17. 7 Что значит быть серьёзным?

Лариса Болотова
                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского, слова Г.И. Гурджиева:

 (стр. 456) «Для вас многое непонятно, потому что вы не принимаете в расчёт смысл некоторых простейших  слов, например, никогда не думали о том, что значит быть серьёзным?

- Иметь серьёзный взгляд на вещи, - сказал кто-то.

- Так думает каждый; и именно это означает противоположную вещь. Иметь серьёзный взгляд на вещи вовсе не значит быть серьёзным, потому что главное здесь – смотря на какие вещи? Многие люди относятся серьёзно к тривиальным вещам. Можно ли назвать их серьёзными? Конечно, нет.

Ошибка здесь в том, что понятие «серьёзный» взято условно. Для одного человека одна вещь является серьёзной, для другого – другая. На самом деле серьёзность – это одно из таких понятий, которые никогда и ни в каких обстоятельствах не могут приниматься условно. Во все времена и для всех людей серьёзным бывает одно и то же. Человек может более или менее это осознавать; но серьёзность вещей от этого не меняется.

Если бы человек понял весь ужас своей обыденной жизни, в которой он вертится в кругу незначительных интересов и безсмысленных целей, если бы он понял, что теряют такие люди, как он, осознал бы, что для него существует лишь одна серьёзная вещь – освободится от общего закона, стать свободным. Что может быть серьёзным для приговорённого к смерти? Только одна вещь: как ему спастись, как освободиться. Ничто другое не является серьёзным.

И когда я говорил, что обыватель серьёзнее «бродяги» или «безумца», я под этим подразумевал то, что привыкнув иметь дело с реальными ценностями, обыватель оценивает возможности «путей», возможности «освобождения», «спасения» лучше и быстрее, нежели человек, который всей своей жизнью приучен к кругу воображаемых ценностей, интересов и возможностей.

Несерьёзные люди – это для обывателя те люди, которые живут фантазиями, главным образом, фантазиями о том, что могут что-то сделать. Обыватель знает, что они только обманывают людей, обещают им Бог знает что, а в действительности просто устраивают собственные дела; или же это безумцы, что ещё хуже, ибо они верят всему, что говорят.

- К какой категории принадлежат политики, которые с презрением говорят об «обывателях», «обывательских мнениях», «обывательских интересах»? – спросил кто-то.

- Это худший сорт обывателей, обыватели без каких-либо положительных, компенсирующих черт; или же шарлатаны, сумасшедшие или плуты.

- Но разве среди политиков не могут оказаться честные и достойные люди? – задал кто-то вопрос.

- Конечно, могут, но в таком случае это будут не практики, а мечтатели, которыми другие воспользуются, как ширмами, чтобы прикрыть собственные тёмные делишки.

Возможно, обыватель и не знает всего этого в философской форме, то есть не в состоянии сформулировать: но благодаря своей практической проницательности он знает, как  «делаются дела»; поэтому в глубине души он смеётся над теми людьми, которые думают, или пытаются уверить его в том, что нечто зависит от их решения, что они в состоянии нечто изменить или вообще что-то сделать. Для него это и означает – быть несерьёзным. И вот такое понимание несерьёзности поможет ему оценить серьёзность».

                В чём заключаются трудности, которые пребывают внутри нас самих?

«Всё дело в готовности пожертвовать собственной свободой. Человек сознательно и безсознательно стремиться к свободе, как он её понимает; и это обстоятельство сильнее чего бы то ни было препятствует достижению им свободы. Но человек, способный чего-то добиться, рано или поздно приходит к выводу, что его свобода – это иллюзия; и соглашается этой иллюзией пожертвовать. Он добровольно становиться рабом: он делает то, что ему говорят, он говорит и думает так, как ему сказано. Он не боится потерять что-то, потому что знает, что у него ничего нет. И в результате он приобретает всё. Всё, что было в нём реального – в его понимании, в его симпатиях, вкусах и желаниях, - всё это возвращается к нему вместе с тем новым, чего он прежде не имел и не мог иметь, вместе с чувством внутреннего единства и воли. Но для того, чтобы прийти к этому пункту, человек должен проделать трудный путь рабства и повиновения. И если он хочет достичь результатов, он должен повиноваться не только внешне, но и внутренне. Это требует большой решимости, а решимость требует ясного понимания того факта, что иного пути нет, что человек не в состоянии что-то сделать самостоятельно, но в то же время делать что-то необходимо.

Когда человек придёт к заключению, что он не может и не хочет жить так, как он жил до сих пор, когда он по-настоящему увидит всё то, из чего состоит его жизнь, когда он решит работать, он должен быть правдивым по отношению к себе, чтобы не попасть в ещё худшее положение. Нет ничего хуже, чем начать работу над собой, а затем бросить её и оказаться между двух стульев; лучше уж и не начинать. И для того чтобы не начинать напрасно, чтобы не рисковать обмануться на свой счёт, человек должен неоднократно проверить своё решение. Прежде всего, ему необходимо знать, как далеко он желает идти, чем готов пожертвовать. Нет ничего проще, чем заявить: всем. Человек никогда не сможет отказаться от всего, да от него этого и не потребуется. Но ему надо точно определить, чем он намерен пожертвовать, и впоследствии не торговаться. Или с ним случится то, что случилось с волком в одной армянской сказке. Знаете армянскую сказку о волке и овцах?

Жил как-то волк; он растерзал множество овец и поверг в смятение и слёзы многих людей.

Наконец, не зная почему, он почувствовал вдруг угрызение совести и стал раскаиваться в своей жизни; он решил измениться и более не убивать овец.

Чтобы всё было серьёзным, он отправился к священнику и попросил его отслужить благодарственный молебен.

Священник начал службу, а волк стоял и плакал в церкви. Служба была длинная. Волку случилось зарезать немало овец и у священника; поэтому священник со всей серьёзностью молился  о том, чтобы волк изменился. Но вдруг волк выглянул в окошко и увидел, что овец гонят домой. Он начал переминаться с ноги на ногу; а священник всё молился, и молитве не видно конца.

Наконец волк не выдержал и зарычал: «Кончай, поп! А то всех овец домой загонят и оставят меня без ужина!"

Эта сказка очень хороша, потому что великолепно описывает человека. Он готов пожертвовать всем; но вскоре выясняется, что сегодняшний обед – это совсем другое дело. Человек всегда желает начинать с чего-то большого. Но это невозможно: выбирать не из чего; мы должны начинать с вещей и дел сегодняшнего дня».