Бухара вчера, сегодня, завтра... 4

Голиб Саидов
День пятый


018



            Первым делом, мы поехали на квартиру Ганиджана, где я всякий раз останавливался, когда приезжал в Бухару. И хотя время уже было позднее, Заррина (дочь брата) накрыла стол, за которым мы выпили зелёного чаю. И не только...
           - Вот, папины вещи, которые я сохранила для Вас на память. - сказала она, раскладывая предо мною отдельные вещи из гардероба моего старшего брата .
           Откровенно говоря, я испытывал какие-то двойственные чувства: с одной стороны, вроде бы, как память о брате, а с другой... Чувствуя мои сомнения, племянница утвердительно заверила:
           - Всё нормально: вот, видите как на Вас сидит курточка! Он её очень любил... А вот шёлковый шарфик! А вот, джемпер... а вот...
           - Зарриночка, давай это оставим до завтра, хорошо? - постарался я мягко прервать эту тему. - время уже за полночь, глаза смыкаются с дороги...
           - Да-да, конечно. - спохватилась племянница и, указав на кровать брата - Я для Вас уже всё приготовила. застелила чистыми простынями и одеялами. Спокойной ночи!
           Странно, я был таким уставшим и так хотел спать, но... очутившись в кровати брата, никак не мог уснуть: всё кряхтел, переворачивался с боку на бок... даже не вытерпел и сходил на балкон, чтобы выкурить сигарету. И лишь после четырёх мне удалось заснуть на полчасика. И мне приснился брат.
           Мы бросаемся в жаркие объятия, слегка похлопывая друг друга. Брат, как всегда, широко улыбается. Вдруг он несколько отстраняет меня от себя и, как бы сосредоточенно разглядывая мою одежду, усмехается:
           - А зачем ты свитер мой на себя надел?
           И в этот момент я просыпаюсь. Смотрю на часы: время - 4-40. Встаю и иду умываться. К пяти должны подъехать Шухрат с сыном: мы договаривались поехать на кладбище и навестить ушедших родных. У бухарцев существует старое поверье: усопших следует навещать до рассвета, пока души умерших витают над могилами. С восходом же Солнца, они покидают свои места и рассеиваются, исчезают, испаряясь в пространстве...


025


          Жизнь коренных бухарцев строго регламентирована особым укладом, который неизменен с древнейших времён. И это в них не искоренить: так делали наши предки, наши родители, так делаем мы, и точно также будут поступать наши дети и внуки. Это уже сидит в крови. Так, всякий раз приезжая на родину, в первую очередь следует почтить память усопших. Это негласная обязанность. А уж затем, навестить близких родных. И из них, в первую очередь - самых старших. Я так и поступил, отправившись к дому своего дяди (брат матери). Интересно, но в русском языке нет особых различий между «дядьками»: одинаково и просто «дядей» можно назвать и родственника, и незнакомого вам прохожего. В Бухаре - всё по-другому. «Дядя» по матери называется «та;ои», а по отцу «амак». То же самое и в отношении «тёток»: тётя по матери (то есть, сестра мамы) - «хола», а по отцу (сёстры отца) - «амба».
          В моём случае, было немного иначе: я навестил жену моего дяди (по матери), которая приходится мне «янга-мулло». «Мулло» - это уважительная приставка, которая может быть применима ко всем без исключения. Так вот, моей тётушке в этом году исполнится 90 лет. С момента нашего последнего свидания (в 2019 г) она, конечно же, заметно сдала, но всё-же, держалась молодцом. Едва завидев меня, она заплакала от радости и, воздев руки к небу, дрожащим голосом обратилась ко Всевышнему:


026


           - О, за какие-такие заслуги, Ты оказал мне такую честь, увидеть своего дорогого племянника!
           Янгамулло - это единственная здравствующая из поколения наших родителей, дай ей Аллах здоровья и долгих лет! Она долго и настойчиво пыталась нас затащить вовнутрь дома, но мы с трудом уговорили её, посидеть во дворике, на свежем воздухе. Мар;уба (одна из дочерей тёти, моя двоюродная сестра) быстро поставила чайник и накрыла «поляну».
           - О, бичак! - не удержался я, завидев наши «чебуреки» со шпинатом и зеленью. - Ты их сама испекла?
           - Ну, конечно, сама! - рассмеялась сестричка, которая лишь на год младше меня. - Ешьте, угощайтесь!
           Вскоре на столе очутились конфеты, варенье, касушка с каймаком, свежие лепёшки и горячий зелёный чай. Каймак - это бухарская классика! Вот скажИте: ну, как тут можно удержаться?!


021


            Посидев положенное время в доме тёти, мы попрощались и двинулись в сторону большого базара, который расположен неподалёку от Арка - главной цитадели правителей Бухары. И первым делом, сразу же направились в сторону рядов молочников.


019


            Восточные базары расположены таким образом, чтобы определённые виды продуктов не пересекались и не смешивались между собой, а находились бы в строго отведённых для них местах или павильонах. Так, на «старом» базаре сохранилась пустошь, где когда-то торговали  исключительно рисом - «бозор-и бирин;». Здесь же, были построены специальные павильоны: в частности, для «молочников» (тех, кто торгует кислым молоком /«чакка»/, сыром и брынзой...)


https://youtu.be/kVAsAbxaqd8   молочники


             ... а также, для «мясников» - продавцы мелкого и крупного рогатого скота. Один из них мне даже с радостью попозировал, когда мой брат Шухрат, иронизируя надо мной, представил меня как «блогера». Кто же откажется от такой бесплатной рекламы?
            


https://youtu.be/RB5Thj_1jTU  мясники


              Единственное, о чём я пожалел - это то, что не заснял процесс рубки мяса. А надо вам сказать, именоваться настоящим мясником не каждому дано. Это тебе на на сердце оперировать: тут должен быть такой глазомер, сила, точность и ловкость, которому позавидует любой кардиохирург. Чтобы ни одной мелкой косточки ты не нашёл в результате разделки мяса.


