Экскурсия в Кострому

Алла Валько
               
                Из серии "В России в 2019". Глава 16

Наступил долгожданный день, когда должна была состояться наша поездка в Кострому. В дороге экскурсовод санатория  познакомила нас с историей этого старинного города на Волге. Он был основан Юрием Долгоруким в 1152 году в устье Сулы и ныне является административным центром Костромской области и речным портом.

Кострому традиционно включают в туристский маршрут «Золотое кольцо России» и круизы по Волге. Ежегодное число туристов и экскурсантов составляет до 400 тысяч человек. Большинство из них посещает город в рамках дневной экскурсии. Согласно данным 2020 года, население города составляет около 277 тысяч человек, это наименьший по числу жителей областной центр в Центральном федеральном округе. Русские составляют в нём 96 % населения.
 
В 1960—1980 годы волжские теплоходы с иностранными туристами не делали остановки в Костроме. Это было связано с размещением в городе и его окрестностях штаба и частей 10-й гвардейской ракетной дивизии: ракетных комплексов шахтного базирования и базы железнодорожных ракетных комплексов. Но и сейчас регулярное пассажирское сообщение по Волге носит ограниченный характер, поскольку движение скоростных судов было прекращено ещё в конце 1990-х годов.

Первое летописное упоминание о Костроме связано с распрями между сыновьями великого князя  Владимирского Всеволода Большое Гнездо – Ростовского князя Константина и Владимирского князя Юрия - и  относится к 1213 году, когда  Константин сжёг Кострому, поддержавшую Юрия.
 
Судьба Костромы во время нашествия Батыя достоверно неизвестна. В 1246 году Кострома стала столицей Костромского удельного княжества, а через 26 лет - столицей Северо-Восточной Руси. В XIII—XIV веках вокруг Костромы возникли укреплённые монастыри, защищавшие подступы к городу. Спустя почти столетие Кострома вошла в состав Московского княжества.

Деревянный город часто подвергался грабительским набегам  ушкуйников, поэтому был перенесён на возвышенное место, ставшее известным как Костромской кремль. Именно там было построено первое в городе каменное здание — Успенский собор.
В  Смутное время Кострома была дважды взята отрядами польского пана Лисовского и подверглась жестокому опустошению. В 1609 году костромское ополчение сыграло важную роль в борьбе с польской интервенцией, изгнав из Ипатьевского монастыря  сторонников Лжедмитрия II. Костромские отряды влились в  ополчение Минина и Пожарского.
 
К середине XVII века по своему экономическому развитию и числу жителей Кострома стала третьим после Москвы и Ярославля крупным ремесленным городом с развитым текстильным, кожевенным, мыловаренным, серебряным и иконописным производством. Получили также развитие кузнечный, гончарный и строительный промыслы. Во второй половине XVII века в городе сформировалась школа фресковой и иконной живописи.
В результате петровских реформ Кострома стала провинциальным городом Московской губернии, а позже указом Павла I  - центром Костромской губернии. В 1858 году сюда приезжал император  Александр II и императрица Мария Александровна, а летом 1881 года — император Александр III с императрицей Марией Фёдоровной и наследником Николаем.

В советские годы ускоренно развивались предприятия текстильной, лёгкой и деревоперерабатывающей промышленности, текстильного машиностроения. В 1929 году Кострома потеряла статус губернского города и была включена в состав сначала Ивановской, а затем Ярославской области.
 
В то же время Кострома пострадала едва ли не больше других городов «Золотого кольца»: был снесён  памятник Ивану Сусанину, в 1930-х годах разрушены храмовый комплекс  Костромского кремля, многие церкви и часовни в центре, территория кремля превращена в пустырь.
 
В годы ВОВ в Кострому были эвакуированы госпитали, военные училища и гражданское население. Близ Костромы осенью 1941 года формировалась Ярославская коммунистическая дивизия. В 1944 году город стал административным центром вновь образованной Костромской области. В послевоенное время в Костроме получили ускоренное развитие энергетика, машиностроение, радиоэлектроника и приборостроение.
 
Мы могли бы узнать о Костроме ещё очень многое, но наш автобус уже въезжал в город по каменному мосту. В архитектурном отношении он показался мне более чем скромен, и красивым я бы его не назвала.
 
Из окон автобуса нашим глазам предстал Ипатьевский монастырь. Но мы начали экскурсию по городу не с него, а с памятника Юрию Долгорукому на Сусанинской площади. Надпись на его постаменте гласила: «Князь Юрий Долгорукий в 1152 году основал г. Кострому».

На этой же площади экскурсовод показала нам здание Пожарной каланчи, являющееся выдающимся памятником архитектуры эпохи классицизма, главным украшением Сусанинской площади. Ныне в этом здании размещаются экскурсионный отдел и туристско-информационный центр Костромского музея-заповедника. Император Николай I, приехавший в город с деловым визитом, высказался о каланче так: «Такой даже у меня в Петербурге нет»! А тогда, на площади, я подумала: «Надо же! Колонны, как у Большого театра! И башня такая колоритная. Очень нарядное здание!»

