William Shakespeare. По сердцу друг, души кумир

Надежда Зернова
ТВОРЕНИЯ   ЕГО –  как бессмертные  долгожители ОЛИМПА:   уверенно, из  столетия в столетие -  идут САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  СТЕЗЁЙ.   ВДОХновляя, удивляя, радуя,  поражая   глубиной, красотой, гениальностью, неповторимой  индивидуальностью!
 
Все знают имя  английского  гения  - Уильяма Шекспира, великого классика литературы, жизнь  которого - сплошь  загадки и мистические совпадения.


При жизни  вопрос об  авторстве сомнений не вызывал: молодой,  талантливый,  блестяще образованный   по  своему  времени…актёр и автор, рождающий на подмостках блистательные пьесы, воплощая  их, на сцене, в своей труппе!

…Кто выходил на сцену, стоял в блеске софитов, зная коллективную, творческую «кухню»…СОЗИДАЯ:
тот не задумывается о юридических тонкостях, авторском наследии.

Впервые “шекспировский вопрос”  встал двумя  столетиями  спустя, после  кончины автора.(Как правило – серой  посредственностью: без вкуса и запаха, словно моль в шкафу, пожирающая шубу хозяйки и носки – хозяина).
Герберту  Лоуренсу – англичанину  востребовались   рукописи Шекспира,  что стало главным  аргументом  в подозрении на подлинное  АВТОРСТВО.  Забывая, что написанное  становилось СОБСТВЕННОСТЬЮ   ТЕАТРА, по  рукописям  издавались  сборники (при жизни  автора)…ставили пьесы, которые навечно  поселялись в сердцах благодарных зрителей, знающих наизусть текст, передающих потомкам, из уст в уста.

Работы Шекспира вызвали много эмоций: его критиковали столько же, сколько  и восхищались.

К XVIII веку вся Англия говорила о нём как о гении.
К XIX веку он получил признание за границей.
Его идеи поддерживали Вольтер, Гёте, Стендаль, Гюго.
Двадцать тысяч музыкальных произведений связаны с творением Шекспира, вдохновило художников на прекрасные холсты.
Зигмунд Фрейд опирался на шекспировскую психологию,  на образ Гамлета, в своих теориях о человеческой природе.



—Мы не знаем, откуда Шекспир брал свои знания, а поэтому мы только воображаем некоторое ПРЕКРАСНОЕ   СУЩЕСТВО, которое узнало, как строится литература, как выстраивается художественный образ, многослойная картинка, — говорит ведущий программы «Жизнь замечательных людей» Павел Санаев,



—В прошлом люди восхищались бриллиантами, но они ничего не знали про кристаллическую структуру, рентгеновские лучи и углерод.
Это незнание не мешало им восхищаться тем, что красиво.
Так и нам просто нужно читать Шекспира и не думать о том, был он или нет, — отвечает публицист и театральный критик Александр Минкин.


Я всецело  разделяю  позицию Александра Минкина,  сама  принадлежу к творческому  сообществу, к группе людей, которую волнует  творческое  наследие, оставленное автором, а не его  пикантные,  приватные  изыски  биографии.

Неважно, кто написал эти произведения.

Пускай «шекспировский вопрос» так и останется неразрешённым.

Куда важнее, что в прошлом существовал человек, который сумел открыть нам мир, театр, новую поэзию, и почему-то предпочёл скрыть только одно — СВОЁ ЛИЦО...


ВРЕМЯ, как сосуд для  хранения – только  улучшает «послевкусье»  от  ПРОЧТЕНИЯ  нетленного творчества: 154-х сонетов, 38-и пьес, 3-х эпитафий, 4–х  поэм.

Имя  АВТОРА ВСЕГО этого необъятного, интеллектуального наследия человечества, -  стало  НАРИЦАТЕЛЬНЫМ, но сегодня, ВСПОМИНАЕМ
ВИЛЬЯМА  ШЕКСПИРА, его 457-летие со Дня  Рождения.


