Проклятье острова Ядасен. Главы 6-8

Леонид Бляхер
Глава 6.
Вариант «бэ».
 
Девжак лежал на неудобной кровати длинноносых и пытался понять, что же произошло? Почему сеть порвалась, причем, тогда, когда до завершения обряда осталось совсем немного? Похоже, что дело в черном камне. Он из страны черного огня, злого подземного мира, так не похожего на Мани, доброго мира предков. Похоже, что бусиэ с ним в союзе.  Магический камень прервал ритуал. Злой дух ослаблен, но не побежден. Теперь он будет вдвое злее и осторожнее.
Кто поможет и подскажет решение? Только тот, кто сильнее тьмы, тот, кто всегда помогал Девжаку, его народу. Шаман, хоть и очень устал, но заставил себя подняться, сесть на пол, скрестив ноги и заглянуть внутрь себя. Он обратился к своему главному духу-покровителю, великому Агды – владыке огня. Агды редко участвовал в делах людей. Это не Дуэнте, которому до всего есть дело. На плечах Агды лежит забота о солнце и луне, о разливе рек и смене теплого и холодного времени года. Потому Девжак обращался к Агды в самых трудных обстоятельствах.
Шаман прислушался к миру, влился в него. Вокруг заструился хоровод духов, но Агды не было. Девжак воззвал к своему великому покровителю, покровителю его народа. Тот опять не откликнулся. Девжак достал старый кинжал, выточенный из камня. Этим кинжалом пользовался еще его прадед. Вынул из мешка глиняную чашку, на которой были видны следы пальцев гончара. На чаше стоял знак Агды. Шаман взрезал руку над кистью и стал сцеживать свою кровь в чашу. Густые капли падали в нее с тихим стуком. Наконец, дно чаши покрыла кровь. Шаман вновь воззвал к великому духу огня и света. Чаша задрожала, а кровь стала исчезать.
Внезапно духи, носившиеся вокруг Девжака расступились, а сам шаман очутился на бескрайней огненной поляне. В ее центре стоял огромный огненный старик, дух Агды.
- Я знаю твою беду, Девжак. – пророкотал он – Но сам помочь тебе не могу. Это место осквернено.
- Что же мне делать, Великий Агды? – взмолился шаман.
- Я дам тебе гарпун. А рыбу поймает длинноносый, который может видеть духов.
- А почему не я, Великий?
- Бусиэ не подойдет к тебе. Слишком крепка наша связь. Длинноносый служит другому духу.
- Он тоже шаман?
- Да. Только не знает об этом, отрицает свою связь с духом. Поэтому бусиэ его не испугается.
- Послушает ли меня длинноносый?  Он храбр, но не безрассуден.
- Послушает. Он сам будет искать союза с тобой. А сейчас иди. Мне трудно говорить здесь, в проклятом месте.
Огненную поляну затянул красный туман, а когда он растворился, Девжак опять сидел в комнате, а рядом с чащей лежал камень, который называли «стрела Агды». Застывшая молния – вот что такое этот камень. Достаточно направить в нее волю, и молния ударит во врага. Это был невероятно щедрый подарок покровителя.

***
Выйдя из вагона электрички, Лариса и Люда, решили не расставаться. Все же у них еще пять дней оформленного отпуска. Да и дел в училище в отсутствие студентов особых не было. Через сайт заказали машину, стоящую на парковке возле здания вокзала, сели… и задумались. Не расставаться – это правильно. Но каждой казалось, что лучше это сделать у нее дома.  Первой сдалась Люда. Все же у них дома все было слишком связано с Андреем. Ей это было тяжело. Лариса, видимо, более спокойно относилась к отсутствию Бориса. Домчались быстро.
Наши друзья жили на Чердымовском бульваре, который в моем бывшем мире назывался Амурским. Бульвар в этом мире был назван в честь почетного гражданина города, чьими стараниями берега небольшой речки, где по началу проходи торг с туземцами и купцами из империи Цин, превратился в одно из любимых прогулочных мест жителей Хабаровска. Высокие деревья обрамляли аллеи и с удобными скамейками через каждые сорок шагов, клумбы распространяли вокруг самые изысканные ароматы. Да и сами дома были под стать бульвару. Здесь расцветал модерн или югендстиль.   
Борис с Ларисой жили в двухэтажном доме с кучей завитушек, розеток, вазонов от подъезда до крыши. Однако квартира их была не в пример нашей, строгой и почти спартанской. Разве только мастерская Ларисы была мастерской художника. Сели на кухне. Решили, что для успокоения стоит немного, совсем чуть-чуть, выпить. Выпили. Еще выпили, а потом еще. Отпустило.
Пошел уже обычный не вполне трезвый треп двух подружек. Про мужей, детей, дела на работе. Но, как бы не старались они говорить о нейтральном, фоном оставалось страшное и странное происшествие на озере Болонь. Взгляд Люды скользя по кухне наткнулся на недавно вышедший мифологический справочник народов Приамурья и Крайнего Севера. По сути, справочник мифов эвенков. Книга была научной и немного занудной, потому и тираж был небольшим. Как эта книга попала в дом к нашим друзьям, было не вполне понятно. Может быть, кто-то подарил ее Ларисе, купившись на яркие иллюстрации.
- А давай посмотрим, что умные люди пишут про этого бусиэ? – предложила Люда.
- А давай.
Статья про приамурский вариант вампира нашлась быстро. Просто по имеющему место быть алфавитному указателю. Вот читать ее, особенно в состоянии легкого опьянения было не просто. И какой урод, спрашивается, пишет таким кондовым языком. Небось, сидит себе и думает: так научнее будет. Но, когда очень надо, то можно прорваться и сквозь дурацкую заумь. Прорвались. Особенно много нового не нашли. Практически, ученый автор пересказывал то, что им рассказал Андрей со слов Насти.
- О, а вот это уже интересно – не совсем трезво проговорила Лариса, показывая пальцем на абзац по картинкой.
- Это про что?
- Про то, как его одолеть. Первое – позвать шамана. Это Андрей и решил делать. Если выйдет, будет супер! Думаю, что завтра они нам об этом расскажут. А вот если нет, тогда есть план «б».
- И что это за план?
- А вот читай?
Люда пробежала глазами по строчкам.
- И где ты собралась брать огненного духа, метающего молнии?
- Людка, ты чудо необразованное. Небось все уроки физики в школе с мальчиками записками обменивалась.
- Не ругайся, а объясни.
- Смотри. Молния изгоняет духа из тела или другого предмета, в котором тот спрятался.
- Ну?
- Молния – это электрический разряд. Так?
- Наверное, так.
- Следовательно, берем нечто, создающее мощный электрический разряд, и бьем эту сволочь. – Лариса от души шибанула по столу.
- Бьем – согласилась Люда – Завтра все мужикам расскажем. Вот они обалдеют.
- Идет. А сейчас спать. Что-то мы с тобой слегка перебрали.
- А вот и нет. Я абсолютно трезвая. И как трезвый человек, пойду спать. Только я очень за наших ребят волнуюсь.
- И я. Но спать нужно.
- Нужно. – согласилась Люда и заснула.

