Формировани эстетическ культуры личности посредств

Наунет
Музыка - это "...скрытая работа ума, не сознающего, что он занят исчислениями".

Musica - exercitium arithmeticae occultum nescientis se numerare animi
  Лейбниц

  "…Человек, не испытавший увлечения литературой, поэзией, музыкой, живописью, не
прошедший через эту эмоциональную выучку, навсегда останется душевным уродом... При первом же знакомстве с такими людьми я всегда замечаю их страшный изъян - их "тупосердие" .

  К Чуковский «О духовной безграмотности»

Музыка как известно способна не только оказывать глубокое воздействие на внутреннее психологическое состояние человека, но и в определённой степени формировать его идеологию и мировоззрение, и это  было замечено уже в древности.

Так, например, Пифагор был абсолютно уверен в том, что «земная» музыка является проявлением Космической Гармонии Сфер, и по этой причине звучание возвышенной «человеческой» музыки способно создавать такой же гармонический порядок во внутреннем мире человека, какой «мировая музыка»(«musica mundana») Аналогичного взгляда на глубинную природу музыки придерживались и другие известные мыслители античности: от Платона и Аристотеля до неоплатоников и неопифагорейцев. В частности, неопифагореец Никомах писал по этому поводу следующее:

Все тела, рассекающие со свистом что-то податливое, очень легко приводимое в движение, обязательно создают своей величиной и местом звучания, отличающиеся между собой звуки – либо в зависимости от своих масс, либо в зависимости от скоростей, либо периодов (более подвижных, или, наоборот, более спокойных), в которых осуществляется вращение каждого небесного тела.
А один из последних крупных мыслителей римской античности, Кассиодор, признавал, что:
Само небо, вращаясь, подчиняется сладостной гармонии и, чтобы кратко выразить суть сказанного: все, что осуществляется по велению Творца в небесных и земных делах, не осуществляется без предусмотренного этой наукой (то есть музыкой). ]

С точки зрения учёных древности, сущностно-идеологическое воздействие музыки проявляется прежде всего в формировании у человека тех или иных этических установок.
Конфуцию приписывают следующий афоризм:

Если хочешь узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением какой-то страны и здоровы ли её нравы, то прислушайся к её музыке.

Как известно, феномен этического воздействия музыки Аристотель объяснял тем обстоятельством, что в сущностной основе музыки лежат некие «зародыши нравственных состояний», которые, по Аристотелю, придают музыке статус обязательной педагогической дисциплины:

Мелодия содержит движения, движения эти деятельны, а действия суть знаки этических свойств… музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

О чрезвычайно важном (не только сугубо воспитательном, но и «душеспасительном») значении музыки пишет в своей знаменитой энциклопедии «О бракосочетании Филологии и Меркурия» (лат. «De nuptiis Philologiae et Mercurii») позднеантичный адепт «религии культуры» (то есть спасения через пайдейю Марциан Капелла, у которого среди семи свободных искусств (septem artes liberales), аллегорических юных невест — спасительниц человеческой души представлена и музыка.

Все эти основополагающие идеи философии музыки получили своё дальнейшее развитие также и в трудах мыслителей более позднего времени, которые неизменно подтверждали тот факт, что «музыка выступает как уравнение мира в целом» (Новалис), поскольку она «способна вобрать в себя любое содержание» (Гегель).

Для успешной работы в области философии музыки  необходимо обладать  глубоким философским видением мира, и солидной подготовкой в области музыкознания. Ну а столь счастливое (и, разумеется, очень редкое) сочетание знаний и способностей во всей древней и средневековой истории человечества, помимо некоторых представителей пифагорейской и неопифагорейской школы, наблюдалось лишь у таких крупных мыслителей как Августин Аврелий (354—430), Джозеффо Царлино (1517—1590), Марен Мерсенн (1588—1648), философский трактат которого «Всеобщая гармония» («Trait; de l’harmonie universelle») представляет собой образец «универсальной науки» XVII века, органичным образом синтезирующей в себе теорию музыки с фундаментальными открытиями экспериментального естествознания.

