Трнаваз

Татьяна Егиян
   …   Название высокогорного села  в Предгорье Большого Кавказа. По преданию основал его священник  («тер») _Аваз. Отсюда  и  пошло - «Тераваз» или скороговоркой Трнаваз ! Под святым покровительством  находилось…
   Достопримечательностью села был  клуб для культурного развлечения молодежи и людей зрелого возраста. Здесь разместились библиотека, кинозал - обширное помещение с деревянными полами и стулья от щедрот  сельчан. Кто сколько принёс! Публика собиралась после трудов праведных на полях, огородах. Посмотреть новый фильм. Изредка наезжали артисты из города. Приобщить "деревенских" к мировой классике. Шекспиру, например!  Директор клуба  поднималась на  высокий пригорок. По типу горного резонанса: « Хе, хе,  хе, Петрос!- Звонко пела она. - Передай Погосу, Баласану, Артуру, Эдику, Мартиросу, Ашоту, их женам, детям, соседям  - будет театр!» В скором времени клуб набивался зрителями  сельской местности. Публика собиралась молодёжная - девчата, парни. Но встречались и солидные «джентльмены», а также их супруги   с орешками, семечками в бездонных карманах. Очистки складывались туда же. У народа был свой политес!
 ...Приезжие  долго не начинали. Тянули. Медлили.  Деревенские ждали. Двигали стульями и ногами. Сыпались  реплики: "Видать не допили они еще да не доели нашего "хороваца" (жареное на углях мясо)."
   … Занавес раздвигался. Начиналась история мавра по имени Отэлло со всеми  перипетиями сюжета. Зрители смотрели - слушали с большим  вниманием, пока дело не коснулось процесса удушения пышнотелой  крикливой Дездемоны  от рук "любимого " мужа.
   «ГДЕ МОЙ ПЛАТОК?» -  Рычал на сцене главный герой  одноимённой драмы. Дюжий такой дядечка с «мордоворотом» без края и границ. ( А перед этим он смаковал натуральный шашлычок и выпил крепкого винца сельского  изготовления.)  Тут  вдруг  выскочил  на сцену из публики худющий паренёк с озорными глазами и обратился  напрямую к Отелло: «Совесть имей! Что ты  пристаёшь к «тикин» (вежливое обращение к даме)? Брось копаться в её сумочке. Задуши поскорее и разбежимся по домам. Не бойся, не выдадим!» Дездемона с перепугу взвизгнула и кинулась прочь. Зрители, то есть деревенские, грохнули от хохота, предвкушая интересное продолжение. Артист растерялся на первых порах от событий, которые Шекспиру и  не снились. Но быстренько справился  с  конфузом. Притянул к себе смазливую зрительницу и заявил, что отрекается от жены – предательницы, которая  кинула его в трудную минуту. Берёт  другую «тикин», родом из деревни. Тогда на сцену влез долговязый мужик из местных. Весомо сообщил, что - «Варсеник», так звали, оказывается, новую героиню драмы У. Шекспира, его законная жена. И не отдаст  он её за просто так! «А за сколько?» - Поинтересовался  «Отелло» и получил  крепкую затрещину от  персонажа в кожаных мокасинах. Не стерпел, врезал ответно. На сцене, а заодно и в зале поднялась такая  кутерьма, любо – дорого!   Публика ржала, хрюкала. Даже местами стонала от избытка чувств. Основные  персонажи сценки продолжали выяснять свои отношения. Варсеник, металась кругами по сцене. Тихонько подвывая от страха.
…Вдруг открылись двери клуба   и на пороге вырос двухметровый «крокодил» с нешуточным ружьём  в руках. Рокочущим  басом он прогремел приблизительно следующее: «Перестреляю  всех к чертям собачьим, если не заткнётесь!» Прошёлся  тихий шелест: «Чокнутый  Парсадан! Бежим!» Толпа метеорно покинула «гостеприимные» стены.  Все растворились  по домам. Актёров спешно погрузили в грузовичок и отправили восвояси. По  селу   разметались тишь да благодать.  Ведь завтра  день начинать в трудах и заботах. Отоспаться надо! Чего и вам  желаем…