Духовная музыка

Базарали Двесов
Из истории «духовной музыки».
    

     "Духовная музыка" — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под «духовной музыкой» в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле «духовная музыка» не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений «духовной музыки» могут быть как каноническими (например, в Реквиеме В.А. Моцарта), так и свободными (например, в мотетах Гийома де Машо), написанными на основе или под влиянием священных книг".
     «Духовная музыка» корнями уходит в глубокую древность истории человечества. Она присутствовала в религиозной практике всех монотеистических религий. Христианская религиозное песнопение, как и песнопение всех авраамических религий, берет свое начало с религиозного песнопения иудаизма. В духовной жизни иудеев музыка с древнейших времён играла важную роль. В храмовый ритуал музыка, согласно Библии, была введена ещё в царствование иудейского царя Давида. При иудейском храме состояли и участвовали в службе обширный хор и оркестр.
     Наиболее распространённые жанры христианской «духовной музыки» заимствованы из музыки церковной; это хорал, псалом, гимн, месса (реквием), секвенция и страсти (пассионы).
     Каждый из перечисленных жанров имеет собственную историю, но общим для всех является то, что рождались они в церкви и право сочинять произведения духовного характера — не только тексты, но и музыкальное их оформление — изначально принадлежало исключительно служителям церкви. В результате отбора, переработки и унификации складывались каноны церковных песнопений.
     Со временем право музыкального оформления канонических текстов было предоставлено и светским композиторам.
     Начиная с эпохи Возрождения светская культура оказывала существенное влияние на традиционно церковные формы: развитие симфонических жанров, с одной стороны, и итальянской оперы — с другой, преобразили и страсти, и мессы и другие, не столь крупные формы, которые, в свою очередь, эволюционировали в сторону симфонизации, концертности и оперности. Исполнение духовных сочинений постепенно перешло в концертную практику, и уже в XVIII веке многие произведения создавались специально для исполнения в концертном зале или для придворного обихода, заказывались к конкретному случаю, как например коронационные мессы и реквиемы.
     Наиболее исполняемыми являются написанные на канонический латинский текст «Реквиемы» В. А. Моцарта и Д. Верди. В концертный репертуар прочно вошли также канонические реквиемы Л. Керубини (до-минорный), Г. Берлиоза, Г. Форе (на усечённый текст) и неканонические «Немецкий реквием» И. Брамса и Военный реквием Б. Бриттена, а так же «Реквиемы» Я. Д. Зеленки, Г. Бибера.
     В России создание духовной музыки для православного церковного песнопения начинается с XVIII века. Русские композиторы, А. Л. Ведель и С. А. Дегтярев создавали на тексты Всенощного бдения произведения концертного характера — «Всенощные», которые могли исполняться и вне богослужения. Со второй половины XIX века «Всенощные» нередко принимали форму оригинальных хоровых сочинений или достаточно свободных обработок древних распевов; такие сочинения создали А. А. Архангельский, А. Т. Гренинов, П. Г. Чесноков. Лучшими образцами жанра считаются «Всенощные» П.И. Чайковского и Сергея Рахманинов. Во второй половине XVIII века «духовный» концерт вышел за пределы церкви. Классические сочинения в этом жанре были написаны Максимом Березовским и Дмитрием Бортнянским.
     В настоящее время, в связи с активным возрождением «духовной музыки», наблюдается немалый подъем в этом направлении. «Духовная» тематика становится более актуальной, расширяется и обогащается новыми и индивидуальными композиторскими решениями, в связи чем церковная музыка получила широкую возможность как клиросного, так и концертно-сценического воплощения, пополняясь с каждым годом своеобразными и неповторимыми произведениями. Композиторы, сочиняя духовную музыку, стремятся к тому, чтобы их произведения не только были исполнены, но и получали реакцию в научном знании. Расширяется круг авторов, работающих в этом направлении, создаются композиторские сообщества, на которых большое значение уделяется современной духовной музыке. «Духовная музыка» все чаще исполняется известными хоровыми коллективами (например, Московский Синодальный хор под управлением А.Пузакова); создаются музыкальные фестивали и конкурсы, приуроченные к какому-либо торжеству или церковному празднику (например, Пасхальная хоровая ассамблея - 2009, Первый Рождественский фестиваль). Кроме того, отдельные современные духовные композиции становятся неотъемлемой частью репертуара хоровых концертов под руководством известных хормейстеров (В. Минин, А. Петров, В. Полянский, Б. Тевлин).
     Казахстанские композиторы так же работают над созданием «церковной музыкои». Это работы метра хоровой музыки Анатолия Молодова и молодого казахстанского композитора Дмитрия Останьковича.
    

     Адилхан Акбопе, студент 1 курса ассистентуры-стажировки МГК им. П. И. Чайковского.
    2018 год