Ранние портреты императора Александра I - часть 2

Владимир Варнек
1. В.Л. Боровиковский. «Портрет Александра I». 1802 – 1803.  Х.м. 58,5х40,5.  ГРМ [1].
2. Фрагмент  предыдущего  портрета.
3. В.Л. Боровиковский. «Портрет Александра I». 1802 – 1803.  Х.м. ? х ?.  Ставропольский  музей изобразительных искусств  [2].

Приступая ко второй части предыдущей миниатюры, планирую поговорить в ней об утерянном  портрете Александра I, выполненном Александром  Варнеком  в 1803 году, в котором выпускник  ИАХ, окончивший учебу в Академии с большой золотой медалью, был оставлен при ней пенсионером  до отбытия летом 1804 года в Италию.

Напомню, что в списке работ художника, опубликованном  в монографии В.С. Турчина, данный портрет идет под номером 43: «Портрет Александра I. Ок. 1803. Ракова, №5; Целищева. Упоминается: ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 1599, л. 9 об.;  д. 1638. Собрание: местонахождение неизвестно.  Примечание: портрет написан для конференц-залы Академии художеств» [3].

Вероятно, этот почетный заказ на портрет императора для конференц-залы ИАХ выпускник  получил  за успешное завершение учебы в Академии. Но трудно сказать, был ли это заказ на портрет-оригинал или же на копию с портрета работы известного художника?  С одной стороны, существовало  правило, что портреты  императорских особ выполняют лишь зрелые, опытные художники, а с другой стороны, Александр I  был всего лишь на пять лет старше художника. 

Сложность данного вопроса связана и с тем, что в это время  (1802-1803 гг.)  опытные художники (Боровиковский, Щукин и Кюгельхен) почти одновременно выполняли  свои первые портреты Александра I в полный рост, и не вполне понятно, кто из художников кого опережал. Не исключено, что это был С.С. Щукин, выполнивший два портрета, утерянных ныне.  При этом, один из них был написан для Императорского Эрмитажа и имел гигантские размеры (518,5х303,8 см) [4]. Но не буду заострять пока на этом внимания, и посмотрим, куда будет склоняться чаша весов. 

Чтобы понять, какой  портрет императора (поясной или во весь рост) было поручено написать Александру Варнеку,  я  с помощью интернета «побывал» в конференц-зале Российской академии художеств, который остался тем же, что и 200 лет тому назад, и понял, что «побывал» в нем не зря.  Конференц-зал  этот с двумя рядами сидений рассчитан на аудиторию порядка 120 человек, на стенах которой и сейчас висят старые портреты.  В их числе в экспозиции находятся  портрет президента ИАХ графа А.С. Строганова кисти Ж.Л. Монье, выполненный в 1804 году, и портрет президента ИАХ  А.Н. Оленина кисти А.Г. Варнека, выполненный ок. 1820 г.

Оба президента «сидят» в креслах, и, учитывая размеры аудитории, я понял, что Варнеку было поручено выполнить, скорее всего, поясной портрет, поскольку зал имеет скромные размеры, а изображать  императоров сидящими  в креслах,  было не принято.

Посмотрев на портреты сидящих в креслах президентов ИАХ, подумал, что портрет Александра I, выполненный А.Г. Варнеком, вполне мог находиться в конференц зале ИАХ вплоть  до 1917 года, ну а после этого года судьба его оказалась, скорее всего, печальной… 

Склоняюсь к тому, что Александр Варнек выполнил для конференц-залы ИАХ , скорее всего, копию портрета Александра I, и для начала попробовал «создать» подобный поясной портрет для оригинала, выполненного советником Академии с 1802 г. и одним из учителей Варнека , Боровиковским  Владимиром Лукичем (1757 – 1825).  Репродукция  созданного  им  портрета Александра I, находящегося  с 1908 года в собрании ГРМ,  приложена к настоящей миниатюре. 

Молодой император изображен на портрете в мундире лейб-гвардии Преображенского полка с орденами Св. Андрея Первозванного (звезда и лента) и Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский «крестик»  на левой половине груди рядом со звездой первого ордена). С 1803 г. он сложил с себя звание гроссмейстера ордена Св. Иоанна Иерусалимского и перестал носить «мальтийские» знаки. 

На портрете В.Л. Боровиковского 25-ти летний император в мундире покроя 1802 года стоит у окна, яркий свет которого  эффектно  освещает модель. Правой рукой он опирается на столешницу, а левая рука согласно моде тех лет отведена слегка в сторону. Позади у колонны художник изобразил бюст Екатерины II (бабушки Александра I).

Для получения представления о том, как бы мог выглядеть поясной портрет Александра I, скопированный с данного портрета,  такой «портрет» был вырезан с исходного портрета и также приложен к миниатюре (в центре композиции). 

После этого был осуществлен  поиск похожих портретов в интернете (их оказалось, по крайней мере, два), и более  подходящий из них (по мнению автора миниатюры)  приложен к миниатюре. Им оказался портрет из собрания Ставропольского  музея изобразительных искусств, который в музее приписывают кисти  Боровиковского  [2].

Этот же портрет в Хроносе-Всемирной истории в интернете -  назван работой В.Л. Боровиковского с оригинала знаменитой французской художницы Элизабет Виже-Лебрен. Так что быстро здесь не разберешься.  Во всяком случае, имя художника Варнека, как возможного автора данного портрета, нигде не встретилось. И, может быть, такую версию неплохо было бы проанализировать искусствоведам?

Еще одна гипотеза, которую хотелось бы здесь высказать, сводится к тому, что Александр  Варнек  ок. 1803 для конференц-залы  ИАХ выполнил копию портрета Александра I с оригинала немецкого художника Г.Ф. Кюгельгена  (1772 –1820).  Оригинал данного портрета находится в собрании ГРМ [5], но его легко "найти" и в интернете. Особенностью данного портрета во весь рост является то, что император изображен на нем в треуголке на голове.

Ну а доказательством, что именно с этого портрета Александр Варнек выполнил копию (поясной портрет императора), является то, что данная копия (без указания имени автора портрета) помещена в пятитомник «Русские портреты»  (в четвертый том), изданный под наблюдением Великого князя Николая Михайловича в 1908 году.  В пользу авторства Варнека  может говорить то, что в пятитомнике помещена целая группа «русских портретов», созданных художником.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Государственный Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (А-И). Альманах. Вып. XIX. СПб: Palace Editions, 2002, С. 69.
2. Купряшина Т.Б. Атрибуция портрета Александра первого. Муромский историко-художественный музей. (См. интернет).
3. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.
4. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин.1762 – 1828. М., Искусство.1979.– 264 с.
5. Государственный Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (К-Я). Альманах. Вып. 193. СПб: Palace Editions, 2007, С. 232, С. 234.

26 апреля 2021 г.