец, сеятель и строитель. Он-то  и должен быть основным делателем  творцом своей  честной Истории, а не ущербный, дегенеративный     Крошка Цахес и  не впавший в крайний нарциссизм и манию величия   Туркмен-баши. И жизнь русского солдата  должна оцениваться ничуть  не ниже, чем жизнь мифического  чекиста (Штирлица) и вполне реального   полицейского, чем жизнь  судьи и политика, чем  жизнь торговца  газом и бензином, чем жизнь депутата и сенатора, губернатора и мэра.
       История – это  своеобразный  универсальный самоучитель  народа, завет, руководство  и наставление молодому человеку  по его пути к доблести и совершенству посредством обретения мудрости, благоразумия, гражданского мужества и справедливости.
     Без  настоящей честной истории не может быть справедливого и человечного общества, как не может быть   новой честной Идеологии партии Будущего без настоящей и честной отечественной  Истории.
     Впервые эту,  тривиальную, но здравую мысль, задолго до нашего логика, философа и социолога Александра Зиновьева,   высказал замечательный немецкий историк Оскар Йегер (Iегеръ), автор «Всеобщей истории» в 4-х томах под редакцией П.Н.Полевого (СПб,1894) и книги по  педагогической антропологии «Пайдейя. Воспитание  античного грека. // Эпоха великих воспитателей и воспитательных  систем». (М. 1997)
      Всеобщая история, по Оскару Йегеру,   – это  огромное мозаичное панно, где каждый  кусочек священной смальты  является одной  из множества национальных историй  всей Мировой Истории. Все мы – дети  своей Истории, которая не всем нам родная мать, но и не всем –  злая мачеха. Во всеобщей истории всё условно – и   великий вождь  – не отец народов, не Кормчий и не Учитель.   И великая  Империя – не   материнский дом родной, а скорей заводской барак или солдатская казарма, страна военных поселений и коллективных хозяйств. И фельдмаршал Кутузов – не гениальный полководец, а бессердечный человек, и генералиссимус Суворов совсем не тот, каким он выглядит в учебниках истории. Страшной и мучительной была смерть раненных русских солдат в горящей Москве и не менее мучительной была кончина  раненых  героев-воинов, оставленных на Бородинском поле без элементарной  медицинской помощи.
    История может быть как  актуальной и осмысленной, так и никчемным и ненужным придатком   к морально устаревшей идеологии, в которой давно  утонул  ясный   смысл  и здравый рассудок.  История Отечества одна на всех его граждан.  Она не может быть только имперской  или только либеральной, крепостнической, феодальной или  демократической.  Она не может быть только  «белой», «красной»,  интернациональной или нацистской.
      История не должна быть предметом идеологических спекуляций разных политических животных, занимающихся сегодня  военно-патриотическим  воспитанием молодёжи   по морально устаревшим лекалам  советской  воспитательной  системы. Время таких пропагандистов и агитаторов, «комиссаров в пыльных шлемах»,  политруков,    певцов генштаба и милитаризма, романтиков «горячих точек» давным-давно прошло.          
         Уже не имеет смысла тратить огромные денежные   средства  страны  на создание гигантского колумбария  в Кремлевской стене (со стороны   набережной   Москвы-реки) для захоронения и увековечивания  праха  будущих героев. И не надо больше расширять за счёт  российского бюджета   и без того  гигантское военное мемориальное кладбище под Москвой в Мытищах, ибо в современных войнах, когда в основном сражается военная техника, радиоуправляемое железо и солдаты-роботы, прежнему живому жертвенному героизму в сознании людей  уже нет места. Новейшая всеобщая история трактует  проявление массового героизма  и героической гибели солдат в условиях войны  уже не  как результат «правильного» идейно-политического и  военно-патриотического воспитания населения, а как   результат  бездарного  руководства   ходом боевых действий со стороны военного  начальства. С применением новых видов оружия  массового  уничтожения вовремя войны против мирного населения, изменилось в корне и само  человеческое сознание, изменились жизненные  ценности.
      Сегодня реальная, даже самая  сложная и трудная личная  жизнь  стала стократ дороже личной  сусальной  посмертной славы. Сегодня в условиях дикого российского рынка ратный труд  перестал быть добровольным и безвозмездным, он  стал, как и мирный труд,  оплачиваемым, наёмным, таким как труд гражданского  летчика и моряка,  сталевара и шахтёра.
      Сегодня в РФ  принципы  советского  патриотизма в контексте  жертвенного подвига на молодёжное  сознание   не действуют и не могут действовать  вообще: ведь умирать имеет смысл  только ради высокой цели и  только ради общих   национальных  интересов, во имя общего блага и общего Дела.
     Сегодня в РФ история стала производной   банковско-финансового капитала, теневой и сырьевой экономики, нацеленной на торжество военно-олигархической Державы, пресловутой Пятой Империи  советского писателя-мистика  Александра Проханова.  Необходимо при этом  отметить,  что эта  очередная безумная идея рыцарей Ордена Меченосцев, как в своё время и большевистская идея мировой революции, не находит  сегодня  в широких народных массах  глубокого понимания и  реальной поддержки. Никто не хочет умирать за сумасбродные идеи бело-красных олигархов-меченосцев. Никто не хочет ценою жизни творить великую историю страны для кучки  тщеславных и  далеко не мудрых  земных божеств.
      А когда в душе человека нет настоящей  высокой цели,  высоких помыслов и дум, когда нет смысла в жизни, тогда нет смысла и в самой истории страны. И тогда, спасаясь от гнева Божьего и огня и ядовитой серы, он, как и Лот с половозрелыми  дочками,  бежит  в ближайший  бункер, по сути  возвращается опять к себе  в свою историческую пещеру антропофагов. В ней, считает он, есть  хоть какой-то  шанс выжить в ядерном  пожаре, во все живое  убивающем  нейтронном излучении – «все умрут, а я останусь!»
      От двух родных любимых доченек народятся новые (совершенные) люди, приветливые моавитяне и добрые, терпимые  аммонитяне,  мир изменится к лучшему, все будут счастливы. и НИКТО НИКОГДА  НЕ БУДЕТ  УБИТ!  Вот и вся история!  Банальная история отдельно взятого юного Вертера,   страдающего, разумного  животного, и ветхозаветного сладострастного отца двух дочерей.   И  вот она «великая»  всеобщая история тиранов и убийц, снова требующая новой редакции и трактовки.
      

