Дневник 2021-04-27

Галина Ларина
Зима решила взять реванш? Солнца нет, только тучи и снежные хлопья с неба. Ну, для разнообразия может и ничего. Охладимся немного, особенно это касается горячих голов.

Сегодня стоит поговорить о Турции, которая совершает резкие манёвры на внешнеполитическом поле и неожиданно становится активным игроком в Украинском конфликте, но не на той стороне, как от неё ожидали.

Следует упомянуть о том, что Турция - член НАТО со всеми вытекающими последствиями. То есть на её территории расположены американские базы, а при военных конфликтах она обязана принимать участие в боевых действиях на стороне блока. И вообще по возможности идти в фарватере той идеологии, которой придерживаются страны блока, а особенно его руководящая сила - США. Так и было до последнего времени.

В историческом аспекте Россия и Турция (Османская империя) всегда были противниками, на их счету много сражений от времён Ивана Грозного в 16 веке, когда крымский хан при поддержке Османской империи сжёг Москву. При Петре 1 в 18 веке на приграничных территориях велись русско-турецкие войны с переменным успехом и с переделом территорий. Войны продолжались и в 19 веке с преобладанием побед России и отделением в этом регионе суверенных государств от Османской империи. С победой России в Крымской войне в конце 19 века освободительное движение в сопредельных странах возросло. Так что к началу 1 Мировой войны Османская империя потеряла почти все свои территории в Европе и Северной Африке. К этому же периоду (1915-1920 гг.) относится массовое убийство армянского населения, называемое сейчас геноцидом (к чему причисляются также массовые убийства армян в 1894—1896 годах). Оказавшись втянутой в войну на стороне Центральных Держав против Антанты (в том числе, России), Османская империя оказалась в стане проигравших и подверглась окончательному распаду. Затем понадобилось 5 лет с 1918 до 1923 гг., чтобы в ходе национально-освободительного движения восстановить государственность и независимость Турции в новых границах. Во Второй Мировой войне Турция участия не принимала, сохраняя нейтралитет. И только в конце войны присоединилась к антигитлеровской коалиции, однако в военных действиях не участвовала.

Таким образом, умонастроения турецкого общества понятны: это более чем 600-летний опыт осознавания себя сверх-империей; это устойчивое восприятие России как врага; это реваншистские установки на воссоздание своего статуса как главенствующей силы в регионах Ближнего востока, а возможно и Средней Азии. Причём, хотя Турция в своих нынешних военных альянсах оказывается на стороне США и развитых стран Европы, но её менталитет как в основном мусульманского народа, входит в противоречие с культурно-нравственными ценностями своих союзников, что заставляет Турцию держаться несколько особняком.

Что касается больного вопроса о признании геноцида армян в 18-19 вв. Официально геноцид признан десятками стран по всему миру, в том числе Россией и большинством стран НАГО. Он признан в 49 штатах из 50-ти в США, а также Палатой представителей США (что носит рекомендательный характер). Но только сейчас Президент США Байден провозгласил о признании геноцида армян с высоты своего поста, что означает официальное признание геноцида (этот пункт был в составе его предвыборных обещаний для привлечения многочисленного армянского электората). Что и взбесило Турцию. Она продолжает утверждать, что массовая гибель населения была результатом гражданских войн, в которых было много погибших со стороны других национальностей. Но не признаёт того факта, что искоренение армянского населения - это была целенаправленная и спланированная акция со стороны управляющей верхушки (в последнем случае - лидеров младотурок).

Так или иначе, Турция неожиданно и вопреки всем ожиданиям, делает крутой разворот от стран Запада к своему извечному врагу России. Она объявляет о готовности признать Крым в составе России. Она заявляет о закрытии военных баз США на своей территории. Она поднимает вопрос о признании Турецкой Республики Северного Кипра, или ТРСК (это самопровозглашенное государство на территории Северного Кипра, которое признаёт только Турция). И наконец, остаётся открытым вопрос, как поведёт себя Турция в обостряющемся конфликте на Украине - ведь под контролем Турции находятся проливы Босфор и Дарданеллы, она легко может перекрыть проход военных кораблей иных стран в воды Чёрного и Азовского морей.

Отнесём данную ситуацию к очень странной и вызывающей много вопросов политике Джо Байдена, скорее Бидона, который преподнесёт миру ещё много сюрпризов. Хорошо, если они будут смешными, а не разрушающими. )