…Восьмой ребёнок в большой, состоятельной семье уважаемых  людей. Мать - принадлежала к одной из старых  династий. Отец - ремесленник,  общественный деятель, занимал общественные должности:  был членом муниципального собрания, главой городского совета. ( При этом –  отказывался посещать церковь, за что ему приходилось платить немалые штрафы).  СЫНА -  крестил в приходской церкви небольшого города Стратфорд-на-Эйвоне в графстве Уорвикшир 26 апреля 1564 года, дав имя -УИЛЬЯМ.

Благодаря  успешному бизнесу  предприятия отца, у детей была возможность посещать ШКОЛУ  и получить по тем  временам -  блестящее  образование.  Знание латыни, древнегреческого языка, знакомство с мифологией древней Греции и Рима, историей и литературой. Риторикой, - научившей правильно и красиво излагать мысли, Читали античных авторов, разыгрывали их пьесы, что отразилось в творчестве Вильяма.

Работать   стал  рано, дела отца терпели крах,  пришлось помогать семье.

Тут и  первая  любовь –   крылом коснулась… женился, когда ему исполнилось 18 лет, избранницей стала Энн Хатауэй, подруга детства, из семьи  соседей - землевладельцев, старше  на восемь  лет, под сердцем  носила его ребёнка – дочь назвали Сьюзен. Через два года  родились двойняшки – мальчик и девочка, Хемнет и Джудит.(Сын  трагически  погибнет в 11 лет, смерть нанесёт непоправимый  удар отцу).

В возрасте 19 лет Уильям переезжает в Лондон, работает в   театральной труппе «Слуги лорда-камергера». Актер, выступавший на сцене,  один из соучредителей.

Пишет для труппы пьесы. Поставленные на основе произведений автора спектакли пользуются  невероятным успехом у лондонских жителей из всех слоев общества – аристократии, простых горожан.

Первое печатное произведение  приносит Шекспиру  успех и материальное благосостояние, но ему нравится работа в театре и он её не бросает.

Быстрорастущая популярность  даёт  финансовый успех: участники труппы основавшие свой театр под названием «Глобус», который находился на левом берегу реки Темза, через несколько лет   выкупают театр «Блэкфрайер».

Судя по отчетам, свидетельствующим о покупке недвижимости, финансовое благополучие пришло к драматургу после вхождения в труппу «Слуги лорда-камергера», доказательством тому - факт из биографии Вильяма Шекспира: он  приобретает  самый большой по площади дом в Стратфорде.


С этого времени  ШЕКСПИР  -  один  богатых людей Лондона,  не почивающий на лаврах…
Продолжает  литературную, творческую  деятельность, что делится на четыре этапа:
на первом  -  пишет комедии. "Сон в летнюю ночь", "Венецианский купец".
Затем он пишет произведения полные романтики и любви. трагедия "Ромео и Джульетта."
Философскими раздумьями полны книги третьего периода. "Макбет", "Король лир", "Отелло".
На четвёртом пишет «Гамлет» и другие. Постановки этих произведений сделали театр "Глобус", в котором работал Шекспир, необыкновенно популярным.


Переходит от насмешливых комедий к романтическим произведениям.

Гений поэта рос, его персонажи становились сложнее, нежнее, а их души — изящны, хрупки и светлы.
Тема  «чёрных», «бесовских» чувств, живущих в человеческой душе: ненависть, зависть, обида, ревность - через свои работы драматург показывает, что может случиться, если вовремя не остановиться и не подавить негативные чувства, найти им гуманный, «светлый» выход.
Гамлет — главный герой  трагедии, погибает в жажде отомстить убийце своего отца.
В «Отелло» злодей Яго доводит ревность главного героя до точки, и тот убивает свою невинную жену.
В «Короле Лире» старый царедворец совершает роковую ошибку, отказавшись от своих прав на власть, что приводит к  трагедии.
В «Макбет»  амбиции двигают Макбета и  жену свергнуть законного короля,  захватить трон; в итоге - их разрушает собственное чувство вины.
В «Ромео и Джульетте» молодые влюблённые убивают себя, не  позволяя ненависти  семей убить их ЛЮБОВЬ.

