Можно ли украсть охранную собаку?

Константин Плосков
Полное название: "Среднеазиатская овчарка Сурхан. Можно ли украсть охранную собаку?".

Дальняя поездка
Я сижу, развалясь на заднем сиденье машины представительского класса. Дорога предстоит дальняя. За окном машины мелькают перелески, заснеженные поля. Яркие блики солнца, словно играя в прятки, кружат по салону автомобиля. Я ощущаю их приятное тепло на своем лице.

Я уже знаю, что еду к начальнику охраны большого и важного государственного объекта и мне предстоит дрессировать среднеазиатскую овчарку. Но, из приемника льется задушевная песня: «Как хороши в России вечера …», думать ни о чем не хочется и я постепенно погружаюсь в приятную дрему.


Когда требуется помощь дрессировщика
Наконец, сельский пейзаж закончился. Водитель снизил скорость. Машина въехала в небольшой городок, который показался мне, жителю огромного мегаполиса, еще более крошечным, чем он был на самом деле. Возможно, так думает каждый, кто прожил в столице больше двух лет.

Добротно выстроенный дом, красивая решетка ограды. За которой я вижу силуэты владельцев и среднеазиатской овчарки. Мы проходим в дом и я выслушиваю историю моего будущего ученика.

Щенка взяли для охраны дома, поскольку криминальная обстановка в городке оставляла желать лучшего, а молва утверждала, что лучшие защитники собственности – среднеазиатские овчарки.

Купленного щенка назвали Сурхан – имя, вполне подходящее для такой собаки. Владельцы конечно не знали, что в Узбекистане, в Сурхандарьинской области, там, где находится город Термез протекает река Сурхандарья и слово Сурхан на таджикском языке означает Красный. И действительно, шерсть Сурхана, на солнце давала красный оттенок. Да и вид у него не был дружелюбным.

Но, нашлись же воры, которые не побоялись такого сторожа!

Однажды, вернувшись с работы, владельцы обнаружили, что в их доме побывали преступники, которые без стеснения поживились хозяйским добром.

А где же защитник? Сурхана нигде не было видно.

— Неужели воры захватили с собой и собаку?

Через несколько недель, собака вернулась домой и владельцам оставалось только гадать, как Сурхан нашел обратную дорогу.

Вот так они узнали, что недостаточно приобрести собаку и вырастить ее. Защитника нужно готовить.


Защитная дрессировка Сурхана
Мы дали время владельцам на постройку вольера для Сурхана и когда он был построен, приступили к дрессировке.

За два месяца работы, собака была обучена защитной работе. А после обучения Сурхана пришла очередь обучаться его владельцам. С защитной собакой как и с любым оружием надо уметь обращаться.

Теперь Сурхан был уже серьезной собакой. Я почувствовал это на последних этапах обучения владельца, когда однажды попросил его передать мне поводок, чтобы продемонстрировать один из элементов управления. Сурхан грозно зарычал и я понял, что он не желает больше подчиняться мне.

Пришла пора отработать разные «реальные» модели защитной работы собаки и научить владельца управлять Сурханом в «боевых» условиях. Моей же обязанностью стало играть роль «преступника».


Обращение к владельцам собак
Вскоре мы закончили работу и попрощались с гостеприимными владельцами Сурхана. Теперь мы знали, что их защитник больше не допустит промаха и защитит  жизнь своих владельцев и их имущество.

Эта история еще раз подтверждает главную истину, которую я не устаю повторять.
Нельзя полагаться на инстинкты и ум собаки, если мы берем ее не для развлечения, а для серьезной работы в качестве защитника или помощника на охоте.

Вот что пишут профессиональные дрессировщики защитных собак, супруги Дьюет в своей книге «Собака – защитник дома и семьи», страница 16.

«Было бы ошибкой думать, будто недрессированная собака станет вашим надежным защитником в силу самой ее породы. Известно немало документально засвидетельствованных случаев, когда ротвейлеры, немецкие овчарки и т.д. позволяли ворам спокойно входить в дом и выносить оттуда вещи и драгоценности. Прежде всего, подобные казусы объясняются отсутствием должной дрессировки. Собака должна быть обучена тому, что ей делать в определенных ситуациях, и знать, на что нужно реагировать, а на что – нет».

И я полностью согласен с их утверждением, поскольку в своей практике не раз сталкивался с такими фактами. Только небольшой процент собак может реально защитить вас и вашу собственность, не имея предварительной подготовки.

Это доминантные (агрессивные) собаки. Но, их тоже надо дрессировать, поскольку, как показывают истории среднеазиатских овчарок (Ферхата, Ляна, Джамала), восточно сибирской лайки Кучума, ротвейлеров (Ника и Бака) — их агрессия в первую очередь направляется не на преступников а на своих владельцев и их знакомых.

Не забывайте, что собаки доминантного психотипа, собаки-лидеры, склонны в первую очередь бороться с ближайшим окружением за статус Вожака (Старшего, Начальника), а инструмент достижения этих целей у них один – генетическая агрессия.

Можно сказать, что эти собаки родились с «гранатой в кармане» и в случае любого стресса, им проще решить проблему «бросив эту гранату» в «противника», чем научиться социально-приемлемому поведению в семье владельца.

Поэтому мой вам совет — не ждите «прилета черного лебедя», дрессируйте свою собаку!