*** 

Всю ночь меня мучала фраза про «бедного мальчика». Я не совсем сентиментальный придурок. Этот «бедный мальчик» уже стал причиной гибели двух человек. И, если мы его не остановим, натворит таких бед, что мало не покажется. Но это не выручало. Там, когда я стоял на полянке перед монстром, сквозь ауру злобы бусиэ я почувствовал что-то еще, страдающее и испуганное, стремящееся вырваться. Я почувствовал «бедного мальчика». И теперь мне страшно хотелось как-то уничтожить монстра, сохранив Вальтеру жизнь. Как? Интересный вопрос. Вопрос был такой интересный, что я аж проснулся.
Ночь была звездной, но безлунной. И где-то там, в этой ночи бродило страшное чудовище, полное ненависти ко всему живому. И там же в ночи стоят ребята-солдатики, заслоняющие от чудовища наш общий дом.  Попил воды. Стало легче. Попробовал снова заснуть. Неожиданно для себя провалился в тот особый сон, которого у меня не случалось с момента возвращения в XXI век. Я опять был на поляне, но не возле озера, а какой-то особой поляне. В центре ее стоял гигантский кедр, крона которого терялась в облаках, а вылезающие ког-где из земли корни могли поспорить диаметром с магистральной трубой газопровода. Возле дерева стоял знакомый насквозь, но уже слегка подзабытый старик. Все при нем. Огромный рост, одежда наизнанку, седые волосы.
- Ты снова нужен этой земле, лягушонок. – без предисловий начал он.
- И Вам «здравствуйте» - ответил я – Понимаю, что нужен. Только не знаю, как. Мы уже и с шаманом пробовали. Только ничего не вышло. 
- Если не вышло влезть в окно, стоит попробовать войти в дверь. – не очень понятно схохмил старик.
- А точнее?
- Ишь, какой торопливый лягушонок. Послушай и подумай. Раньше думали, что бусиэ боится огня, костром его отгоняли. Только это не правда. Он не любит свет и огонь, но не боится их. Он легко может утащить жертву, которая сидит в трех шагах от костра. Людской огонь напоминает ему другое пламя – небесный огонь. Вот тот для бусиэ опасен. Если этот огонь посылает дух огня и света, то бусиэ просто исчезнет, превратится в камень.
- Так пусть он поможет.
- Не все так просто. Место это полно черной воли. Ни у меня, ни у Агды здесь нет почти силы.
- Что же делать?
- Гарпун, которым можно поразить бусиэ, уже в этом мире. Ты его получишь. Но даже ваши самоделки могут здесь помочь.
- Какие поделки?
- Они плюются горячим светом. У ваших воинов есть такие.
- Ух, ты! Спасибо!
- Но надо торопится. Сейчас бусиэ после схватки с шаманом слаб. Однако он быстро оправится. Его сила растет. Скоро она сможет выплеснуться за озеро, и мы его не удержим.
- А я думал, что это наши солдаты его держат.
- За спиной каждого из них стоит дух. Этот бусиэ опасен для всех. Ты можешь заслонить всех. Не испугаешься?
- У меня что есть другой выход?
- Нету – оборвал меня дух. – Или ты поразишь черного духа, уничтожишь его, или он уничтожит твое и Мое Приамурье.
Вот и приехали, подумал я, просыпаясь. Жил себе тихо и вкусно, заполучите и распишитесь – Вас назначили спасителем Приамурья. А я просил? Меня спросили? И ведь не поспоришь, выхода у меня нет. Вот узнать бы, где лежит моя вундервафля против нашего монстрика.
Кто-то тихонько постучал в дверь. Блин, что уже пора вставать. За окном еще совсем темно. С ума они посходили?
- Кто-там? – пробурчал я, подходя к двери.
- Это Девжак. Я говорил с духом. Дух сказал, что ты сможешь…
Ну, почему все эти духи, как сговорились. Есть у них шаман, пусть и работает. А то я то за безопасника, то за шамана должен отдуваться. Где в конституции Российской Федерации написано, что я должен пахать за всех? Нигде. Все это я думал про себя, уже открывая дверь.
Шаман выглядел одновременно довольным и встревоженным. В руке он держал нечто, завернутое в не особенно чистую тряпицу.
- Что случилось? – проговорил я.
- Я говорил с великим духом Агды. – опять повторил шаман.
- Я понял. Ты говорил с духом. И что он сказал?
- Он дал оружие.
- Так. С этого момента поподробнее.
- Вот это – он протянул мне нечто в тряпице – стрела Агды, молния, которую можно разбудить три раза.
- Круто!
- Ты не понял. Молния изгонит бусиэ, даже такого древнего и сильного.
- Тем более круто. И изгонять, конечно, должен я.
- Да. От меня бусиэ просто убежит, скроется.
- Понял. Что сказать? Вы ребята со своими духами хорошо устроились.
Шаман вдруг бросился ко мне и схватил за грудки. Вот это вариант. Это он зря. Я быстренько убрал руки, толкнул его неслабо. Он отшатнулся, но устоял. Крепкий парнишка. Я уже было приготовился проверить крепость его челюсти, но он остановился, так и стоял, едва не плача.
- Если бы я мог… Это моя работа – быть защитником народа. Для этого я живу. Но эту честь духи доверили тебе, длинноносый.
- Так. Ладно, замяли для ясности. Зовут меня Андрей. Еще раз услышу «длинноносый» получишь в пятак. А от «чести» я не отказываюсь. Чего уж там. Просто не понимаю, почему я?
- Никто не понимает. Так вышло. Прости меня Андрей.
- Хорошо. А как эту молнию будить?
- Это просто. Надо почувствовать огонь в камне и направить его на врага.
- Как просто и понятно: почувствовать огонь в камне. А я смогу?
- Потому я и пришел. Буду тебя учить будить молнию. Только почувствуй. Бросать ни в кого не надо. Иначе от этого дома не останется даже головешек.
Мы сели друг напротив друга. Стрелу Агды положили между нами. Девжак сказал «расслабиться и смотреть внутрь себя».
Честно говоря, получилось совсем не вдруг. Шаман злился. Я тоже не был переполнен христианским смирением. Вчерашняя неудача давила на обоих. Но, спустя минут сорок я смог погрузиться в мир цветных всполохов-духов, услышать их песню. И в тот же миг каменюка, лежащая передо мной изменилась. Внутри ее замерцал огонь, живой и мощный, наливаясь силой. В этот миг Девжак опять толкнул меня.
- Что случилось? – не понял я шутки юмора.
- Нужно начать снова.
- Я что-то сделал не так?
- Нет. Ты все сделал правильно, но медленно. Понимаешь, когда ты увидишь бусиэ, у тебя останется совсем мало времени, чтобы увидеть огонь в камне. Ты должен научиться видеть его все время. Или, хотя бы, сразу входить в мир видящих.
Я вспомнил парня, который несется ко мне, как ветер, выращивая на ходу гигантские когти и зубы. Как-то сразу зябко стало.
- Понял, не дурак. Давай пробовать.
Опять уселись. Теперь получилось минут за пять. В принципе, я бы сказал, что круто. Но для нашего дела это было чудовищно медленно. Еще полчаса упражнений, кружка выпитой настойки, которую шаман набулькал из своей фляжки. Теперь вхождение в мир видящих было почти мгновенным. Девжак был не совсем доволен.
- Пойми, Андрей! – втолковывал он – Сейчас мы в привычной комнате на охраняемой территории. А там будешь только ты и он. Это совсем другое. От страха может не получиться.