023


             Когда на Востоке речь заходит о базарах, то естественным образом подразумевается раннее утро, поскольку жизнь на восточных базарах начинается ранним утром и заканчивается (в основном) уже к полудню, когда солнце, поднявшись высоко и набрав силу, начинает нещадно палить всех и вся. Помимо этой причины существует ещё и другая: на Востоке принято уважать известную поговорку: «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт». Вообще, почти все жители Средней Азии склонны относиться ко всякого рода лежебокам и любителям поспать если и не осуждающе, то во всяком случае неодобрительно. Я, к примеру, на всю жизнь усвоил бабушкины слова, которые она, в свою очередь, слышала от своих родителей: «Хоб - бародари марг» («Сон - брат смерти»).
            Я люблю бродить по восточному базару. Наверное, эта привычка мне досталась от отца. И чего только тут ни встретишь...


022


            Как и все бухарцы, отец любил основательно побродить по базару, прицениваясь и торгуясь с колхозниками, приезжающими в город для того, чтобы сбыть свой нехитрый товар. Сейчас уже почти невозможно встретить на рынке колхозника, торгующего плодами со своей бахчи или огорода: на всё уже давно наложена мохнатая лапа перекупщика. Бедного дехканина сразу ставят перед фактом: либо ты сдаешь свой товар оптом (почти за бесценок), либо - мы за тебя не отвечаем. Легко догадаться, что никакому простому труженику земли не придет в голову бороться с торговой мафией. Затем перекупщики нанимают своих людей для торговли и устанавливают на рынке единую цену. Ни о какой конкуренции речи быть не может. Хочешь - покупай, не хочешь - проваливай.
         Но я опять-таки повторюсь - мне повезло: я ещё застал тот настоящий живой восточный базар, которым и славится Восток. Отец имел обыкновение не раз обойти весь рынок, прежде чем совершить покупку. Меня это угнетало, на что папа мне постоянно повторял: «Как можно не уважать себя, совершая поспешные и необдуманные покупки? Необходимо присмотреться к ценам, прицениться, поторговаться». А поторговаться он любил.
         - Сколько-сколько?! - переспрашивал оторопевшего и сконфуженного дехканина отец, вскидывая вверх свои мохнатые брови. - Вот, в двух шагах от тебя, люди продают за десять копеек, а ты, набравшись наглости, просишь за свои червивые яблоки пятнадцать? Ты что, с неба свалился?
         Бедняга что-то лепетал в свое оправдание, но папа уже делал вид, что собирается покинуть его. Иногда этот приём срабатывал, и продавец, удерживая клиента за рукав, соглашался уступить свой товар по выгодной для отца цене. Я в такие моменты смущался и старался спрятаться за спину родителя...


024


          Даже грибы, и те можно встретить на бухарском базаре. И не какие-нибудь парниковые, а самые настоящие пустынные шампиньоны! За 30000 сумов (3 доллара) мы приобрели целый килограмм таких грибов. Я знаю, что Шухрат обожает грибы, а потому, как-нибудь на днях я приготовлю ему кабобчик с шампиньонами "по-питерски".


027


           Возвратившись домой, мы застали там немало народу: на Востоке существует распространённая поговорка, смысл которой сводится к тому, что даже 70-летний аксакал обязан навестить приехавшего в гости 7-летнего родственника. Поэтому нет ничего удивительного в том, что значительная часть бухарских родственников (отпросившись с работы), решила выразить ко мне своё уважение. Не обошлось, конечно же, без фото-сессии. Вначале я заснял семью Заррины (без второй дочери Тахмины, которая была ещё в школе)...


028



           А вскоре пришёл и Рустам (старший сын брата) со своей женой и младшеньким Мирсаидом. Здесь также, состав семьи неполный: отсутствуют старшие дочери - Фарангис и Сафия.
           Вообще, должен заметить, что перечисление всех моих многочисленных родственников заняло бы целую добрую страницу, к тому же, вряд-ли это интересно для стороннего читателя. Главное - все мои бухарские племянницы уже заранее согласовали между собой и наметили все те дни, когда я должен буду навестить их с ответным визитом. Естественно, дядю своего (то есть меня) они поставили перед фактом уже чуть ли не у самого порога.


029


          Понятное дело, что сопротивляться тут безнадёжно и мне ничего другого не оставалось, как привести себя в порядок и посетить парикмахерскую. Кстати, в Петербурге, перед отъездом, я тщетно пытался постричься, так как для этого следовало заранее созвониться и встать на очередь. В Бухаре же с этим нет никаких проблем. К тому же, в отличие от России, цены тут на порядок ниже. За 2 бакса из тебя могут слепить настоящего Аллена Делона или Жана Поля Бельмондо.
          Я попросил мастера, подравнять мне усы. Он понял эту просьбу на свой лад, в мгновение ока пройдясь под носом со своей машинкой с насадкой, обчекрыжив меня до неузнаваемости. "Ничего... - смирился я - всё равно отрастут". Странно, но домочадцам моим новая стрижка даже понравилась - "Дададжончик, Вы выглядите как какой-то писатель-эмигрант!" Я счёл это высказывание приятным комплиментом.