Трагедии Шекспира  по сюжету мрачны и несчастны, но  наполнены светлым замыслом.
Светлым потому, что в  финале главные герои всегда раскаиваются в своих поступках, а потому их грехи прощаются, их души ОЧИЩАЮТСЯ.


Творчество  Шекспира серьёзно повлияло на театр и литературу.

Главным  делом для Шекспира, страстью всей его жизни была работа драматурга, создание пьес. Огромно мастерство Шекспира как драматурга.
Язык его  трагедий отличается необыкновенным богатством и красочностью.
Его драматургия  занимает почетное место в репертуаре театров всего мира.

Но благородным  гуманистическим идеям Возрождения  не суждено было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с горечью это  ощущает. В его следующих пьесах тоже выражены идеи Возрождения, но краски пьес становятся мрачнее.
Он изображает столкновение прекрасных идеалов Возрождения  с суровой деятельностью.
В творчестве Шекспира  звучит тема гибели героев, особенно дорогих ему, воплощающих  светлые гуманистические идеи.

Поэт создавал своих героев не оболочками, имена которых должны были примерять на себя актёры.

Он делал их живыми, наделял каждого персонажа отдельным психологическим и философским миром, который зритель и уж тем более актёр должны были прочувствовать.

Шекспир оставил после себя НАТУРАЛЬНЫЙ,   ПОЭТИЧЕСКИЙ   СИЛЬ, варьирующийся в эмоциональных пассажах и полностью раскрывающий душу персонажа.

Он «играл» с языком так, чтобы раскрывалась вся многогранность повествования.

До «Ромео и Джульетты» романтика никогда не рассматривалась как достойная тема для жанра трагедии.

Солилоквия (монолог) использовался для повествования о произошедших событиях, но драматург этот прием берёт для раскрытия характера персонажа.

Его произведения  делятся на 4 категории:
• легкие комедии;
• античные пьесы и сонеты;
• трагедии;
• драматические сказки.

Если первые опусы были легки, ироничны, то с течением времени его пьесы "Взрослеют",становясь  серьезными, глубокими, содержательными.

В XVI веке в Англии популярны произведения, в основе которых лежит исторический сюжет, Шекспир не упустил этот момент: создал пьесы «Ричард III» и «Генрих VI» в трех частях, ранние работы, которые с восторгом приняла местная публика... как и «Тит Андроник»,пьесы «Два венца» и «Укрощение строптивой», комедию «Комедия ошибок», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь».

В начале XVII века драматург создает  знаменитые пьесы и трагедии:«Мера за меру», «Все хорошо, что хорошо кончается», «Троил и Крессида», ставшего на весь мир знаменитого «Гамлета», «Отелло».


Отдельной книгой вышли 154  знаменитых сонета, в которых Шекспир выразил  свои мысли о цели жизни, о любви  и дружбе, о царящей вокруг несправедливости.

Теме ЛЮБВИ, как жизнеутверждающей  силе посвящены все сонеты В.Шекспира.
В них  выражен смысл  этого чувства в различных формах: безответное и скрытое и т.д.

Большую боль испытывая в сердце от того, что не может сказать о своих чувствах тому, кого любит и ненависть к тому, к кому её испытывает, всё это он выносит в книги и стихи.

В любви и дружбе поэт обретает подлинный ИСТОЧНИК творческого ВДОХНОВЕНИЯ независимо от того, приносят ли они ему радость и блаженство или же муки ревности, печаль, душевные терзания.



ЛЮБОВЬ  приобретает у Шекспира драматический оттенок, который усиливается изменами, невниманием  со стороны любимых, разлуками с  ними, социальным неравенством, но, в то же время, автор указывает  на ЖИЗНЕННУЮ
СИЛУ   ЛЮБВИ, воспевает  любовь-самопожертвование, любовь-страдание:
"...Особенной любви достоин тот,
Кто недостойной душу отдаёт…" (Сонет 150)[4, с.668]

Любовь раскрывается Шекспиром в её глубоко человечном содержании.
Истинная любовь заставляет быть добрым и самоотверженным!!


