Лето в Тайлово

Андрей Саар
   
   Я, надо сказать, давно разонравился себе в качестве собственного лирического героя, но именно сейчас - не тот случай. Захотелось поделиться давним и светлым прошлым, которое все чаще теперь окутывает меня по утрам, перед рассветом, когда и не поймешь - то ли ты еще спишь и это все тебе снится, то ли уже проснулся и лишь остатки ночного сна еще направляют твой разум обратно, туда, в теплую глубину невозвратного.
Вспоминается давнее-давнее лето в деревне у дедушки с бабушкой, в нескольких километрах от  Псково-Печорского монастыря, на самой границе с эстонской Сетумаа - землей сетов.
Я приезжаю сюда каждое лето из Воркуты, где служит в погранотряде отец, изрядно уставшим от снега, холода и полярной ночи, чтобы, как говорят взрослые - "хлебнуть деревенского молочка".
Мне лет семь или около того, поэтому все воспоминания того времени так прочно врезались в мою цепкую детскую память.
Сплю я здесь всласть и подолгу, ко времени, когда я поднимаюсь, солнце уже вовсю бьет в стену моей  комнатки в дальнем конце основательного бревенчатого родового дома, греет широкие, темные, деревянные половицы, накрытые незатейливыми домоткаными дорожками.
Проснувшись, бегу умываться на двор к старому рукомойнику в углу двора, между яблонями, бабка в большой гостиной, служащей по совместительству и кухней, и передней, и залом готовит вкуснейший крестьянский завтрак - яичницу, творог со сметаной, иногда пышные оладьи с медом, густую душистую кашу или жареную картошку с настоящим  деревенским салом.
А после завтрака - впереди целый день, огромный и нескончаемый летний день с еще неизведанными фантастическими возможностями!
Можно убежать купаться на быструю и холодную речку Белку, змейкой обвивающую деревню по подножию холма, можно пробежаться до шоссе, ведущего из Печор в соседнюю Эстонию, чтобы увидеть на столбе афишу, покажут ли вечером кино в стареньком клубе и какое, а можно с друзьями отправиться в ближний лес за грибами и ягодами.
Лесов вокруг много, все они гордо имеют собственные названия - Рачиха, Сосновый Бор, Груздёва роща, Нагорный лес и, самый таинственный и мрачный, дальний Лазаревский лес, куда вообще-то детям одним ходить не разрешается, ибо там не раз встречали и лосей, и кабанов, и даже, поговаривали - волков.
Сама деревня обязана окружающим лесам самим своим появлением, а точнее - уникальному храму Николая Чутотворца, поставленному на холме аж в 15 веке по обету местного зажиточного крестьянина, заблудившегося в этих лесах и вышедшего к дороге именно тут.
 Позднее вокруг церкви выросла и деревня, названная "Таиловым погостом" (ныне просто - Тайлово).
 В Псковских летописях датированных 1519 годом, есть такая запись: "Того же лета начаша Мисюрь Мунехин, Великого князя дьяк Псковскои, да его подъячек - Ортюша Псковитян, обое назирати убогое место, незнаемо дотоле никим же, под немецким рубежом сорока вёрст ото Пскова, а десять верст за Изборском, в Таилове погосте, пяти верст от Печерской монастырь и Вифляньскую пещеру, Богом сотвореную".
Церковь стоит за основательным каменным забором, примыкающим с дальней стороны к нашему саду, бабушка служит в ней церковной старостой, а еще дальше, за церковью - подворье батюшки Николая. Батюшка огромен, бородат и благообразен, в обширных  карманах его рясы всегда имеются конфеты, яблоки, а порой и диковинные персики, которыми он угощает деревенскую детвору, за что пользуется у нее непререкаемым авторитетом.

Воскресная служба в церкви, а особенно служба праздничная  - всегда ожидаемое и увлекательное  зрелище...
 Бабушка печет в русской печи просфоры, "просвирки", как их все в основном называют, богослужебные литургические маленькие лепешки, употребляемые для причастия, ни с чем не сравнимый запах свежего печеного хлеба заполняет весь дом.
На каждую просвирку надо поставить печать в виде креста и нескольких таинственных символов специальной тяжелой бронзовой печаткой, которую бабушка достает из красивой шкатулки зеленого с прожилками камня. Иногда сделать несколько оттисков дозволяется и мне.
Свято - Никольская церковь уникальна прежде всего тем, что прихожане ее по большей части - представители народности "сету" или "сетукезов", самой западной ветви финно-угров, населяющих север Евразии от Балтийского моря до Урала.
Сету - православные, но не совсем.
Во многих домах у них наряду с иконами Христа и Богоматери находятся изображения языческого бога Пеко, который издавна считается покровителем этого маленького народца.
По последней переписи к сету отнесли себя всего 214 человек, остальные тысяч десять определяют себя эстонцами или русскими, в зависимости от места проживания.
Чистокровным сету был мой дед - Иван Яковлевич, трижды менявший за свою жизнь в документах национальность по причинам от него никак не зависящим. Отсюда идет и наша фамилия, которую чаще всего ошибочно называют эстонской или даже семитской.
"Истинные" православные (со свойственной им христианской любовью и смирением)  ; называют сету за их веру в "неуставных" языческих богов  - "полуверцами", отсюда и это стремление православных сету выбирать для богослужений особый, не бросающийся в глаза, уединенный храм, каким качествам идеально соответствует Свято-Никольская церковь в Тайлове.
Прихожане приезжают сюда даже из довольно отдаленных районов Эстонии, не говоря уж о сетукезах  Псковской области, народу съезжается много, храм полон, мы с интересом наблюдаем за приезжими.
У входа в церковное подворье находится старая деревянная коновязь - сбитая из толстенных жердей, почерневшим от дожней , вкопаная в землю длинная рама, которая при отсутствии лошадей служит детворе, как сейчас называют - и тренажерным залом, и фитнес-центром. ;
Дед служит при церкви звонарем, в его ведении отдельная колокольня с большим тяжелым колоколом, наискосок от входа и звонница наверху самой церкви с несколькими "музыкальными" колокольцами, на которых он очень ловко вызванивает - ну, музыку не музыку, но приятную и запоминающуюся мелодию.
Очень редко, но в большой колокол доверяют ударить и мне.
После службы - обед, "трапеза", как сурово говорит бабушка, а после трапезы -  летний день продолжается!