Только тогда, когда небо у горизонта уже начало сереть, шаман решил, что у меня получается нормально. Блин, ночь мы, похоже пропустили. Выходит, нужно ждать следующую. Договорились, что пойдем «на дело», как только начнет темнеть. Я же пока решил поговорить с Борисом. Даже не о помощи, чем тут поможешь, о том, что, если не выйдет, мы будем делать, о том, чтобы они за сегодня глупостей не натворили.
Девжак опять завернул каменюку в тряпицу, предложив встретиться ближе к вечеру, и отправился к себе досыпать. Я тоже попробовал заснуть, но не тут-то было. Мысли крутились, как белки в колесе. Я снова и снова проигрывал будущую встречу с монстром. И каждый раз оказывалось, что он побеждает. Не, с таким настроением я никогда не продам слона. Да и заснуть уже не выйдет. Придя к этому глубокому выводу, я встал, принял контрастный душ, чтобы хоть немного взбодриться, побрился, оделся и выполз в холл.
Видимо, не спалось не только мне. За столиком накачивались растворимым кофе из термоса Борис, Сергей и еще какой-то незнакомый мне безопасник. Я присоединился к ним. Представился незнакомцу. Тот представился в ответ. Ну, Дмитрий и Дмитрий. Будем дружить. Залив в себя стаканчик обжигающего и горького, как мое будущее, напитка, прислушался к разговору.
Ночь прошла спокойно, как и обещал шаман. Видимо бусиэ досталось не слабо. Но надеяться на то, что так и будет продолжаться, не стоило. Понятно, что за сутки или немного больше, чудовище восстановится. И вот тогда никому мало не покажется. И оцепление района, и наш кемпинг-штаб окажутся под ударом. При этом не совсем понятно, удастся ли отогнать нашего друга автоматными очередями. Он ведь может и сзади подобраться или еще как-то исхитриться.  Было видно, что настроение у моих товарищей по застолью с растворимым кофе не самое радужное. Дмитрий даже предложил уничтожить тело, получив отсрочку, пока монстр не найдет себе нового носителя. Но, на мое счастье, Борис, который, похоже, был у них главным, эту мысль не поддержал.
Я решил, что самое время предложить свой вариант. Долго рассказывал про шамана, про молнию, которая изгоняет монстра, причем так, что он надолго лишается возможности отойти от своего бывшего тела. Словом, постарался сколько-нибудь вменяемо пересказать то, что ночью мне втолковывали мой дух-старик и шаман со слов своего духа.
Сергей и Дмитрий несколько воспряли. Все же лучше дебильный план действий, чем никакого. Борис же был не особенно доволен.
- А почему с этим шокером не может пойти наш друг Девжак? – спросил он.
- Потому, что он шаман. Дух просто сбежит от него, а я для духа просто пища. От пищи он сбегать не будет. Ты же не будешь прятаться от тарелки карасей в сметане?
- Хорошо. Тогда почему должен идти ты, а не, скажем, я или Сергей? – спросил Борис. При этом Сергей явно напрягся. Все же не самая приятная перспектива быть тарелкой с карасями для монстра.
- Скажу честно, меня этот вопрос тоже занимал. Я, как вы можете видеть, ни разу ни Илья Муромец. Но шаман и здесь дал вполне вменяемые разъяснения. Так получилось, не спрашивайте почему, не отвечу, что я вижу их мир или чую его.
- И что?
- А то, что для тебя эта самая вундервафля …
- Что?
- Ну, это крутое оружие. Так вот, для тебя оно – просто булыжник необычной формы. Для Сергея, кстати, тоже. Пусть не напрягается.
- А вдруг нет? Ты ведь тоже не подозревал в себе способности видеть. – продолжал гнуть свою линию Борис.
Понятно, что ему и честь мундира, и просто профессиональная логика подсказывала необходимость вывести «штатского» из операции, заменив его профессиональным безопасником или военным.  Только, боюсь, что фиг он угадал. И не то, чтобы я был таким камикадзе или еще каким-то невероятным героем. Просто так сошлись звезды на Амуром. Есть жизнь, которую надо защитить. Есть я, которому этот мир дорог. И я защитник этого мира. Я не специально. Более того, я даже не очень рад, что вышло так, как вышло. Но другого варианта уже нет.
- Давай, когда наш шаман проснется, ты сам с ним поговоришь.
- Хорошо. Давай так. Предварительно в операции участвуешь ты, наш шаман и я. Но, если я тоже «вижу». Не смейся, может и вижу. Ну, или кто-то из наших сотрудников «видит», то тебя из операции выводим.
Мне вдруг стало совершенно безразлично. Видимо, действие кофе было не особо сильным, а недоспал я изрядно. Пусть делают, как хотят. Я же хочу спать. Тварь я дрожащая или право имею поспать часиков пять? Не тварь. Потому я сразу согласился с тонким и продуманным планом Бориса. Договорились, что встречаемся здесь в четыре часа дня. С тем я и отполз досыпать. Будем считать, что вечер утра мудренее.
Кстати, как там Боря назвал стрелу Агды? Точно шокером. И девочки говорили про шокер. Самое интересное, что у меня в машине лежит такое чудо. Причем, армейского образца, с какой-то невероятной мощностью. Стоит захватить. В нормальных условиях я предпочту пистолет, хоть и травматик. Все же расстояние для шокера нужно небольшое. А здесь… я, конечно, не дух огня, но облегченный вариант молнии вполне выдам. Обо всем этом я думал, уже засыпая.
***

Сон стал слабее. Я это чувствую. После страшной стычки возле озера, когда пища почему-то решила меня уничтожить, мне показалось, что оковы сна отпускают. Я начал чувствовать движение воздуха. Но так было не долго. Сон снова овладел мной. Я не хочу этот сон, я должен проснуться. Но сил нет, меня затягивает в водоворот сна, я погружаюсь все глубже. Я снова чувствую боль от проклятой пелены, которой меня хотело окутать пища. Мне опять холодно. Очень хочется есть.
Но пока нужно просто лежать. Он, тот кто командует во сне, говорит, чтобы я лежал. Здесь, где я прячусь от злой еды, хорошо, темно. Темнота укрывает и спасает. Или нет? Я уже перестал понимать, где в этом сне кончаются мои мысли и начинаются мысли того, кто приказывает мне.  Я не хочу ему подчиняться.
Кто он такой, чтобы мне приказывать? Кто он? И кто я такой? Но, если я пытаюсь даже подумать об этом, он больно жжет меня. Когда же кончится этот проклятый сон? Скоро сядет это проклятое холодное солнце, и я пойду искать еду. Очень нужно найти еду, которая согревает и успокаивает. Меня или его успокаивает еда? Почему она так больно кусает?
Вот, наконец солнце стало клониться к закату. Я выхожу из моего убежища на берегу озера. Я чую запах еды неподалеку. Иду к этому запаху, лечу к нему. Сейчас еда согреет и успокоит меня.

Глава 7.
Лицом к лицу

В это трудно поверить, но свои пять, а то и шесть часов я продрых без задних ног. И проснулся я не потому, что меня кто-то будил, а просто потому, что выспался. Блин, уже забытое ощущение. Вставалось легко, как-то даже пружинисто. Так встают люди до тридцати годочков. В моем возрасте встают неторопливо, избегая излишне резких движений. Солнце уже повернулось на Запад, но до заката время еще оставалось. Самое оно.