На Сусанинской площади находится также здание бывшей Гауптвахты. Это памятник архитектуры эпохи позднего классицизма и тоже одна из достопримечательностей города. Гауптвахта — это главный караул, в Русской армии — караульный дом, место для размещения личного состава главного караула. В них со времён средневековья жили стрельцы, пушкари и пищальники, а с XVIII века квартировали Старо-Ингерманландский и Черниговский мушкетёрские полки. Развод главного караула — захватывающее зрелище, поэтому караульные дома размещали на главных площадях городов. Современное здание возведено вместо обветшавшей деревянной гауптвахты. Оно было спроектировано Фурсовым как единый ансамбль с Пожарной каланчой.
 
В 1847 году Гауптвахта пострадала от пожара. В течение всего XIX века здание подвергалось реконструкции. В первые годы советской власти оно было передано в ведение губернского музея, позже в нём располагались библиотека и городской ЗАГС. Сейчас здание бывшей гауптвахты занимают литературный и военно-исторический отделы Костромского музея-заповедника. Архитектура Гауптвахты отличается монументальностью. Оштукатуренное одноэтажное здание с антресолями покрашено светлой охрой, детали побелены. Главный фасад украшен шестью колоннами. В лепнине по эскизам Фурсова представлены воинские доспехи, оружие, знамена, щиты и ангелы с вензелем  Александра I, изображения Медузы Горгоны, львиные маски, раки и собаки.

Сусанинскую площадь украшает также Дом генерал-лейтенанта Борщова, крупнейшая усадьба первой четверти XIX века. Сначала в ней были деревянные дома. После выхода в отставку генерал начал строительство каменного флигеля, а затем по проекту губернского архитектора Метлина был возведён величественный особняк в стиле  классицизма. В центральной, трёхэтажной части дома имеется портик с восемью коринфскими колоннами. В этом доме во время визита в Кострому в 1834 году останавливался  Николай I, а также наследник престола  Александр II со своим воспитателем, поэтом Жуковским.
 
При пожаре 1847 года дом пострадал и был продан наследником Борщова купцу Первушину, который отремонтировал его и предложил городу выкупить здание для размещения в нём  присутственных мест за 25000 рублей серебром. Костромское начальство нашло покупку дома весьма выгодным делом. Однако, когда купец значительно надбавил цену на дом, дело с его покупкой затянулось. В конце концов, министр внутренних дел Ланской наложил резолюцию: «…дело о покупке дома оставить без последствий, а деньги употребить на постройку четырёх новых тюрем в Костромской губернии». Получив отказ, Первушин устроил в здании роскошную гостиницу. В 1870 году дом вместе с участком был выкуплен городом и перестроен для окружного суда.
 
В ансамбль Сусанинской площади, созданный в период XVIII—XIX веков, отлично вписалось также здание Присутственных мест - резиденция администрации и Думы города.
 
На этой же площади мы не могли не остановиться около первого в России памятника Снегурочке, созданного скульптором Ерёминым и установленного в 2015 году. Снегурочка предстала перед нами в образе невысокой бронзовой девушки с длинной косой, в лёгкой шубке, длинном платье со складками, в очаровательных сапожках и в венце, похожем на снежинку. На правой руке этого сказочного персонажа удобно устроился снегирь, а слева от Снегурочки на задних лапках стоит заяц. Считается, что если коснуться птицы или носика Снегурочки, то это принесёт удачу и счастье.

Бронзовая такса, или «Пожарный пёс Бобка», - ещё одно чудо Костромы на Сусанинской площади, мимо которого невозможно пройти! В конце XIX века пёс Бобка был неотъемлемой частью местной пожарной команды. Он всегда сопровождал пожарных на выездах, помогая им вытаскивать из огня людей и вещи. В середине XX века новую жизнь этому легендарному псу дал костромской писатель Леонид Колгушкин, описав героическую жизнь Бобки в своём рассказе. Бронзовый памятник появился на площади в связи с обращением в 2006 году местной интеллигенции с соответствующей просьбой в городскую администрацию. Рядом с фигурой пса размещена копилка в виде мячика, в которую жители города и его гости бросают деньги для центра поддержки животных. С этим  памятником связано местное поверье: если сесть на спину собаки и погладить её, то непременно обретёшь счастье.
 
Следующей достопримечательностью на нашем пути были Торговые ряды. В XVII веке в Костроме построили большой торговый центр. Когда при пожаре сгорели все деревянные лавки, склады и дома, то началась генеральная реконструкция города. Новые торговые ряды было решено строить из камня. Все  купеческие лавки располагались в галереях, причём каждой из них соответствовал один арочный пролёт галереи. Торговые помещения находились на первом этаже, для складирования товаров использовали второй этаж и подвал.
 