                ИСТОРИЯ СЛАГАЕТСЯ  НЕ НАМИ!
                (Анатолий Апостолов)

                История диктуется не нами:
                В любой главе  на всё готов ответ,
                Размечен холст батальной диорамы,
                Фельдмаршала красивый силуэт,
                И груды тел, и дым багрово-ржавый,
                Атака легендарных кирасир,
                И белый конь, и чистенький мундир,
                И лик царя бесстрастно моложавый,
                И раненых солдат «классические позы» –
                История не любит грубой прозы…

                Историю с налёта не поймёшь,
                В ней Истина, написанная мелом,
                В любой момент стирается умело,
                И новый текст  эпох меняет суть.
                В ней царствуют тщеславие и ложь
                Желающих по-детски неумело
                Себя, других и Бога обмануть.

                Душа людская – пена над волнами,
                Взлетит на миг и  сгинет в глубине –
                История слагается не нами.
                Лишь  Некто видит прошлое извне,
                И наш исход решается не нами,
                Решает Тот, которого здесь нет,
                И только Он даёт на всё ответ.

                Я чувствую –  История вне нас,
                Народ простой всегда на заднем плане,
                История молчком обходит нас,
                И род людской, как брага бродит в чане:
                Не знаем мы, что  с нами  происходит,
                Не знаем мы, кто нас по кругу водит
                И назначает нам последний  час...
   

28.04.2021