Про финскую систему воспитания

Милла Синиярви
Куда идут наши налоги или зов крови

В Финляндии, стране прогрессивного налогообложения, есть такой зверь – «верокарху» -  налоговый медведь. Если пришел очередной счет, например, на талые воды (частные домовладельцы должны оплачивать расходы, вызванные сходом снега с крыши или участка), то грозят кулаком этому медведю, но все равно платят.
Однако налоговые отчисления идут в казну муниципалитета, откуда распределяются на всякие общественные нужды. Я столкнулась вот с каким сервисом.

Нам говорили на лекции по обществоведению здесь, в Финляндии, что в стране существовало детское рабство вплоть до 70-х годов 20 века. Как так? А очень просто. Исторически сложилось, что если семья не могла прокормить ребенка, его отдавали за мзду в другую. Учитывая, что в лестадианских (особое религиозное течение) семьях существует до сих пор запрет на аборты и детей бывает больше десяти, это вполне понятно.

Но вот сегодня, когда никто не голодает, все одеты-обуты и получают бесплатные образование, социальное и медицинское обслуживание, продолжает иметь место пережиток этого «рабства». Имею в виду семьи-поддержки, по-фински tukiperhe.
Это что-то вроде патронажной семьи, отличающейся от приемной или семьи-замещения. Муниципалитет платит небольшое вознаграждение, а так же оплачивает все транспортные расходы и еще какие-то за то, что СТАБИЛЬНАЯ семья берет ребенка из неблагополучной на выходные или на время каникул. Договор официальный, с обязанностями и ответственностью.

Я узнала об этой форме «тимуровства» - «Тимур и его команда» - изнутри, то есть от самих детей, моих учеников. Они живут с родителями, некоторые с родными, некоторые как усыновленные, некоторые в приемных семьях, учатся в спецклассах, где дается индивидуальное обучение. Не у всех есть медицинские диагнозы, но почти у всех небольшие особенности развития.
 
Слышала, как такие детки, вполне на вид благополучные, хорошо одетые и всегда накормленные, делятся впечатлениями о проведенных выходных. «Привет. Ты тоже тимуровец? Что делал в воскресенье?» - спрашивает мальчик из биологической семьи цыган. «О, мы ездили в город, были в парке аттракционов, ели в Макдональдсе, было классно!», - отвечает белокурый чистокровный финн.
 
Кому разрешается брать детей на выходные? Взрослым, у которых все бумаги в порядке, возраст 18-65 лет. Они, как правило, бездетные или одинокие.
Таким образом биологические или приемные, то есть «постоянные» родители разгружаются, отдыхая от своих чад.
 
У меня двойственное отношение к этой системе, за которую и я, как работающая, плачу. С одной стороны хорошо, что дети полностью под контролем, избавлены от воспитания улицей. Но с другой стороны… Вижу тоже изнутри, потому что работаю в школах, как финские дети перегружены. В полвосьмого их забирает прямо из дома такси, везет в школу. Там они учатся до 13 часов. Потом многие остаются на продленку до 17 часов. Некоторых еще родители везут после нее на кружки и секции. И так каждый день. А в выходные чужие дяди и тети их развлекают.

У меня вопрос: почему эти дети потом не чувствуют зов крови и бросают своих родных родителей?