Зангези и Заратустра

Валерий Василёв
               


      Заратустру у нас многие знают. Ну, если и не знают, то что-то как-то где-то слышали: пророк сверхчеловеческой свободы немецкого философа Фридриха Ницше. А вот кто такой Зангези, знают лишь специалисты и литературоведы, да и то не все. А Зангези ведь, это тоже мыслитель и пророк и не хуже Заратустры.
Но только лишь русского поэта и философа Велимира Хлебникова, одноимённый герой его последнего труда на Земле, сверхповести «ЗАНГЕЗИ». Она так и называется. Все мы, кто хоть чуть прикоснулся умом и чувством к творчеству Хлебникова, понимаем, что сам автор, то есть, Хлебников и есть его образ, воплощённый в Зангези.

     О чём же пророчествует Зангези? Он говорит об устройстве мира, не больше и не меньше, с помощью своей Звёздной Азбуки, только, не осуждая никого внизу,  как всё тот же ницшеанский Заратустра, а рассказывая о Мире с точки зрения русского языка, его первокирпичиков: букв, слогов, слов, а далее плоскостей разного толка и рассказов, которые и образуют в совокупности оную сверхповесть.

     …В чём же пишущий оные строки увидел преимущество Зангези перед Заратустрой? Заратустра жил внутренним, потом стал жить внешним: он открылся живущим внизу, в долине правду о них, и стал проповедовать свою теорию, являющуюся всего лишь концепцией, как и всё в этом бренном мире.

      Теория, которая со временем выродилась в ужасную практику, применяемую на планете некоторыми людишками, возомнившими себя богами, а на самом-то деле являющимися только демонами.
   Как и внутреннее христианство манихеев и им подобным с течением времени, вылилось в католицизм и ортодоксальный протестантизм с его кострами и преследованиями по ИНОМУ МЫСЛЯЩИХ, как выродился «Солнечный город» Кампанеллы в коммунистические лагеря России (СССР это Россия и не надо об этом забывать)  и геноцидщину великого кормчего и особенно полпотовцев. Вот что происходит с красивыми теориями на практике, которые льются в малоразвитые умы масс с демонических подмостков.

  Вот что случается с великими и своеобразно понятыми философиями.
  Ничего подобного не случилось ни с Зангези, и, надеюсь, не случится никогда и с пишущим оные строки. Почему?
    Зангези, как и его создатель, гений великого Велимира Хлебникова, пророк и поэт в одном лице, он НЕ ДЛЯ ВСЕХ. Для творчества таких личностей, как В. Хлебников, В. Тредиаковский, А. Иванченко, некоторых других необычных людей, надо давно повесить табличку: ВХОД НЕ ДЛЯ ВСЕХ.
 Впрочем, при помощи «иванов, родства, не помнящих», ментально, эта табличка давно висит на этих и других именах действительных русских, славянских  гениев слова и мысли….
 
    Велимира Хлебникова трудно понять, читать, осмысливать не то что среднестатистическому обывателю, но и так называемому писательско-поэтичному бомонду, как столетней давности, так, особенно современному. Он нужен лишь тем, у кого есть соответствующий билет на вход.

   Этим билетом может быть понимание внутренней, сакральной сути русского языка.  Только поэтому вышедшая совсем недавно, книга исследователя А.А. Россомахина с соавторами состоялась лишь в одной тысяче экземпляров, один из которых мне и посчастливилось приобрести на последней ярмарке НОН-ФИКШН столице России.
 (Если честно, меня, как русского, как славянина, просто бесит название этой действительно неплохой ярмарки: но неужели устроители сей ярмарки настолько тупы и безмозглы, что не могут в русском языке найти соответствующий синоним?! Хотя бы через тире? Впрочем, сие отдельная тема).