Еще раз встал под душ: холодная водичка, а теперь горячая – благодать. Оделся и уже второй раз за сегодня спустился вниз. Троица продолжала сидеть за столом. Правда, теперь перед ними лежала карта. Скорее всего, окрестности озера. Все трое что-то показывали на ней пальцами, достаточно громко разговаривали, спорили. Может быть, мне тоже поспорить? Спорят же люди с телевизором, а я с безопасниками поспорю. Ну, или хотя бы узнаю, о чем речь идет. Подошел поближе.
- Привет честной компании, шаман не показывался? – приподнял я воображаемую шляпу.
- Привет. Пока нет. Думаем, где вероятнее всего найти монстра?
- Честно говоря, я так мало знаю об этом господине, что просто не имею оснований для предположения.
- В том-то и беда, что мы тоже. Строим воздушные замки на песчаной основе. Тут проще всего констатировать, что наше чудо может быть где угодно – грустно подытожил Борис.
Пока мы дружно грустили по этому поводу, решив, что все же реальнее искать его вблизи озера, а не возле оцепления, на лестнице показался Девжак. Борис поднялся к нему навстречу, приглашая за стол.
- Уважаемый Девжак Хайтанинович! – начал он, игнорируя ухмылку шамана при таком к себе обращении, - У нас возник вопрос и, возможно, предложение.
- Какое, уважаемый…?
- Борис Викторович
- Уважаемый Борис Викторович.
- Можно заменить моего друга, Андрея – он кивнул на меня – Кем-то из сотрудников центра обеспечения правопорядка?
Я удивленно посмотрел на друга. Что это он взялся так официально? Видимо, просто смущается непривычного коллегу.
- Друзья, - внес я свою лепту в беседу – А может быть попробуем без отчеств? Оно бывает быстрее и функциональнее.
Девжак улыбнулся.
- Конечно, Андрей.
Облегченно вздохнул и Борис.
- Хорошо. Вопрос: могу я пойти вместо Андрея?
- Ответ: нет. – в тон ему отозвался шаман.
- Почему?
Шаман полез за пазуху, доставая тряпицу. Развернул ее и положил на стол стрелу Агды.
- Скажи Борис, что ты видишь?
- Камень.
- А внутри камня?
- Откуда я знаю. Чтобы узнать, что у него внутри, нужно его расколоть.
- Вот и ответ. Это и есть застывшая молния, которая может поразить и изгнать духа. Чтобы разбудить ее, ее нужно видеть. Андрей видит, а ты нет. 
Борис выдал серию слов, которых он обычно не употреблял. Шибанул кулаком по столу.
- Хорошо. Пойдем втроем – Андрей, ты и я. Только куда?
Шаман погрустнел.
- Это было бы хорошо. Но так не выйдет. Меня бусиэ почует сразу. Если бы не это, я бы сам пошел его искать.
- А я? – спросил Борис.
- Ты будешь просто слабой пищей для злого духа. У тебя нет на него оружия. Значит, Андрей должен не только следить за лесом, но и охранять тебя. Ты ему только хуже сделаешь.
- Но не можем же мы отправить его одного!
- Должны – сказал шаман.
- Должны – вставая, подтвердил я – Пойду собираться.
- Подожди. – остановил меня шаман – Я не могу пойти с тобой, но попробую указать, куда идти. Выйдем мы вместе.
- Не вопрос. – козырнул я. В моменты, когда моей заднице что-то реальное угрожает, меня неудержимо тянет на гаерство и клоунаду. Наверное, это нервное. Ну, не руки же мне заламывать в стиле: ах, зачем я не лужайка!
Поднялся в комнату, разложил свой гардероб. Что возьмем на свидание? Ну, обуюсь-ка я в берцы. Удобно, можно бегать, можно бить. Так, а одежда? Вот, наверное, эти штаники армейские возьмем, робу с кармашками. Тоже пригодится. Оделся, сложил, точнее, запихал оставшиеся шмотки в сумку. Решил на минутку прилечь. Попробовал опять быстро войти в контакт с миром духов. Вышло почти мгновенно. Вот уже вьются, родимые, вокруг. Все, хватит, пора идти.
Спустился вниз. Шаман уже был там, застывшую молнию он держал в руках.
- Возьми. – протянул он мне булыжник – И тряпицу возьми. Иначе черный дух ее учует раньше времени.
Прошли к моей машине. Я долго рылся в багажнике, пока не нашел мощный армейский шокер, купленный на какой-то выставке, собственноручно доработанный в мастерской. Шокер был похож на обычный фонарик, только передняя часть немного отличалась. Заряда там должно быть довольно. Перед выездом подзаряжал. Ну, все. Можно идти.
За те пару дней, что мирное озеро превратилось в угрозу для всего Приамурья, наш кемпинг тоже изрядно изменился. Кроме нашей небольшой компании – шаман, я и Боря с безопасниками – здесь была чуть не рота военных. Часть из них и сейчас, когда ночь еще не наступила, охраняла внешний периметр. На ограде были установлены прожектора, не оставляющие ни одного темного уголка в округе. Мощно развернулись.
Мы вышли за ограду под жалостливым взглядом часового. Парнишка считает нас смертниками. Посмотрим.
Подойдя к кромке леса, шаман остановился. Дальше мне нельзя. Остановись пока здесь и жди. Я человек разумный и послушный. Сказали стоять, стою. Сам же шаман достал из заплечного мешка свой небольшой совсем не парадный бубен. Сам мешок отставил в сторону.
Девжак закрыл глаза и начал медленно вращаться, медленно выстукивая какой-то только ему слышный ритм. Постепенно удары становились все быстрее, а вращение все стремительнее. Так продолжалось минут пять или немного больше. Наконец, достигнув пика, шаман упал на землю. Секунд тридцать он лежал не шевелясь, словно прислушиваясь к чему-то. Наконец, вдохнул, встал и уже вполне спокойным голосом обратился ко мне.
- Совсем точно определить место, где находится зло, я не смог. Здесь слишком взбудоражен фон. Слишком много темной силы. Но я чувствую, что он возле озера, в той стороне. Там есть какой-то провал, как пещера в горе на берегу. Там он сейчас сидит, но скоро выйдет на охоту. Он очень голоден. Ты готов?
- Всегда готов!
- Ну, давай обнимемся, мой видящий русский брат!
Мы обнялись без каких-то приколов. Просто сейчас нас двое, готовых встать за свой мир. Точнее, не так. Готовы-то многие. Но мы можем победить.
- Ну, пока. До встречи! – попрощался я, и пошел в указанном Девжаком направлении.
Идти было изрядно. Я торопился, ведь, если эта дрянь куда-то улизнет, искать ее придется долго. А судя по тому, что говорил мой старик-дух, он с каждым днем становится сильнее. Сейчас он ослаб в схватке с шаманом.
Вот это и есть наш шанс. Получится ли этим воспользоваться? Посмотрим. В этом направлении почему-то не построили ни гостиниц, ни домов отдыха. Лес был густой и не ухоженный. По мере того, как я двигался к озеру, становилось все темнее. Еще не ночь, но уже поздний вечер.