  Городок Печоры в пяти километрах к северу от деревни по шоссе.
 Можно пешком, напрямую через Сосновый бор - полчаса быстрой ходьбы. Этой дорогой бегал в школу в конце сороковых Лёнька Саар, мой отец. В этом же лесу собирались они с приятелем Мишкой вместе разобрать противопехотную мину там же и и найденную. Но отец не успел, задержали какие то дела, а приятель - увы, успел... ;
Могила Мишки там же в лесу, чуть в стороне от тропинки - на погост нести, сказал отец, там было нечего.
В Печоры ходит и автобус, раза три в день,но его надо ждать и платить двадцать что-ли копеек, поэтому пешком и экономнее, и веселее.
Печоры прежде всего известны своим знаменитым мужским Свято-Успенским  Псково-Печерским монастырем построенным еще до рождения Ивана Грозного.
В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Божией Матери, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год и считается годом основания монастыря, хотя монахи-отшельники обитали в пещерах еще с 13 века. Холм же, в котором находятся Успенская церковь и "Богом Зданные пещеры", называется Святой горой.
Но монастырь уникален еще и тем, что построен не полностью на горе, и не под холмом, как это было принято, а на самом изгибе рельефа, на склонах оврага по которому протекает ручей Каменец..
Монастырь ни разу за всю свою многовековую историю не закрывался. История его богата множеством интереснейшихи свидетельств и легенд и, при желании, легко отслеживается в современных интернетовских источниках, поэтому не буду об этом подробно. Нас же, мальчишек, привлекала в первую очередь возможность попасть туда совершенно бесплатно, (но лишь в приличной одежде и обуви)  и со строгим наставлением "вратаря" - дежурного монаха при входе - "не шалить, ничего не трогать и примус, если попадется - тоже не починять."
Вход в пещеры или "Печоры, Богом Зданные,  это удивительное место. Сами пещеры - это очень большое монастырское кладбище прямо в горе. Точное число захоронений здесь не известно, однако, предположительно, здесь покоятся более десяти тысяч человек. В Пещерах всегда держится постоянная температура + 5° С, стены песчаные, как и пол. И самое удивительное, что здесь нет никакого запаха тления. Пахнет ладаном, горячим воском и определенно какой-то благостью. ;
Сейчас попасть туда довольно сложно и только по предварительной записи, а во времена моего детства по обещании "вести себя смиренно и не шуметь"  сделать это можно было безо всякого труда.
Больше в городке ничего примечательного нет, за исключением мороженного, которое в деревне, по понятным причинам, отсутствует. Обратно можно, подгадав время, и на автобусе.
Старенький желтый ПАЗик гремит так, что кажется вот-вот развалится, однако упрямо доставляет домой селян, выехавших в райцентр за покупками.
 Магазинчик в Тайлове есть, но там все больше отовариваются хлебом, папиросами и мелкой необходимой утварью. Мой улов там, изредка - каменные пряники и липкие цветные конфеты - "сосачки".
По вечерам воскресений в местном клубе - кино.
Аппарат невыносимо трещит, часто зажигается свет, когда "кинчик" меняет пленку, но зрители довольно лузгают свои семечки, привычка к которой я так никогда и не пристрастился.
Стемнело. Из садов тянет ночной свежестью. Возвращаюсь домой и после обязательного холодного свежего молока из кружки, с печенькой вдогонку, ложусь спать...
День, такой длинный, такой сочный, такой душистый и полный приключений, закончился. Сегодняшний день. А вот завтра!...
И, с мыслью об этом непременно наступающим "завтра" , я засыпаю со счастливой улыбкой.
За окном где-то вдалеке вскрикивает изредка ночная птица, звенит негромко удачно прорвавшийся в спальню комар.
Спокойной ночи лето!
До завтра!