Немцы в городе!

Игорь Огурцов
Я,наверное,один из немногих,кому довелось поработать с ветеранами войны,причём,с другой стороны....В70х-80х годах к нам,в СССР, ехали гости из Западной Германии или на поезде,или на собственном автобусе,как правило,шикарном,раскрашенным,настоящим капиталистическим.Наши люди встречали такой транспорт с интересом. Некоторые разумно мечтали,что когда-нибудь и мы так заживём,а кто-то откровенно плевал вслед,ворча под нос "Когда же вы совсем загниёте,гады!".
В общем,когда я вошёл в такой автобус в Бресте (теперь это граница между Польшей и Белоруссией),на меня с интересом глядели тридцать пар глаз ,немолодых,поживших на этом свете и даже хлебнувших ужасов войны.
Первое моё впечатление было,что это наши военные,полковники-генералы,одетые в гражданскую форму,и готовые в любую минуту отдавать приказы!Но когда они ответили на моё приветствие,то я ощутил ,будто я попал в окружение,и выхода из этого "котла"не было,..
Но я перехватил инициативу и сказал им, что они у нас в гостях.   
Потом я объявил им,что сначала у нас  будет Минск,потом Вязьма,Орша,в общем, говорю,покажу я вам наши красо;ты,которые вы ещё не видели и побываем мы в местах ,где они ещё не были!...Всё как учили!...
Меня тихонько кто-то похлопал по плечу,и шепнул:"Были мы тут,сынок,были...."
И только теперь я вспомнил-а меня ведь предупреждали! 
Прибыв в город-герой Минск,у нас в первый же вечер была встреча с ветеранами! 
В Доме культуры,где проходило мероприятие,всё было организовано,как положено.Были расставлены столики,по четыре стула,на двух их них должны были сидеть два гостя,рядом два наших ветерана,потом поставили ещё табуреточку для переводчика.Для этой цели были присланы лучшие преподаватели и проверенные студенты инъяза. На столах лежали печенюшки,пакетики для чая,чашки,а
для желающих был открыт буфет.
Мне довелось общаться с Куртом и Вольфгангом с немецкой стороны,а из наших были два бывших партизана. Для лучшего общения Курт предложил разнообразить ассортимент,достал портмоне,достал пачку советских денег и купил в буфете бутылку недешёвого коньяка. Иван с Петром переглянулись достали кошельки и решили не рисковать,достали из портфеля бутерброды с колбасой,и на столе
появиласьь закуска!
На правах хозяина Иван открыл коньяк ,разлил по чашкам и выпили до конца
...Немцы оказались шутниками,что не характерно для этой нации,и на вопрос,например,как добрались,сказали,мол,что быстрее,чем в прошлый раз. А я подумал,как хорошо,что о тех страшных днях можно говорить теперь не обязательно в трагических тонах...
Хотя,конечно,и забывать не надо.
Ну и начали вспоминать!
Иван,махнув ещё чашку,раскраснелся.
"Вот,-говорит-мы с Петром в этих краях партизанили!...Помню,зима была лютая! Кругом немцы! Всё заняли,бомбёжки,пожары,..бечь некуда! А бить-то их,гадов,надо!..
 Дали нам задание: охранять дорогу в лесу...чтобы ни один фашист не проскочил!…Сидим мы день,сидим два.
Смотрим- из-за поворота мотоцикл ихний! С люлькой! За рулём-эсэсовец!
Страшный! С длинным носом и "Шмайссер" на шее!...А в люльке-ещё хуже сидит!.... Ну ,достали мы гранаты...как шваркнули! От них только ошмётки полетели!.."
Иван так разошёлся,как будто это было  вчера. "Вот,- выдохнул он ,подливая себе и Петру,так как гости почти не пили.-Столько лет прошло,а как-будто вчера это было..."
Далее я хочу максимально точно пересказать слова другой стороны,поскольку самому приходилось переводить их воспоминания.