Благодатную почву для своего развития философия музыки нашла в мировоззренческой доктрине и основанной на ней эстетической концепции неоплатоников, к числу которых принадлежит и один из наиболее крупных философов музыки Северин Боэций (ок. 480 — ок. 525), философские взгляды которого положили начало средневековому учению о трех взаимосвязанных «музыках», основанному на идее смежности между религиозными символами, душевными состояниями и различными музыкальными элементами.

Учёные музыканты Средних веков, в основном, компилировали античные (преимущественно пифагорейские) обобщения о музыке, причудливо соединяя их с христианской символикой и нумерологией. Среди них Магистр Ламберт (XIII в.), автор трактата, в котором он, придерживаясь традиции, идущей от Боэция и Исидора Севильского, продолжил разработку основных теоретических проблем музыки, связанных с её определением, классификацией и т. д. В своём трактате Ламберт восхваляет музыку, обосновывая её огромную пользу также и с точки зрения потребностей христианской жизни:
Польза  музыки велика, удивительна и очень совершенна (virtuosa), раз она осмелилась выйти за пределы церкви. Ведь ни одна наука не осмелилась выйти за пределы церкви; с ее помощью мы должны восхвалять и благословлять псалмопевца мира, исполняя в его честь новую песнь, как учили наши святые отцы-пророки. Ведь божественные богослужения, с помощью которых нас призывают к вечному прославлению, ежедневно совершаются с ее помощью. И по свидетельству Боэция, среди семи свободных искусств музыка занимает первое место, ничто не пребывает без нее. Говорят, что сам мир создан гармонией звуков и само небо развертывается под мелодию гармонии. Среди всех наук музыка является наиболее достойной похвалы, царственной, приятной, радостной, достойной любви, ведь она делает человека благоразумным, приятным, царственным, радостным, достойным любви.
— Магистр Ламберт. Трактат о музыке, XIII в.

Среди других средневековых теоретиков музыки, включавших в свои учебники пассажи условно «философского» характера Псевдо-Иоанн де Мурис (автор «Суммы музыки»).

В рамках космо-эстетической традиции мыслил музыку франко-фламандский теоретик музыки конца XIII — первой половины XIV веков Якоб Льежский — автор крупнейшего по масштабам в Средневековье трактата «Зеркало музыки», около 1330). Развивая учение об интервалах, о системе церковных ладов и гексахордов, о формах многоголосной музыки, ритмике и нотации, Якоб Льежский наделяет музыкальное произведение статусом уровня в Иерархии Бытия и репрезентантой Космического Закона.
Французский теоретик музыки конца XIII века Иоанн де Грокейо в своём трактате «О музыке» (De musica, около 1300) писал: «Все другие искусства музыка превосходит в том, что непосредственнее других и всецело налаживается к восхвалению Творца», ему же принадлежат следующие слова: «Те, кто описывает музыку как нечто, имеющее отношение к форме и материи, говорят, что она — наука о числе, отнесенном к звукам.»
Австрийский музыкальный критик XIX века, профессор теории, истории и эстетики музыки Венского университета, автор трактата «О музыкально-прекрасном», Эдуард Ганслик, исходя из идеалистической философии Иммануила Канта, считал музыку особой формой духовной деятельности, и на основании этой идейной посылки противопоставлял музыку всем другим видам искусства. Пытаясь объединить «эстетику чувства» и «эстетику числа», Ганслик задался целью создать «эстетику чувства числа».

В истории нового времени выстроить свою оригинальную «систему философии музыки» пытался князь Владимир Фёдорович Одоевский. Частично эта попытка была реализована им в трактатах «Опыт Теории Изящных Искусств, с особенным применением оной к Музыке» и «Гномы XIX столетия.