"О «копьеносец», гений Вильям,
Пылающий строфой в огне!
К своим бессмертным пылким крыльям
Позволил прикоснуться мне -

Пером лирическим и грешным,
Душой парящей и земной,
Любви созвучием безгрешным,
Строкой сердечной и хмельной.

Я поднимаю кубок Музы -
И пью твою святую боль -
За чувства, что скрепляют узы,
В которых царствует Любовь!

По сердцу друг, души кумир,
Строф вдохновитель - мой Шекспир""!


Автор  ПОЭЗИИ:  Валерий   СТАРОСТИН
https://stihi.ru/2021/04/26/8818


К 457-летию со Дня рождения поэта
                и драматурга ВИЛЬЯМА ШЕКСПИРА.


ПОСТСКРИПТУМ:

"Прекрасная публицистическая работа, посвящённая ПАМЯТИ величайшего
англоязычного поэта и одного из лучших драматургов мира - ВИЛЬЯМА ШЕКСПИРА
и приуроченная к 457-летию со Дня его рождения!!!
Творчество этого гения бессмертно, актуально и современно и по сей день!
Как свежо звучит его изумительный сонет 66! Такое ощущение, что он написан вчера.
Потому что всё это существует и сегодня, в нашем 21 веке.
Вот как звучит этот сонет в лирическом переводе Автора:

Прошу я смерть глаза мои закрыть,
Чтоб не смотреть на этот мир безумный,
Где бездуховному вольготно жить,
Где простаком слывет достойный, умный,

Где честь разменяна на горсть монет,
И ложь рядится в белые одежды,
Где правым совершенствам ходу нет,
И в почестях купаются невежды,

Где разум глупой алчностью прожжен,
И мощью правят хилые пророки,
Где доброты лик злобой искажен,
И процветают мерзкие пороки…

Безумный мир хочу покинуть я,
Но не дает уйти любовь моя!

http://stihi.ru/2018/06/18/4327

Большое СПАСИБО, уважаемая Надежда, за оперативность,
талантливый отклик, созвучие, сотворчество и соавторство!!!

С искренней признательностью и теплом благодарной души,
Валерий (Чёрный Водолей)."
Валерий Старостин   27.04.2021 22:49


PSS:
СПАСИбо за проделанную интеллектуальную работу,посвящённую ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ШЕКСПИРА, уважаемый ВАЛЕРИЙ!

Вы правы, что написано ГЕНИЕМ пять веков назад - словно для нас и о нас:

"Хорошие ноги рано или поздно станут спотыкаться. Гордая спина согнется. Черная борода поседеет. Кудрявая голова облысеет. Прекрасное лицо покроется морщинами. Глубокий взор потускнеет.
Но доброе сердце, подобно солнцу и луне. И даже скорее солнцу, чем луне. Ибо оно сияет ярким светом, никогда не изменяется и всегда следует верным путем.
(Генрих V).

Лживое лицо скроет все, что задумало коварное сердце. (Макбет)

Одним взглядом можно убить любовь, одним же взглядом можно воскресить ее. (Венера и Адонис)

Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею. (Виндзорские насмешницы)
Так сладок мёд, что, наконец, он горек. Избыток вкуса убивает вкус. (Ромео и Джульетта)

Совсем не знак бездушья- молчаливость.
Гремит лишь то, что пусто изнутри. (Король Лир)

Имей больше, чем показываешь. Говори меньше, чем знаешь. (Король Лир)

Советы принимай от всех дающих, но собственное мнение береги. (Гамлет)

Где слабеет дружба, там усиливается церемонная вежливость. (Юлий Цезарь)

Подарок нам не мил, когда разлюбит тот, кто подарил. (Гамлет)

Наши сомнения - наши предатели. Они заставляют нас терять то, что мы, возможно, могли бы выиграть, если бы не боялись попробовать. (Мера за меру)"

Искренне, с БЛАГОдарностью!

Включила рецензию в текст эссе, отправила в тираж.



Надежда  Зернова