Становилось свежо и… несколько страшновато. Я достал стрелу Агды в маскировочной тряпице и шокер. Стрела – все же штука мне не очень знакомая. Вот шокер – вещь понятная и знакомая. Ох, как не хочется мне топать к берегу. Боюсь? А вы как думали? Я весь из себя рыцарь без страха и упрека? Ни один раз. Очень мне страшно. Совсем не хочется стать третьим безглазым трупом с выкачанной кровью.
По мере приближения к цели моего похода волнение возрастало. И не только у меня. Исчезли птицы, лес будто застыл. Исчезли обычные лесные звуки. Я будто входил в какое-то застывшее, замедлившееся пространство. Вот уже озеро видно, а по середине его остров Ядасен. Какой-то недобрый остров.
Чуйка обострилась до предела. Я просто кожей ощущал, что бусиэ где-то совсем рядом. Теперь он мимо меня не пройдет. Я же пища, вкусная пища. Только дудки ты меня попробуешь. Зубы обломаешь, гадина. Я прислонился спиной к дереву, чтобы обезопасить себя от нападения сзади, и стал ждать. Ну, где ты, сволочь? Выходи, дай себя поджарить!
Вдруг за стволом что-то скрипнуло. И в тот же миг тонкая подростковая рука с невероятной силой схватила меня за шею. Когти уже царапали кожу. Я почувствовал, как по коже побежала струйка крови. Попробовал войти в мир духов. Бесполезняк. Меня начала бить паника, а рука все сжимала шею. Было больно, воздуха не хватало. На каких-то непонятных рефлексах я приложил к руке монстра шокер и нажал на кнопку. Искра была изрядная. Рука исчезла, а я успел отскочить и обернуться.
Вот он, красавец, отворотясь не насмотришься. Изо рта мальчишки полезли клыки, когти вытянулись, приобрели металлический блеск, черные провал глаз. Но я уже пришел в себя. Как учил шаман, отвлекся от всего и вся, вошел в мир духов. Стрела Агды засветилась огнем.
Я глянул на бусиэ и обалдел. Сквозь тело белобрысого паренька в смешных очках проступала совсем иная фигура. Это его клыки и когти. Но, если отвлечься от них, то кого-то он мне напоминает? Что-то уже виденное в одной из моих жизней.
Но сейчас мне некогда было копаться в воспоминаниях. Еще миг и эта тварь бросится на меня или сбежит. И не знаю, что хуже. Я собрал все, что у меня еще оставалось от воли и «толкнул» огонь в направлении бусиэ. Сверкнуло так, что у меня отказало зрение, а от грохота заложило уши. Через миг, когда я стал видеть, от парня отделилась тень и с жутким воем понеслась над водой озера в направлении острова Ядасен становясь все более светлой, словно рассеиваясь на лету.
Что-то часто эта куча вулканических камней стала всплывать в связи с бусиэ. Налетевший ветер словно сдернул сонную простыню с леса, с озера. Зашуршали волны, зашелестели кроны деревьев. Миг, и мир стал первозданным, как в тот день, когда мы только приехали на отдых, еще полные самых сладких предчувствий.
Вдруг рядом с собой я услышал стон и сдавленные рыдания. Невысокий, тонкий паренек, который еще недавно воспринимался, как страшный монстр, безо всяких клыков и когтей, сидел у дерева и рыдал, временами начиная смеяться.
- Я проснулся, я смог проснуться! – без конца повторял он.
Я подошел к нему, поднял на руки. Парень был тяжеловат для меня, но не факт, что сам он пойдет.
- Я проснулся! Я смог проснуться! – не прекращал он свою песню.
- Все, Вальтер! Ты проснулся! Прекрати! – не выдержал я.
Он замолчал, удивленно и испугано глядя на меня. Глаза у него теперь были совсем не черными провалами, а вполне себе человеческими. Правда, цвета в темноте было не разобрать. В них читалось стремление что-то понять, отчаяние от того, что понять ничего не получается.
Шагов через полста я скис окончательно. Посадил его на землю, сам сел рядом. Так мы и сидели с ним рядышком, когда нас, наконец, нашли Девжак с Борисом. Парень спал. Растормошить его оказалось очень не просто. Но шаман сказал, что лучше его не трогать. Сейчас из него выходят остатки тьмы. Борис обработал мне порезы на шее.
К счастью, порвать сонную артерию бусиэ не успел. А немножко крови потерял – это  ничего. Потерпим. Как говорил в годы юности наш тренер – это дурная кровь. Раз дал возможность себе рожу расквасить, то ты дурак. Значит, и кровь у тебя дурная. Пусть выходит.
Мы кое-как соорудили носилки, Борис по рации вызвал солдат. Уже через двадцать минут прибыли ребята в форме, лихо подняли паренька на носилках и понесли к кемпингу. Мы пошли своим ходом. Хотя, скажу откровенно, я был бы не против сейчас с пареньком поменяться. Только теперь, когда пошел отходняк, мне стало страшно. Перед глазами всплывали то когти на руке, терзающей мою глотку, то бегущий ко мне белобрысый парень, с выползающими изо рта клыками.
Словом, меня стала бить форменная истерика. Меня колотила дрожь, я принимался то хохотать, то икать. Наконец, Борис просто вынул фляжку с крепчайшим виски и дал мне отхлебнуть. Я впился в горлышко губами и начал хлебать. С каждым глотком истерика отступала, приходило сознание, что я, кажется, в очередной раз оставил смерть с носом. Все, если и не кончилось, то передышка у меня точно есть. 
К кемпингу я подходил уже пьяный в зюзю. Причем, ни одна падла меня не осуждала. Посмотрел бы я на этого осуждателя. Я же, блин, герой. Ну, в каком-то отношении. Скажем, в профиль.
Мальчика положили в отдельную комнату. Рядом с ним тут же организовались какие-то эскулапы. И это правильно. Он все еще спал. Я взглянул на него еще раз. Пацан как пацан.  Как же его так угораздило. Впрочем, могло угораздить и кого угодно другого.
Меня, едва переставляющего ноги, мозги, кстати, работали, вот ноги нет, доперли до моего номера Девжак и Борис. Свалили на постель и бросили меня совсем одного. Гады. Ладно, я просплюсь и им все это припомню, как героями бросаться. Пока просто посплю.

*** 

Когда все рассосалось. Девжак и Борис, наконец, уселись за столик. Ожидание результата схватки Андрея с монстром, метание по лесу в поисках его или хотя бы его останков после того, как вспыхнула молния и прокатился гром – все это разрушило последние следы официоза и холодности между ними. Теперь за столом сидели, если не друзья, то соратники, потягивая уже не виски, его вылакал Андрей, но банальную водку, закусывая армейскими солеными огурцами.
- Как думаешь, – спросил Борис, чокнувшись с шаманом – Можно снимать периметр?
- Внутренний, вокруг кемпинга, конечно, можно. А вот внешний периметр я бы не торопился.
- Почему? – уточнил Борис, наливая новую. Алкоголь с напряжения и усталости не брал совсем.
- Мы еще не слышали рассказ Андрея, не знаем результата.
- Но ведь и Андрей жив, и паренек это, как его, Вальтер, целехонек.
- Так-то оно так. Но каждый нанаец, тем более, каждый шаман знает, что молния может полностью уничтожить бусиэ. Тогда на его месте остается «громовой камень». Вы его называете метеорит. Но возможно, что злой дух изгнан, повержен, но не уничтожен. Уж прости, но твой друг – не великий дух Агды. Тогда он, злой дух, просто будет привязан на какое-то время к тем останкам, из которых он некогда появился. Потом все начнется снова.