  Российский философ А Ф Лосев, творческое наследие которого включает в себя исследования в области эстетики, имеющих самое непосредственное отношение именно к проблемам философии музыки писал о музыке как логически неизобразимом и идущее из Бездны Бытия-Небытия...  "Качество  в музыкальном произведении делается оформленным, получает различные логические определения и становится фактом, изучимым научно-психологически".
— А.Ф.Лосев "Очерк о Музыке"
Выразив глубинную сущность музыки очень ёмкой фразой: «жизнь Числа во Времени». А. Ф. Лосев на протяжении всей своей плодотворной научной деятельности твердо отстаивал принцип автономности феномена музыки от любых физических и психофизиологических явлений, как и вообще от любого вульгарно-материалистического натурализма.


Согласно представителей западной школы философии музыки XX века  Эггебрехта , Карла Дальхауза и Теодора Адорно, согласно которому дальнейший прогресс музыки обусловлен развитием её логики, то есть аналитико-грамматической стороны музыкальной формы
Что же касается моего взгляда на феномен Музыки, как  действенного средство творческого развития личности и важнейшего элемента формирования эстетической культуры личности, то я твердо убеждена, что обучение всех детей без исключения, независимо от их природных способностей,с использованием музыки - пусть с разной степенью "углубления" - должно быть обязательным!

Любая деятельность, в частности, интеллектуальная, обеспечивается функциональной работой мозга, связанной с восприятием и переработкой информации. По утверждению
 ведущего российского ученого Т Н Черниговской, исходящей из особенностей человеческого мозга- с ее  сетью  миллиардов нейронов и их  развлетвленной связью друг с другом, делают человеческий мозг   уникальной  и подвижной зеркальной сущностью  которая в определенном смысле и  "отражает" вселенную...
 
Как извесно функциональные возможности человеческого организма остались неизменными с древних времен, а знать и уметь надо несоизмеримо больше, чем раньше. Этим и объясняется наметившаяся в современной педагогике, в мире цифровых технологий, тенденции к более раннему интенсивному обучению – в педагогической практике широко применяются методики раннего развития с использованием цифровых ьехнологий уже   в более раннем возрасте, чем прежде  Вследствие увеличения учебных нагрузок   и примtнения  уже всевозможных гаджетов  и  отказа от нетрадиционных средств обучения которые были выверенны вековыми практиками обучения и тех "естественных " методов обучения близких к сугубо человеческой среде и  стали толчком для возникновения  широкого спектра  психологических
кренов , физичесих и психических проблемы со здоровьем детей

 Как известно п
ознавательная деятельность детей в возрасте до 7 лет имеет непосредственный, целостный и образный характер. Но, к сожалению, методы преподавания, которые превалируют в школьной системе в основном ориентированы на фрагментарное обучение Это влечет за собой проблему мотивации – дети теряют природный интерес к учению уже в раннем возрасте и не приобретают его в школе. Все эти проблемы не только неизбежно снижают эффективность учебных процессов, пагубно сказываются на физическом и психическом здоровье детей.

Таким образом, современная жизнь требует таких педагогических технологий, которые должны, во-первых, быть нацелены на более ранее обучение, во-вторых, обеспечить детям качественные глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения, и в-третьих, ориентироваться на физическое, психическое, духовное здоровье ребенка и учитывать психофизиологические особенности возраста. В связи с этим особый интерес представляют возможности использования музыкального искусства в обучении детей базовым предметам (особенно математике и грамматике.Учеными доказано, что даже бессознательное восприятие специально подобранной музыки улучшает показатели интеллекта- так называемый "Моцарт-эффект" (эффект в результате кратковременного прослушивания музыкальных фрагментов Моцарта)
 Долговременные "интеллектуальные выгоды" оптимальнее получать интенсивным изучением музыки и практической музыкальной деятельностью: игра на музыкальных инструментах, пение, импровизация, любое музицирование, движение под музыку, музыкально-теоретическая деятельность, сольфеджирование, анализ музыкальных произведений и т.д.