      Эта книга для исследователей же и просто почитателей (понимателей))))) творческого и философского мира Хлебникова это поистине блестящий дар Небес (составителя А.А. Россомахина и соавторов).
   Здесь есть всё, касающееся «заповести» Зангези: сама повесть, в том числе и первый, факсимильный вариант, куча фотографий эпохи, случившейся с Хлебниковым (или Хлебников в ней случился???!) около ста лет назад, масса других документальных свидетельств и прочая и прочая. Но это отступление, так, к слову, о замечательной книге, которое сотворило небольшое московское издательство БОСЛЕН. Может быть, кому будет интересно…

   Мы же вернёмся к Зангези! Он не выступал, как Заратустра или его односторонний, но искренний последователь Адольф Гитлер, перед толпами. Он говорил лишь тем, кто мог быть способен ПОНЯТЬ. И принять. И замолкал, когда видел непонимание или даже агрессию. Он не был агрессивен, и в конце даже предпочёл самоубийство, пусть, отчасти, и фиктивное. Из его выступлений и рассказов о Звёздной Азбуке нельзя было создать умозрительную теорию, подобную теории Ницшеанства, сверхчеловечества в узком ключе и прочую диктатуру ограниченного ума.

Почему? Потому что, во-первых, позиция Загези была позицией исследователя и наблюдателя за реальностью.
  Именно наблюдение за эпохами и чередой исторических мировых событий позволило Хлебникову создать своеобразную теорию времён, изложенную им частично в «Зангези», а более полно в неоконченных «Досках судьбы».
Во-вторых, хотя в начале Хлебников приветствовал революцию 1917 года ( он её и предсказал за несколько лет), всё же он видел, куда она приведёт: в сильнейший откат через 73-74 года, что мы с вами все и наблюдаем поныне.
В третьих, из проповедей Зангези нельзя сделать никакой теории: как из трудов того же Ницше, Маркса, и даже Изменение внешнего мира должно прекратиться: настала пора изменить внутренний мир каждому, кто достиг соответствующего понимания.

Об этом говорит и само имя ЗАНГЕЗИ, которое, как обычно, разберём более подробно.
    Ключевой слог в его имени это файл Гениальности ГЕ. Гений, но не для всех. Почему? Этот слог в имени с двух сторон закрыт слогами-Замками ЗА и ЗИ. Это очень и очень крутое имя, по другому и не скажешь. Н – буквозвук Начала.
В итоге имеем ИЗНАЧАЛЬНАЯ ГЕНИАЛЬНОСТЬ С ОГРАНИЧЕННЫМ, ЗАКРЫТЫМ ВХОДОМ.
  Вход не для всех, или поэт для поэтов, как иногда называли и Хлебникова. Вход для тех, кто способен понять, пусть даже по своему, а не ка того хотел Зангези, он же Хлебников. Кстати, тот же Владимир Маяковский всегда чувствовал скрытую мощь поэта и высоко его ценил.

 Повторюсь, пусть ещё раз,- Зангези это и есть сам Хлебников. Он долго подбирал своему герою сверхповести имя, неоднократно менял его, но наконец, интуитивно, или ещё как, остановился на ЗАНГЕЗИ. А слоговая энергоэтимология лишь подтвердила правильность такого выбора.
 А причём же здесь Заратустра? Может кто-то спросить?

Из теории Заратустры могли возникнуть крайние течения общественной мысли, хотя его учение также должно быть сугубо внутренним делом. Но не поняли.
И имя самого Заратустры говорит нам об этом:
    Оно начинается со слога-замка ЗА, как и у того же Зангези, но зато заканчивается слогом всеобщей энергии РА, то есть ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ, изначального. Слог в данном имени открыт: это просто означает, что сакральность идей Заратустры каждый может толковать так, как ему вздумается, да ещё и воплощать их в довольно уродливом виде. Закрытое РА (сама идея Ницше)  перемещается ТУ в головы потребителей так, как они сами их воспринимают в силу своего весьма ограниченного пониманиия.

Ничего подобного с идеями Зангези произойти в принципе не могло, да и не произойдёт никогда.

  Надо сказать, что и в Советской России в ту пору было много последователей Ницше, тот же нарком просвещения Луначарский, к примеру.
Чары Луны, они на Земле дорогого стоят и всё перевесят.