Информационный минимализм

Мария Ивано
Минимализм в потреблении информации - звучит необычно и даже дико: есть предел восприятия нового?
Если ты не знаешь, кто такой Пашаев, почему его лишили адвокатского статуса и как на это отреагировал Добровинский, то ты, друг, вылетел из информационного поля и стал изгоем общества.
Недавно меня вдруг осенило, что я не понимаю, как идут дни, все они переливаются из одного в другой, как песок в часах, нет точных делений, сон выпадает из цикла, а остаются лишь отдельные события, которые чуточку конструируют линию времени.
А почему так?
Я помню, что Лобода родила от Тилля, что Навальный вышел из комы, что мой препод увлекся буддизмом, что ...
Зачем мне это?
Информация - вот, что объединяет людей сейчас, мы живем в "глобальной деревне" (отсылочка к Маклюйэну), когда каждый может заглянуть в дом незнакомого человека, обсудить жизнь этого человека с знакомым из сети и одновременно это обсуждение транслировать в Интернет. Каждый знает о каждом, мы живем в аквариумах (но это уже к другой теме). Однако зачем мне это знание?
В нас впихивают информацию, говоря: "..вам это когда-нибудь пригодится". На наше незнание отвечают: "..ты что не в курсе, стыдно этого не знать? Ты что не видел, что вчера написали в 3 часа ночи? Ты что не мониторишь сеть каждые пять минут?"
Информация, информация, информация.. мы хватаем все и вся, боясь что-то упустить, боясь стать изгоем, боясь обнаружить свое невежество в каком-то вопросе ( сюда же и эффект FOMO).
Честно, я ловлю себя на мысли, что если я что-то упустила и не знаю (неважно, это ли касается учебы или повседневных событий), то я отстала, а значит, мне сложнее нагонять (приходится ускоряться).
Кажется, что осведомленность стала неким критерием новой стратификации: если человек не знает, что у Бузовой вышла новая песня; если он не сходил на новый фильм Нолана, то он не интересен, с ним не о чем поговорить.
Но как это все охватить?
Нам постоянно твердят: а вот раньше люди больше интересовались, а вы лишь плаваете на поверхности, не заглядывая вглубь. Может мы плаваем на поверхности, потому что важна не глубина, на которую мы готовы нырнуть, а скорость, с которой мы плывем за остальными?
Бежим, смотрим, листаем, пытаемся не застрять, не затормозить, а в итоге выматываемся и не можем припомнить, что мы "проплыли" день назад.
"У вашего поколения развито клиповое мышление: вы все вырываете кусочками!"
Опять и снова: а как успеть? Как сделать так, чтобы появилось больше времени на глубокое изучение вопроса?
Для себя я определила ответ: все заключается в важности той или иной информации для меня именно НА ДАННЫЙ МОМЕНТ, в моей ЛИЧНОЙ (независящей ни от кого) заинтересованности. "Надо это запомнить, это тебе когда-нибудь пригодится!" - нет, сейчас мне это не нужно, а когда пригодится, тогда я найду (доступность инфы может быть и положительным фактором).
Осознанно потреблять информацию - вот возможное спасение для меня. Доступность информации, повышение уровня образования заставляют нас набирать огромные "мешки данных", которые мы тянем за собой, изнывая от перегруженности и путаясь в них из-за информационной усталости.