Винницкие байки. Месть киномеханика Жовтня

Сергей Кувалда
Эта история из уст в уста передавалась из поколения к поколению.
Через дорогу от винницкого центрального базара находился кинотеатр «Жовтень», «Октябрь» – по-русски.  Мой первый кинотеатр,  вожделенное место всех учеников моей, рядом расположенной школы, где, сбежав с уроков, можно было посмотреть приключения «Неуловимых», «Фантомаса» и многое другое из выходившего на советские экраны. Это сейчас, откинувшись в кресле перед монитором,  двумя-тремя кликами можно вернуться в воспоминания детства и юности, а тогда это было КИНО.
О, как многие из нас мечтали стать киномехаником, дабы не тратить 10 или 25 копеек на один фильм: бесплатно смотри хоть сотню раз, хоть две сотни.
Но, заходя  справа за кинотеатр, каждый из нас понимал: под будкой «царя кино» после каждого киносеанса свою малую нужду справляли многие, не успевшие добежать до бесплатного общественного места с четырьмя отверстиями в бетонном полу, на стене которого зияли две заветные буквы «М» и «Ж».  После выпитого перед киносеансом «Жигулёвского» не успевали добежать к «М», но возле «Ж» очереди никогда не наблюдал.
За много лет триумфа советского кино земля и стены под будкой киномеханика впитали в себя аммиак в таком количестве, что  при производстве аммиачных удобрений, его не надо было завозить с  месторождений необъятной советской родины.
Естественно, в столь неблагоприятной  экологической среде редкий опытный киномеханик противостоял вездесущему резкому запаху больше двух месяцев. А работа новых и неопытных сопровождалась частыми порывами киноплёнки и, соответственно, затягиванием киносеанса, накоплением мочевых пузырей и желанием побыстрее избавиться от внутренней влаги. Получался замкнутый круг.
На беду любителям пива и кино в начале 60-х годов директором «Жовтня» был принят на работу невзрачный дядька, отрекомендовавшийся киномехаником с немалым стажем работы. К сожалению, история не сохранила ни его имени, ни его фамилии, ни даже прозвища.  В первые же дни своей работы прямо под кинобудкой он соорудил оцинкованный жёлоб, нижняя часть которого уходила к выгребной яме вблизи туалета. Мало кто обратил внимание, что жёлоб установлен на изоляторах – деревянных стойках. И совсем никто не придал значения малозаметному изолированному проводу, тянущемуся от жёлоба  куда-то под землю. И уж совершенно никто не знал, что один конец этого провода находится в будке киномеханика и что второй конец заземлён. А оба конца подсоединены к ЛАТР-у  ( лабораторному автотрансформатору регулируемому), за  которым сидел киномеханик-новатор. Для несведущих в электрических делах поясню, что поворотом ручки ЛАТР-а можно регулировать напряжение от 10 до 220 вольт.
Дождавшись наплыва истосковавшихся по опорожнению мочевого пузыря пиво-киноманов, киномеханик крутанул ручку ЛАТР-а… Немного. Градусов на 50, не больше. Тех 70-80 вольт вполне хватило дабы приступившие к таинству мочеиспускания мужики отпрянули от жёлоба, частично оставляя остатки физиологической жидкости на собственных брюках. А некоторые и на брюках своих соседей по действу.
Началось замешательство и драка, пока какой-то электрик из униженных и оскорблённых не понял в чём причина того, что его по струе шандарахнуло электрическим током.
Киномеханик-новатор был выволочен из своего укрытия и избит. Били все – и пострадавшие и не успевшие ощутить на себе волшебное действие «электрофореза» по струе мочи. А она, как известно, является превосходным токопроводящим электролитом. Чуть живого киномеханика увезла скорая, драчунов забрала милиция, но и по прошествии многих лет,  и при отсутствии злополучного жёлоба никто не решался на отправление естественных надобностей под кинобудкой. Лично я - опасался.
Ну, не волшебная ли сила киноискусства?

Постскриптум. Уже лет двадцать как в Виннице снесён старый советский кинотеатр «Жовтень». На его месте  построен одноимённый торговый центр. Да только кто ещё через 20 лет вспомнит какое-то событие, связанное с новыми торгашами? А тот старый «Жовтень» помнят! 

На фото: Винница, 1950 годы, Кинотеатр "Жовтень"