СУББОТА ЛАЗАРЯ СМЕРДЯЩЕГО
Сегодня мы отмечаем Лазареву субботу, день торжества вселенской славы Божьей, день давший название первому русскому лазарету, маленькой, подвижной больнице при воинской части. В России первые лазареты возникли в кампанию 1828 года на Балканах, когда наша армия понесла огромные потери, в том числе и от холеры. Возвращение людей из смерти к полноценной жизни в полной целости и сохранности всегда считалось чудом и сказочным везением. Воскрешение Лазаря из тлена давало людям надежду на личное бессмертие и порождало милосердие к увечным и болящим. Необходимо знать, что у фельдмаршала Кутузова вообще не было подвижных лазаретов. После Бородинской битвы русские «орлы», рядовые солдаты и младшие офицеры умирали мучительной смертью от ран в течение трёх суток без элементарной медицинской помощи. Русская история до сих пор не терпит оптимизма и не знает милосердия.
Сегодня мы вспоминаем тех из своих близких, кто чудом (с Божьей помощью и с помощью врачей) выжил и продолжает жить вопреки всем негативным обстоятельствам. Сегодня, вспоминая воскрешение Иисусом Христом смердящего Лазаря, мы вспоминаем тех, кто пережил клиническую смерть и вернулся к полноценной жизни. Но чаще всего мы вспоминаем сегодня тех, кто вернулся к нам из смерти, и, увы, не особо обрадовался встрече с нами. Кто, как и Лазарь, не бросился от радости к своему Спасителю и к своим родным сёстрам, Марфе и Марии (Магдалине), а пошёл, как гласит Евангелие, невозмутимый и печальный прочь от людей. Чем опечален был смердящий Лазарь? Миром грешных людей? Или своей дальнейшей тусклой жизни, полной хворей и недомоганий?
Известно много случаев, когда больные ругают врачей-реаниматологов за то, что те, вопреки их воле, вытащили из лап смерти. Одним больным «там» было очень хорошо, другим – было благостно и спокойно, «там» не было волнений и забот, боли и страданий.
Что-то происходит с сознанием и человеческой душой в момент клинической смерти накануне перехода живой плоти в тлен, и не всегда возвращение человека в этот мир приносит ему радость. Земная жизнь у людей разная, увы, она не для всех долгая и не для всех комфортная. У каждого из нас своё понятие о вечной жизни и бессмертии, о всеобщем «воскресении всех мертвых вдруг, в мгновение ока, и о воскрешении из тлена. Одно дело воскресать изменённым из ничего, из Нуля на квантовом уровне, нетленным и бессмертным, другое дело – возвращаться к прежней, банальной, тусклой жизни из смердящего трупа, выходить к людям из могилы, закрывая себе рот платком из-за густого запаха тления. (Ин. 11:1-45)
Одно дело воскресать вместе со всем миром под звуки последней Небесной Трубы, другое дело – выходить из гроба самому и видеть на лицах людей выражение испуга, зависти, изумления, ужаса и страха.
Одно дело – воскресать и преображаться в нечто светоносное вместе со всем человечеством, вместо со ста миллиардным потоком вливаться во вселенский «Бессмертный полк» и лететь на квантовых волнах от галактике к галактике, и совсем иное дело – оживать, возвращаться к пошлой, прежней жизни из гниющей плоти на правах родного брата Марии Магдалины, самой сладкой из блудниц города Мигдал-Эль, ставшей самой любимой ученицы Мессии.
Воистину, для того, чтобы после воскрешения из мертвых испытывать несказанную радость, надо изначально жить в полной гармонии с этим безумным миром, который в основном – да, юдоль страдания и скорби, сплошной обман и ложь, соблазн и искушение, но и не свалка для падали, и не скотобойня.
Чтобы радоваться воскрешению из мёртвых, нужно, чтобы жизнь для каждого из нас была наполнена глубоким смыслом и высоким предназначением, чтобы в мире, наконец, воцарилось царство справедливости, человечности и всеобщей радости, чтобы возник на холмах пространства-времени Новый Иерусалим, Небесный Град для всех людей без исключения. Необходимо также трезвое понимание человеком перспектив его «вечной молодости», славы и могущества с позиций философии Вечности, смысла жизни и смысла истории.
24.04.2021, Лазарева суббота.