- И сколько времени у нас есть?
- Не знаю. Думаю, от нескольких месяцев до нескольких лет.
- А как этого друга можно укокошить окончательно? Ведь можно?
- Да. Это тоже любой шаман знает. Надо найти и сжечь его останки.
- А где они?
- Не знаю. Где-то на озере или вокруг него. Только это тоже совсем не просто. Возле своего тела он может быть силен. Он же смог разрушить печать.
- Какую печать?
- Вы все, как дети. Живете на земле, а ничего про нее не знаете.
- Ты давай, без наездов. Знаешь – расскажи.
- Давай – согласился Девжак, знаком показывая, что можно и обновить.
- Тогда рассказывай – Борис опять налил.
- Это очень древний дух. Если бы не было печати, то здесь бы уже не осталось ни одного живого человека. Он начал бы истреблять всех, как только набрал бы силу. Ведь его все время терзает голод. Голод, холод и ненависть ко всем живым – это его главные чувства. Вот он и жрал бы все, что чего смог бы дотянуться. А, может быть, какой-то герой или дух его бы уничтожил. А раз есть древний, сильный и злой, который появился вдруг, значит, он смог разрушить печать, которая его держала. Кто-то сильный эту печать наложил, а кто-то глупый или невнимательный ее снял. Понимаешь?
- Понимаю. – отвечал безопасник, поднимая рюмку.
- Вот об этом завтра и будем думать. Крепко думать. Только нужно расспросить Андрея. Ну, тогда, когда он проспится. Он, кажется, крепко выпил.
- Мы с тобой тоже. – усмехнулся Борис, поднимая пустую бутылку – Чтобы нам расспрашивать, надо и самим быть трезвыми.
- Ты опять не понимаешь. Шаман должен быть всегда, как бы, пьян. Тогда ему легче войти в мир духов.
- Тогда сам входи – вдруг обиделся Борис – А я спать. Только рябят с внутреннего периметра распущу.
- И пойду – сказал шаман, засыпая за столом.

Глава 8.
А точка усмехнулась, и стала запятой.

Утром, как ни странно, я встал бодрым и вполне отдохнувшим. Дождался сколько-нибудь приличных девяти часов, и набрал Люду. Соскучился я, однако. Хорошо все же, что есть мобильники. В прошлой жизни Люде столько раз приходилось ждать пока вернется отряд, чтобы хотя бы узнать, что ее родные – муж и сын – живы, что мне до сих пор стыдно перед ней. А хорошо было бы: сходил в поход на Нингуту – маньчжурскую крепость или заманил маньчжуров в ловушку на Амуре, и сразу позвонил жене – не волнуйся, родная, все живы, возвращаемся.
Вот и сейчас я звонил именно с этой целью. Правда, про возвращаемся я не уверен. Шаман говорил, что бусиэ должен в камень превратиться, а этот гад куда-то на озеро удрал. Ничего, прорвемся! С Людой заболтались неожиданно долго. Я не любитель и не мастер говорить по телефону. Предпочитаю личное общение или письмо. Что поделать, мы – древние люди – такие.
Но тут, как прорвало. Уже рассказав друг другу все, что можно рассказать, мы минут пять убеждали друг друга, как мы друг друга же любим, пока в дверь не постучал Борис. В самом деле, пора и честь знать. Люди работают, а я телефонной личной жизнью занимаюсь. Не порядок. Быстро и немножко неуклюже попрощавшись с Людой, открыл дверь.
- Готов? – без предисловий спросил он.
- Всегда готов! – ответил я приветствием из прошлой жизни.
- Тогда пошли работу работать.
Друг выглядел похуже меня. Видимо, тоже вчера стресс снимал. А что? Имеет право. Мы же человеки, соответственно, нам оно не чуждо. В смысле, человеческое.
Спустились вниз. В холле уже собрались все безопасники. И даже Девжак, опухший и понурый, сидел, уронив голову на руки. Похоже, что ждали только меня. Блин, неудобно вышло. Ну, да ладно. Я же этот… типа, герой. Но начал разговор не я, а Борис.
- Так, друзья! У нас появилась небольшая передышка, когда не нужно каждую ночь ждать, где вынырнет очередной труп. Поэтому я уже снял охрану с нашей базы, в смысле, кемпинга. Отправлены в казармы часть солдат. Но полностью снимать охранение с района пока рановато. Любопытных всегда хватает. Мы приняли меры, чтобы пока все наши события в печать не просочились. Но это не значит, что шум не начнется, а, может быть, уже начался.
- Почему? – уточнил Дмитрий – Есть утечка?
- А ты как думал? – вызверился отчего-то на него Борис – Среди тех, кого мы с озера отселяли, ни одного блогера не было? Еще как было. Небось уже ни один десяток постов в соцсетях висят. Потому и нужны блокпосты, чтобы особо любопытных назад возвращать.
- Так ведь монстр уничтожен. – неуверенно спросил Сергей, почему-то глядя при этом на меня.
- Тут наш главный консультант – Борис кивнул на Девжака, начинающего уже похрапывать, - в этом совсем не уверен.
Я толкнул в бок шамана.
- Я не сплю – отреагировал тот – И, все слышу. Пусть этот длинноносый Андрей меня не толкает.
Я толкнул его еще раз. За длинноносого. Девжак окончательно проснулся.
- Да. Совсем не уверен. Андрей, конечно, молодец. Но дух очень сильный и древний. Обычный бусиэ никогда не сможет так взбаламутить мир вокруг озера, чтобы даже сильные духи не могли сюда подойти.
- Но его же, как это у вас, изгнали из тела парнишки? – уточнил Сергей.
- Изгнали. И сильно ранили, если говорить в людских понятиях, но не убили.
- Ишь, ты! «В понятиях» - удивился Дмитрий.
- А ты что думаешь, я совсем дремучий – обиделся шаман – Я в молодости университет окончил. Отец меня сам отправил.
Народ уставился на шамана. Круто! Шаман с высшим образованием. Типа, академия магии, высшая ступень.
- Ты там что, шаманить учился? – не выдержал я.
- С ума спрыгнул? – возразил Девжак – Я там культурологию изучал и историю мировых религий. Даже диплом писал по особенностям современного сунизма.
- Так, прекратили треп на посторонние темы – вернул нас к реальности Борис.
- Ну, я и говорю, чудовище, если бы его изгонял сам великий дух Агды, превратилось бы в камень. Было такое, Андрей.
- Не было – честно ответил я.
- А что было?
- Ну, я его сначала шокером вдарил. Слишком неожиданно он появился. Я не успел войти в транс.
- Хорошая мысль. – поддержал Борис – Рукотворная молния.
- Это, кстати, девочки посоветовали. В смысле, Люда с Ларисой.
- Ты не отвлекайся.
- Я и не отвлекаюсь. Я вдарил. Только ему просто больно было. Он отскочил от меня. Тут я в транс и вошел. Увидел это, как Девжак говорит, пламя в камне. Вот и толкнул его в духа.
- Как толкнул?
- А я знаю? Толкнул, как вышло. Пожелал, чтобы оно в этого гада вдарило.
- Вдарило?
- Сам, небось, видел. Громыхнуло во всю Ивановскую.
- А дух что?