-"Да,-сказал,вздохнув Курт.- Мы вот тоже в этих краях тогда воевали. Помню,зима была лютая! Послало нас начальство в какую-то деревню за провиантом.Нас предупредили,что в лесу возможно наличие партизан. Но у каждого из нас был МП!-Машиненпистоле! - и нам был сам чёрт не страшен!
На одном из поворотов мы чуть в обморок не упали! Откуда ни возьмись,выскочили два страшных чёрта! Обросшие,злые!...Один из них бросил в нашу сторону гранату! Мы перевернулись,думали -всё,kaputt!
К счастью,очнулись мы в лазарете,нас товарищи подобрали,которые ехали следом... Я -то,вроде,ничего,а вот камераду моему,Вольфгангу,не повезло...Руку он там потерял.."
Иван хотел,было,махнуть ещё чашку,но тут они оба уставились на Вольфганга!
И только теперь заметили,что он пьёт
левой рукой. А там,где должна быть правая,висел просто рукав...
Оба партизана поставили чашки на стол
и пить больше не хотелось.
А немцы,наоборот,налили по полной и выдохнув,выпили залпом! По-русски.
Потом они долго и много говорили о тех жутких днях,о партизанах,вообще,о войне,а я сидел и уже не переводил,потому что слова Krieg, Schei;e и так были понятны...
..Дальше были города,разрушенные войной,и Вязьма,и Орша, и вскоре комфортабельный "Мерседес" въехал в Москву.Здесь меня ждало новое испытание ,которое сегодня я бы,наверное,не выдержал.
Гости мне заявили,что в Кремль они не пойдут,никуда-никуда,и вообще,им надо в Ярославль! 
Ну,ни фига себе!-подумал я по-русски,
а им сказал,что ничего не получится,и их немецкая гордость сможет доехать только до первого поста ГАИ.
"Нам очень-очень надо!-сказали мне.-Мы из-за этого и приехали! Подумай!" 
Пришлось думать целый час.
На стоянке перед гостиницей я поговорил с дядей Колей,водителем "Икаруса" и объяснил проблему.
Риск есть,сказал он,и не малый,но..что только ни сделаешь для хороших гостей.Он назвал максимальную цену,при мне умножил её на десять и сказал,мол,меньше не могу...Через пять минут он же пересчитывал деньги ,а ещё через несколько часов наши гости,словно партизаны,сидели в тарахтевшем "Икарусе",который ехал в Ярославль "на ремонт"!. Около каждого поста ГАИ дядя Коля командовал:"Ложись!",
а уж это слово им два раза повторять
не надо!  И венгерское чудо,которое дядя Коля заправил какой-то гадостью,гордо проплывало мимо всех постов..,
...В Ярославле у нас не было экскурсии по городу.Я хотел показать им хотя бы самое главное,но они спросили меня,сколько мне платят в день,добавили столько же и сказали ,чтобы я помолчал.У меня чуть не вырвалось спросить:"Ребята,а вы когда ещё приедете?" 
Попросили дядю Колю отвезти их через мост на другой берег .
На другом берегу в лесочке они все вышли из автобуса и попросили меня подождать.На берегу все молча покурили,молча сели в автобус и сказали:"Домой..."
Через день,когда я провожал гостей домой,я подумал,что больше шанса у меня не будет. Я отвёл в сторонку моего знакомого Вольфганга и прямо спросил,мол,что это было...в Ярославле?..
Он предложил мне сигарету,выдохнул сизый дым "Мальборо" и по-отечески сказал:. "Понимаешь!Тогда,в сорок первом,нам говорили:Шнэлль-шнэлль!Дойдём до Волги- а там....другая жизнь!ТАМ- РАЙ!...и мы,ветераны одной дивизии, которые чудом уцелели,тогда...не дошли.Но нам так хотелось побывать когда-нибудь,...хоть одной ногой,за Вольгой!..в раю..."
Я не утерпел и спросил ветерана:
"Ну,и как там.."в раю"?
"Ты,знаешь,сынок,-сказал он мне тогда,- дома лучше!"
"До скорого!",-помню,сказал я тогда.
"Вряд ли...",-помню,услышал я в ответ......