Как музыка влияет на интеллектуальную деятельность?
Любая деятельность, в частности, интеллектуальная, обеспечивается функциональной работой мозга, связанной с восприятием и переработкой информации. Одним из парадоксов нашего времени является то, что функциональные возможности человеческого организма остаются почти неизменными с древних времен, а знать и уметь надо несоизмеримо больше, чем раньше. Этим и объясняется наметившаяся в современной педагогике тенденция к более раннему интенсивному обучению . Вследствие увеличения учебных нагрузок возникают проблемы- стрессы, тревожность, утомление, ухудшение здоровья в целом.


Головной мозг человека является самым сложным образованием Вселенной. Он содержит около триллиона клеток, из которых 100 миллиардов - нейроны, каждый из которых связан с тысячами других. Формирующиеся в процессе развития мозга межнейрональные комплексы и межцентральные связи лежат в основе его интеграции. По мере созревания мозга степень устойчивости его интеграции нарастает. Лишь при этом условии он способен к обучению и формированию высших психических функций. Деятельность полушарий является взаимодополнительной, отражая неравномерность распределения функций между двумя различными системами мозгового кодирования. Правое полушарие в большей степени обладает континуальными функциями, т .е. кодирует «целостность», а левое – дискретными функциями, т.е. кодирует существенные признаки целого. Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции, цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях. Музыкальная деятельность вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга.

Еще в дpевности выделяли три напpавления влияния мyзыки на человеческий оpганизм:

1) на дyховнyю сyщность человека.

 2) на интеллект.

3) на физическое тело.

Как музыка влияет на духовную сущность человека? Думаю, что этот вопрос не требует подробного разъяснения потому как на него нет и неможет быть однозначного ответа
Как музыка влияет на физическое тело?
Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:
•музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
•повышает и понижает мышечный тонус;
•стимулирует появление эмоций;
•улучшает вербальные и арифметические способности;
•стимулирует процессы восприятия и памяти;
•активизирует творческое мышление; и др.

Для античности показательна глубокая связь музыки с медициной. Уже в те далекие времена хорошо были известны лечебные свойства музыки. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Армянскию философ Мхитар Гераци считал музыку сильнейшим средством при лечении нервных расстройств  Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «не лекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств.

В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. В XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. И так очевиден факт того ,что под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично

Можно с уверенностью сказать, что специально подобранная музыка способна в целом оптимизировать деятельность мозга. Когда же речь идет о формирующемся мозге ребенка, то музыкальные воздействия могут выступать как конструирующие мозг. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с рождения (и даже раньше) имел возможность слышать красивую и "богатую" музыку.

Восприятие музыки можно смело считать ведущим видом музыкальной деятельности, поскольку оно доступно человеку еще до его рождения, а также и потому, что сопутствует всем остальным: поем ли мы, музицируем на инструменте, танцуем или спим - мы слышим музыку.

 Результаты музыкальных влияний таковы

1.повышение уровня читательских навыков
2.повышение уровня речевых навыков
3.улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач
4.улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей
5.улучшение концентрации внимания
6.улучшение памяти
7.улучшение моторной координации.
8.эффект перемещения

Положительные эмоции, вызванные музыкой, увеличивают мотивацию, активизируют деятельность не только обучающихся, но и преподавателей, стимулируют познавательный процесс. Музыкальная деятельность неизменно пробуждает интерес к излагаемому материалу, развлекает, успокаивает, придает силы.

 "Музыкальные дети" выгодно отличаются от своих сверстников: у них более развиты процессы восприятия, памяти; речевые, орфографические и вычислительные навыки; такие дети более дисциплинированны и эмоциональны. Мыслительные процессы "музыкальных" людей отличают более высокая скорость мышления и полифоничность - способность одновременно обрабатывать большое количество разнообразной информации...


 В заключении хотелось бы  мне сказать, что внутренняя сила , которую необходимо воспитывать в человеке с детсва  — это способность уважать чужую музыку, но,  что куда важнее, танцевать под собственную мелодию и слушать свою гармонию.



"Всё можно пережить, если подобрать нужную музыку к ней."

 (Курт Кобейн)