- Дух стал выходить из парня. Заорал так, что аж уши заложило. И погнал над озером, а потом как растворился в воздухе.
- И что?
- Все. Потом я попытался парня нести. Сам он совсем не шел. Только у меня тоже сил было с гулькин хвост. Вот мы и уселись под кусточком. Там вы нас и нашли.
- Девжак, а ты что скажешь?
- Тут такое дело – начал шаман – Когда бусиэ наносят такую рану, он теряет силу. Его притягивает к тому месту, где лежат его останки. Там он отлеживается, восстанавливается и начинает охоту снова.
- И скоро? – спросил Сергей.
- Не знаю. Может быть, что скоро. Тут не угадаешь. Я вечером попробую у духов спросить. Точно они мне не скажут, но, по крайней мере, узнаю скоро или нет.
- Ладно. А нам-то что делать? – уточнил Борис.
- Как что? Искать останки. Андрей, ты куда стрелу Агды дел?
- В номере лежит. – ответил я.
- Вот и все. Ищите останки. Как найдете – спалите все, что найдете.
- Где их еще искать? – усмехнулся Сергей.
- Ну, тут ваше пространство. Андрей, куда полетел дух?
- Шут его знает. Куда-то на озеро. Может быть, на другой берег?
- Вот вам и место поиска – усмехнулся шаман – Озеро, остров и ближайший к нему берег.
- Так – своим обычным, деловым тоном подбил бабки Борис – Начинаем поиски.
- Подожди – остановил его я – А что искать? Костяшки? Кумирни? Что искать-то?
- Пока не знаю. Ищите все необычное. Припоминайте всякие такие штуки, которых здесь быть не должно, а они есть.
- Тут вот что стоит сделать. – вдруг сказал шаман – Печать сняли явно случайно. Посмотрите, какие были экспедиции в последнее время: археологи, ихтиологи, может быть, еще кто-то.
- Это мысль! – принял Борис – Сергей – ты и займись экспедициями. А остальные будут просто искать. Дмитрий, попробуй с егерями договориться. У них на необычное глаз наметан.
- Попробую.
- А я что делаю? – уточнил я.
- Отдыхаешь, вспоминаешь, за что еще можно зацепиться.
- Понял. Короче говоря, мавр сделал свое дело…
- Не болтай ерунды. Думай. У тебя это иногда получается.
Народ разбежался по делам. А я пошел думать на улицу. Кемпинг после того, как с него сняли охрану, стал больше походить сам на себя. Только вот палаток не хватало, тусующейся молодежи. Да и машины на стоянке, кроме наших с Борисом, были исключительно служебные. А все равно хорошо. Солнце уже стало. Озеро не близко, но видно немного, просвечивает краешком за деревьями. Свежо, бодро, как и должно быть летним утром.  Думать про поиск не хотелось совсем. Зато вспомнил про паренька, которого вчера вытащил. Пойду-ка навещу нашего бывшего монстра.
Парень лежал в комнате на первом этаже. Вид у него, конечно, был далек от цветущего. И так, от природы, худощавый, он был сейчас просто очень худым. Волосы свалялись, напоминая игрушечные, поролоновые волосы куклы. Голубые, почти прозрачные глаза смотрели испугано и насторожено.
- Ну, привет, страдалец – протянул я ему руку, подходя к кровати. Сидевшая рядом медицинская сестра неодобрительно посмотрела на меня, но ничего не сказала.
- Здравствуйте! – почти прошептал паренек.
- Как он? – спросил я медицинскую сестру, отойдя с ней от постели больного.
- Состояние стабильное. Угрозы для жизни нет. Психика постепенно восстанавливается. Истощение только очень сильное. Вот, колем ему всякие витамины, глюкозу. Через пару дней должен оклематься.
- А можно с ним тет-а-тет пообщаться?
- Ну, - она с сомнением посмотрела на меня, потом на парня – Ладно, только не долго.
- Хорошо.
- Пообщайтесь, я пока за лекарствами схожу.
Я подсел к кровати. Парень все также насторожено смотрел на меня. Потом проговорил.
- Я преступник?
- С чего ты взял.
- Ну, по моей вине погибло два человека. Мне вчера рассказали.
- Не знаю, какой придурок тебе такое сказал. Ты жертва чудовищного преступления. И сейчас очень важно, чтобы ты попробовал вспомнить все, что чувствовал тогда, когда тобой управлял монстр. Ты что-то помнишь?
- Очень смутно. Я будто заснул тогда, возле озера. Все время спал и видел кошмарный сон. Ну, знаете, бывает такое, понимаешь, что сон, а проснуться не можешь.
- А что-то чувствовал?
- Не знаю. Все время было холодно и больно. Только я не могу понять, это мои чувства или того, кто во мне сидел. Там все как-то перепутано было. Он или я – мы все время были голодны. Он почти все время охотился.
- А где ты бывал? Ты помнишь места?
- Не уверен. Я все время был во сне.
- Ну, может быть, какие-то, пусть не четкие воспоминания. Это важно. Монстр не погиб. Он сбежал. И если мы не найдем его, то все может начаться заново. Ты же не хочешь, чтобы еще кто-то пережил то, что довелось тебе.
Парень задумался. Он забавно морщил нос, тер дужку очков. Было видно, что он старается, но ничего путного не выходит.
- Я не уверен, что это мне не показалось. Говорю же, там все время было, как будто в кошмарном сне.
- Говори! – подбодрил я его.
- Мне казалось, что несколько раз я шел, или меня вели, по какому-то проходу под землей. А потом… даже не знаю. Там был зал. Не очень большой   темный. Там точно не было окон. Наверное, он тоже под землей. Там, ну, вроде бы похоже на могильник. Я… нет, скорее, он там становился сильнее.
- А где вход в этот коридор или проход?
- Не помню. Я и в том, что он был, не уверен. Но, если он был, то где-то возле озера. Там постоянно вода была видна, а потом темный проход.
- Хорошо. Спасибо! Ты уже помог. Набирайся сил.
- А можно пойти с вами, когда будете ловить это чудовище?
- Поглядим на твое поведение. – хмыкнул я. Вот, блин, молодость. Считай, чудом живым остался, а сразу в новые приключения. Небось, хочется потом перед девушкой покрасоваться. Как там ее? Таня, кажется.
Я взъерошил на прощание волосы на голове парня, пожелал ему здоровья и свалил думать дальше. Все же думать лучше одному. Пошел в свой номер. Сел за стол и начал. Как начал, так и закончил. Мысли, гады, по приказу являться не захотели. Наоборот, прыгали во все стороны, как белки. Они были о Люде, о новом Приамурье, которое такое классное. Думал я про дела в мастерских. Про то, что надо будет смотаться в Харбин на выставку, посмотреть на новую продукцию, подумать, как совершенствовать собственную. Вот только про расследование голова думать не хотела.
Так. Мы пойдем другим путем, как говорил один не известный в этом мире классик. Давай формулировать то, что нам известно. Итак, бусиэ находится сейчас возле своего праха. Он древний дух. То есть грохнули дяденьку (или тетеньку, но, думаю, что дяденьку) довольно давно. Во время наших сражений появиться он не должен. Местные народы здесь фишку секли только так. Видимо, научены были горьким опытом. После битвы всех павших обязательно хоронили со всеми их обрядами. Кстати, опыт у них был. Значит, что-то было прежде.
