Бухара вчера, сегодня, завтра... 5

Голиб Саидов
День шестой





И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма.
И был вечер, и было утро: день шестой.
(Книга Бытия 1:31)



           А надо вам напомнить, что в день шестый, сотворил Господь человека. По образу и подобию Своему. То есть, сначала Адама и Еву, а через них и нас с вами. Вдохнув в нас частицу божественного начала и превратив, тем самым, в людей. Которые, со временем, разделились на врагов и друзей. Первых - к счастью - я не имею, а вот со вторыми... я готов был охотно встретиться. Но - где и как?
            Дело в том, что даже близких друзей у меня немало. И в первую очередь, это касается друзей моей молодости - однокурсников и ровесников, с которыми и связаны наши лучшие студенческие годы. Когда мы были молодыми... красивы и полны жизненной энергии. Однако годы берут своё, и вот мы незаметно заступили на вахту вечного круговорота, встав у штурвалов своих кораблей, и недалеко то время, когда вынуждены будем передать их своим детям.
           И - тем не менее - пока мы живы, в нас, оказывается, всё ещё играет тот пацанский дух всеобщего братства, дружбы, свободолюбия и оптимизма. А потому, даже те несколько друзей, что с готовностью откликнулись на мою просьбу, собраться в условленном месте - это огромная удача!


029


           Поскольку во времени я был крайне ограничен, то мною было принято решение - собрать всех друзей в заранее условленном месте. И таким местом был выбран Ляби-хауз - сердце Бухары, средоточие не только многочисленных туристов, но и местных горожан. Правда, ушлые коммерсанты, быстро смекнув, какие выгоды сулит им эта точка, включились в жесточайшую борьбу и... как это обычно происходит на всём постсоветском пространстве, победили те, у кого больше денег и связей. Что вовсе не означает, что цена соответствует качеству. Ну, тут уж, шо уж тут... как говаривал известный персонаж миниатюры М.Жванецкого в исполнении Романа Карцева.
           - И зачем тебе сдался этот Ляби-хауз? - вполне справедливо отреагировал Шухрат на моё решение. - В Бухаре полно хороших мест, где готовят намного дешевле и вкуснее...
           Но я был непреклонен: живём-то один раз, и что нам стоит, спустить каких-то полмиллиона ради друзей. Хотя, по российским меркам, эти «полмиллиона» - всего-навсего, каких-то жалких 50 баксов. Зато, как звучит! Тут уместно будет вспомнить, как мы с Леной, очутившись на Елисейских полях у самом сердце города Парижу, вознамерились отметить наш приезд и ринулись в один из гастрономов, расположенный совсем неподалёку от триумфальной арки, где приобрели за 14 евро «настоящую» русскую водку. «Ну и гадость же, эта ваша заливная...» - чуть ли не одновременно произнесли мы хором, едва испробовав  хвалёного напитка.



030


           Здесь же, справедливости ради, следует отметить, что обслуживание было вполне приличным. Более того, не мудрствуя лукаво, я заказал скромный ассортимент продуктов, состоящий из нескольких овощных салатов, водки и известной горячей закуски к ней под названием «джиз-пиз» - это небольшие кусочки обжаренного филе с гарниром в виде картофеля фри. Очень сожалею, что забыл сфоткать, но в просторах интернета нашёл нечто отдалённо напоминающее это блюдо.


031



          Встреча была назначена на 12-00. Пока не подтянулись остальные товарищи, решили сделать фото на память. Я не стану перечислять своих друзей по именам, ибо они не числятся в списке журнала «Форбс», но для меня они значат значительно более. Почти обо всех из них написано мною немало миниатюр, и почти всё написанное - чистая правда.



032


033


         Тут уместно будет ещё раз воспроизвести фото моего брата Шухрата на фоне «пятисотлетнего» тутовника (шелковицы), который был посажен чуть ли не самим Тамерланом. Обратите внимание на «точную» дату возраста (см.табличку!). Ну, прямо как в Одессе: не 1500-й или там скажем, 1480-й год, а именно 1477 год! С точностью до года! Я бы нисколько не удивился, если бы ещё указали и вполне конкретные число и месяц посадки. Тут, конечно же, бухарский юмор нисколько не уступает одесскому. Впрочем, можно провести немало общих параллелей на эту тему, что я и делаю неустанно.




            Да, чуть не забыл: всю первую половину этого дня я обскакал как лошадь, гоняясь за фотографированием архитектурных памятников родного города (для предстоящего путеводителя). Правда, без помощи младшего брата и его сына Феруза, мне вряд-ли бы это удалось. Но мне повезло: благодаря их комфортному и быстрому автомобилю, я успел сделать очень многое из того, что было в планах. И за это им ещё раз, огромное РАХМАТ! Ниже предоставляю небольшой видео-ролик, который - надеюсь - совратит вас и поспособствует тому, чтобы вы, побросав все свои дела, немедленно купили бы билеты в Бухару. И я уверен - вы нисколько при этом не прогадаете. Существует избитая поговорка: «Увидеть Париж и - умереть!» Так вот, я вам со всей ответственностью заявляю, что если вы вознамеритесь когда-нибудь посетить Бухару, то Париж - нервно стоит в сторонке и курит...


https://youtu.be/FaNZfXV5KAc


            Всю свою сознательную жизнь я постоянно избегал только двух категорий людей - агрессивных и категоричных. Особенно, если эти черты характера сочетались с так называемым патриотизмом и выделением своей - особой - исключительности. Откровенного говоря, я боюсь таких людей и стараюсь держаться от них подальше. Но... когда речь заходит о Бухаре и её действительно уникальной цивилизации, которая (увы!) клонится к своему закату и забвению, во мне просыпается тот самый «патриот», точное определение которому определил в своё время ещё Самюэль Джонсон, коротко охарактеризовав: «патриотизм — последнее прибежище негодяя». Ибо, когда уже крыть больше нечем, вытаскивают из запазухи огромный булыжник, под названием «патриотизм».
           Нет-нет! Я ни за что не полезу драться или грызть горло тому, кто осмелится оскорбить мой любимый город или обозвать нехорошими словами жителей Бухары: я просто, попробую пожалеть его, как жалеют людей, от природы наделённых скудоумием и замкнутостью.
           Знайте: истинные коренные бухарцы никогда не были склонны к самовосхвалению, ибо сама жизнь научила их толерантности и терпимости, когда, начиная с Александра Македонского, а затем и ахаменидского владычества, арабского вторжения,  караханидов, хорезмшахов, газневидов, монгольского нашествия орд Чингис-хана, вплоть до сельджуков, тимуридов, шейбанидов, аштарханидов, мангытской династии и - наконец - российского протектората, сменившегося «освобождением» большевиками от «ига кровавого эмирского деспотизма», во всё это время, бухарский этнос, ассимилируясь со своими «победителями», сумел не только привить воинственным варварам свою культуру (приобщив тем самым их к общемировым человеческим ценностям), но и сам, пропустив через себя (словно фильтр) всё многообразие иных культур, стать как никто более присбособленным к усвоению того огромного духовного богатства, что было накопленного в ходе мировой эволюции. И при этом, удивительным образом, сохранив свою идентичность, которую трудно сформулировать неким общим понятием или знаменателем, ибо оно трудно подаётся научному анализу. Зато, хорошо воспринимается на уровне человеческого сердца. А сердце - оно у нас одно...