Погружение и Касание. Категории новой педагогики

Алексей Ратушный
Погружение и Касание. Две категории новой педагогики

Говоря о категории погружения традиционно сравнивают две парадигмы в образовательном процессе – классно-урочную и интенсивную. При этом отмечают, что при классно-урочной системе материал раздроблен и это ведёт к деконцентрации внимания ученика и недостаточной интенсивности проникновения в контент.
Однако здесь мы говорим о дошкольном учебном заведении и особо подчеркиваем, что наше понимание погружения не связано с каким бы то ни было противопоставлением интенсивного и классно-урочного режимов. Здесь речь идёт исключительно о самой технологии, обеспечивающей целостное восприятие материала образуемыми, их мышлением, находящимся на этапе интенсивного становления и развития.
Сильная аналогия.
В воду можно погрузиться.
Можно погружаться медленно, можно погрузиться быстро.
Способов погружения великое множество: сверху вниз или снизу вверх.
Правым боком, левым боком.
Полностью.
Частично.
Можно очень долго погружаться, то есть крайне медленно менять степень погруженности тела в воду. Особенно любопытно, что уже полностью погруженное в воду тело в зависимости от глубины погружения имеет разное качество погружения. Есть разница погружения на небольшую или большую глубину.
Если рассматривать учебный материал, как воду, то всё сказанное относится и  к погружению в материал
Аналогия с погружением в воду может быть продолжена и при сравнении с касанием воды ладонью. Можно скользнуть ладонью по поверхности воды, можно ненадолго погрузить кисть или её часть в воду.
Степеней касания также много, как и степеней1 погружения.
Таким образом рассматривая погружения и касания мы обязаны старательно раскрывать объём, качество и интенсивность и погружения и касания.
Перейдём к примерам.


Тема «Шахматная доска»

Вместо последовательной демонстрации разных шахматных досок, по такому «сценарию»:
Вчера – доска небольшая
Сегодня – доска средних размеров
Завтра – доска очень большая
Послезавтра – доска вертикальная с магнитными фигурами и так далее
Ребенку одновременно предъявляется сразу огромный набор самых различных шахматных досок: и небольшие, и средние, и большие, и гигантские, и горизонтальные, и вертикальные, и цилиндрические, и тороидальные. м виртуальные.
Ребёнок входит в помещение шахматной шкатулки и как бы окунается (погружается) в огромный мир самых разных шахматных досок, в том числе и досок самых различных цветовых решений и форм, начиная от треугольных, объёмных, кубических, пентагональных, гексагональных, и самых разных количественных характеристик от 2х2 до бесконечных шахматных досок.
Это и есть «Погружение» как технология, обеспечивающая интенсивное восприятия демонстрируемого материала.
При этом мы воздействуем на ребенка не только формой, количественными параметрами и пространственными параметрами увиденного, но и на слух, и на цветоразличение, сопровождая демонстрации возможностью и видеть, и прикасаться, и располагать собственное тело на увиденном. На гигантской шахматной доске дети и играют, и перемещаются и танцуют, испытывая целую гамму самых разных позитивных эмоций.

Тема «Шахматная фигура»

Все сказанное мы можем повторить, говоря о шахматных фигурах. Одномоментно ребёнку предъявляется целый набор самых разных версий шахматных фигур от маленьких до гигантских.
 Самых разных и по размерам, и по формам, и по расцветке, и по весу, и по способу крепления к доске (особенно много способов крепления к вертикальным доскам – навешивание, прикалывание, приклеивание, примагничивание, сцепление ворсистыми поверхностями и так далее и тому подобное. Наконец не забудем сказать о представлении целой галереи сказочных шахматных фигур – более тысячи только распространённых образов животных, солдатиков, героев мультфильмов, роботов и т. д. и т. п.
Перемещения фигур по доскам также представлены огромным набором самых разных приемов и техник, в которых ребенок буквально «тонет».
И потому процесс и называется нами «погружение», что этот термин наиболее отвечает существу самого процесса пребывания ребенка в шахматной шкатулке.

Триста погружений и тысяча касаний

При этом общее число погружений определено нами на основе практического опыта многолетнего преподавания как 300. Триста погружений за четыре года, по два погружения в неделю, то есть по 75 погружений в год.
При этом в первый год погружение длится 10 минут, во второй год продолжительность погружения 15 минут, в третий год – 20 минут, в четвёртый год 25 минут.
Общая продолжительность всего 5250 минут или 87,5 астрономических часа
в первый год – 750 минут
во второй год – 1125 минут
в третий год – 1500 минут
в четвёртый год – 1875 минут
К этому добавляются общие ежегодные мероприятия:

Шахматная Новогодняя ёлка с сеансом деда Мороза и Снегурочки
Ежегодный шахматный турнир Алая ладья
Ежегодный весенний контрольный шахматный сеанс
Конкурс шахматного рисунка
Конкурс шахматной скульптуры
Конкурс шахматного костюма
И Конкурс Шахматная королева

Но все эти мероприятия мы рассматриваем как варианты именно Касаний, а не Погружений
Кроме того к касаниям относятся: движение мимо картины «Слон» на лестничном марше (слон ходит по ступенькам по диагонали вверх или вниз), мимо картины «Ладья» в коридоре (ладья ходит прямо вот так, как мы идём по коридору), перемещения мо гигантским шахматным доскам изображенным на поверхности прогулочного двора детского сада (у нас их две по углам здания), движение мимо гигантских изображений шахматных фигур на ограде детского сада.
Наконец касанием можно считать игры в шахматы в самой группе детского сада, поскольку шахматные комплекты – непременный элемент обеспечения игровой комнаты в каждой из двенадцати наших групп.
При этом мы не являемся сторонниками «шахматного фанатизма», то есть шахматное сопровождение и оформление не исключает массы других элементов оформления  жизни дошкольного учреждения. И это тоже важно: без перегрузки и абсолютизаций. Просто один из элементов повседневной жизни детского сада.