И какие у нас здесь были войны? Да, вроде бы особых войн и не было. Жили дючеры, которые амурские чжурчжени… Вот оно, чжурчжени. А это уже империя. Империи воевать сильно любят. Кстати, или не кстати, тот урод, что стал проступать сквозь тело Вальтера, когда я его шокером огрел, был похож именно на дючера или маньчжура. По сути, и те, и эти потомки чжурчжэней. Они, маньчжуры, и свою империю назвали в честь старой империи чжурчжэней.
Что я знаю про империю чжурчжэней? Блин, как Сократ – почти ничего. Помню только, что сама империя была намного южнее. То есть, изначально они жили как раз в Приамурье и Приморье. Там до сих пор откапывают их городища с валами, рвами, сложной системой стен. Подчинялись они империи Ляо, созданной киданями в восточной части Великой степи от казахских степей до Приморья и Северной части Китая. В какой-то момент чжурчжэни восстали и в союзе с китайской империей Сун грохнули бывшего сюзерена.
Что было с ними дальше, я помню не очень. Больше ста лет они доминировали во всей Восточной Азии. Империя их называлась Цзинь (Золотая). Помню фразу из учебника, которую приписывают первому чжурчжэньскому императору: «Железо (Ляо) крепко, но ржавеет и крошится. А золото (Цзинь) не ржавеет».
Разгромил их «потрясатель вселенной» Чингисхан, который поначалу был союзником и даже данником империи, а его сын Угэдей завершил разгром. Причем, все это было совсем не здесь. Южная столица чжурчжэней, город Кайфын стоял где-то на реке Хуанхэ. Северная столица в районе современного Пекина. Местных же людей, которые жили на Амуре, они называли «дикие чжурчжэни».
Выходит, что они здесь не при чем. Жалко. Хотя, постой, может быть меня, как обычно, подводит полузнание. Ну, в смысле, когда человек прочитал учебник и решил, что познакомился с исторической наукой. А давай покопаемся в писаниях историков. Вдруг что-то интересное найду.
Зачем я взял с собой нотбук на рыбалку? Очень просто – совсем даже не работать, а киношки смотреть. Уж очень мы любили с Людой вечерком устроиться на удобном диване и посмотреть фильм-другой. Она любили философские фильмы, с подтекстом и символами, мне больше нравились комедии без смысла и символов. Но занятие это нравилось обоим. Сейчас же я решил использовать нотбук в качестве справочника.
Включил телефон на раздачу сети и понеслась. Сначала справочники. Чем они хороши, там есть ссылки на статьи и книги. А в тех опять же ссылки на еще более специальные книги. Когда-то, в позапрошлой жизни мне довелось закончить истфак. Не то, чтобы это обстоятельство сделало меня намного умнее, но хотя бы научило искать материал. Конечно, если есть настроение его искать.  Почитал вообще о чжурчжэнях. Интересно, но не в тему. К нашему монстру оно явно отношения не имеет. Все же основная их история располагалась намного южнее. Если мне что-то светит, то только в период чжурчжэньской катастрофы, когда после года осады уже пала их южная столица Кайфын, а император бежал в Цайчжоу, объявив его новой столицей.
Чжурчжэни были сильными воинами. По существу, Чингисхану просто повезло, что к началу его противостояния с империей, все силы последней увязли в войне с их бывшей союзницей – империей Сун. Даже разгромленные монголами, преданные всеми союзниками, они сражались до последнего. На стенах гибнущей столицы вместе с мужчинами стояли их жены и дочери. Дважды чжурчжэни разбивали монгольский корпус, направленный на покорение столицы. Но силы были уже слишком не равны. На помощь монголам подошли войска империи Сун. Последняя столица гибнущей империи пала, император покончил с собой, завещав верному слуге сжечь труп, что и было проделано.
Странно это. Я ведь хорошо помню местную легенду, что где-то здесь, на Амуре была последняя битва. Конечно, это может быть просто местной сказкой. Типа, приобщимся, господа, к мировой истории. Ладно, давай еще поищу. Перебрал работы классиков. Не скажу, что прочитал, но пробежался и по нашим классикам, и по китайским. Понятно, что у них империя Цзинь – кровавая диктатура, терзающая сверхтерпеливый китайский народ. Но, думаю, здесь наложились события, связанные с маньчжурской империей. Восстание тайпинов, по сравнению с которыми наша гражданская война детская игра в казаки-разбойники, возникло не на пустом месте. Маньчжуры тогда низвели китайцев до положения рабов, недолюдей. Хотя, практика чжурчжэней совершать походы на территорию будущей Монголии, Прибайкалья и Забайкалья с целью «регулировать мужское население», то есть вырезать в племенах воинов, которые могут стать опасными, тоже была не особенно гуманной и в те годы. Шли же даже не на врагов, а просто на племена. На всякий случай. 
Ладно, пусть об этом специалисты судят. Вот про то, что мне надо, не нашлось ничего. То есть, что-то было. Писалось, что «дикие чжурчжэни» поддерживали тесные отношения с империей, но дань платить отказывались. Писали историки и о том, что на помощь гибнущей столице из Приамурья и Приморья были отправлены отряды воинов.
Я уже решил бросить эти поиски и поговорить с шаманом на предмет каких-нибудь подсказок, когда наткнулся на работу местных историков. И она была как раз про эти места. Статья была длинная, с кучей ненужных мне подробностей и ссылок. Как я люблю дорогих ученых, которые считают возможным писать ногами.
Суть же ее, если коротко, сводилась к тому, что войско «диких чжурчжэней» не просто добралось до последней столицы империи, но активно участвовало в сражении. Именно они разбили монгольский корпус Тацира. Более того, они смогли вырваться из захваченного монголами города и (па-бам!) вывезти племянника последнего императора Вэньянь Чэнлиня, которому тот передавал власть.
Тогда понятен поход тридцатитысячного монгольского войска на Север. Это была погоня за возможным наследником поверженной империи, вокруг которого могут вновь собираться недовольные. Но дальше ничего не было. Смогли ли «дикие чжурчжени» спастись от погони? Смогли ли дойти до места? Науке это не известно.
Но, если предположить, что последняя битва состоялась где-то здесь, то все сходится. Этот самый Чэнлинь вполне мог покончить с собой, понимая, что вариантов больше нет. Это та самая «нехорошая смерть», которая способна породить бусиэ. Кто запечатал гробницу – монгольские шаманы или сами «дикие чжурчжэни», а, может быть, кто-то позже, нам уже не так важно. 
Итак, что мы получаем в сухом остатке? «Дикие чжурчжэни» вырываются из гибнущего города, вывозят принца, который, по сути, уже император, пытаясь добраться до родных мест. У них на хвосте висит монгольская погоня. Предположим, что добраться они смогли. Только заодно привели к себе домой степных волков. Причем тех едва ли не вдвое больше, чем могут выставить амурские чжурчжэни.
Мог в этих условиях молодой принц решить свести счеты с жизнью? Вполне. И где ему удобнее это сделать?  Наверное, в последней крепости-городище, которая, судя по легенде, была где-то здесь. Итак, ищем мы остатки чжурчжэньской крепости. Уже вполне себе конкретика. Пойду-ка я поделюсь открытиями, а точнее, гипотезами с друзьями. Кроме всего прочего, жрать уже изрядно хочется.