Здание Красных торговых рядов было выстроено в виде замкнутого прямоугольника. Это название здание получило потому, что в нём торговали «красным» товаром - тканями, кожаными изделиями, мехам и книгами. На месте первоначальной постройки размещался один из древнейших храмов. Когда на его месте воздвигли каменный храм, то архитекторам удалось органично вписать церковь в Красные ряды. Галереи Красных рядов с их гладким полом из каменных плит, нарядными вывесками,  витринами  служили не только центром оживлённой торговой жизни города, но и местом прогулок и встреч обывателей.

Сооружение Больших Мучных рядов шло медленно, так как земля под ними по северной стороне принадлежала графу Воронцову, и с ним долго велась переписка об уступке её городу. В Больших Мучных рядах велась оптовая и розничная торговля мукой, фуражом и льном. Прямоугольники зданий Красных и Больших Мучных торговых рядов имеют скругленные углы, чтобы коляски и кареты, проезжающие мимо, не задевали здания на поворотах.

Наша группа вошла в здание Больших Мучных рядов. Здесь мы разбрелись по разным отделам, однако многие устремились к сырной лавке. Костромские сыры ценятся на уровне европейских, и многие из нас увезли домой по головке сыра. Я ничего не купила, поскольку живу одна и везти в Москву целую головку мне не имело смысла, так же, как и стоять в большой очереди, чтобы купить 200 грамм.
 
При выходе из Торговых рядов я увидела женщину, которая, как мне показалось, заинтересованно посмотрела на меня. Я улыбнулась ей, и она удовлетворённо закивала мне в ответ. А потом неожиданно произнесла: «Ты хорошая женщина. Долго жить будешь, до … лет». А этот возраст у меня наступал через год. Мне как-то сразу поплохело, и в этот момент я увидела на женщине характерную широкую цветастую юбку и запоздало осознала, что передо мной цыганка. «Господи, как же я так опростоволосилась? Нашла, кому улыбнуться! Да их всех надо привлекать к уголовной ответственности за все их прогнозы», - подумала я. Наступил предсказанный цыганкой год моей жизни, и я постоянно пребываю в напряжении и ожидании, когда же он, наконец, закончится.

Я прошла мимо магазина «Русское золото», в котором, кроме ювелирных изделий, продают льняной трикотаж, столовое и постельное бельё, сувениры, изделия ручной работы, сумки и аксессуары. Развитие Костромы как текстильного центра началось в середине XVIII века, когда купец Углечанинов построил первую полотняную фабрику. Позже в городе появилась Большая Льняная Мануфактура, основанная братьями Третьяковыми и костромскими купцами Коншиным и Кашиным. За счёт доходов от этого производства частично финансировалась Третьяковская галерея. К концу XIX века производство стало крупнейшим в Европе и получило статус поставщика Императорского двора. С начала ХХ века и по сей день Кострома продолжает оставаться в России центром льнопереработки и поставщиком льняных изделий.

Моё внимание привлекло здание Камерного драматического театра под руководством Голодницкого, точнее, не само здание, поскольку оно было достаточно обветшавшим, а цветные портреты артистов театра, изображённые на мозаичном фасаде здания. Рядом с ним стоял плакат с репертуаром театра на сентябрь 2019 года. В нём значились спектакли: «В ногах у Бога моего», «Осторожно, женщины!», «Клетка», «Мамуля», «Последняя смена капитана Строженко», «Как кощей бессмертный на Василисе женился». Из всех этих названий знакомым мне показалось только последнее.

Одной из важных целей нашей экскурсии было посещение Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря, центром которого считаются пятиглавый Троицкий собор и звонница. По преданию, обитель заложил в 1330 году татарский вельможа Чет, родоначальник знатной русской фамилии Годуновых, который заболел, направляясь на службу к московскому князю Ивану Калите. Когда он остановился для отдыха в месте впадения реки Костромы в Волгу, то ему явились Пресвятая Богородица, апостол Филипп и священномученик Ипатий, и тогда Чет внезапно исцелился. В знак благодарности он принял православие, крестился под именем Захария и основал на этом месте обитель. С тех пор Ипатьевский монастырь считается родовой вотчиной Годуновых. В 1560 году взамен деревянной церкви Живоначальной Троицы они возвели пятиглавый каменный Троицкий собор с приделами. Настенная фреска собора имеет четыре яруса: верхний славит Пресвятую Троицу, второй и третий описывают чудеса и страсти Христа, нижний — жизнь святых апостолов. Спустя 26 лет монастырь окружили каменные стены толщиной в полтора метра и протяженностью 518 метров. Ипатьевский монастырь стал крепостью, защищавшей подступы к городу.
 
В Смутное время монастырь перешёл в руки отряда Лжедмитрия II и Филарета. Однако костромичи организовали восстание и отвоевали обитель. С осени 1612 года в кельях монастыря скрывался от поляков 16-летний Михаил Романов с матерью-монахиней Марфой, а в марте 1613 года в Троицком соборе Михаила Федоровича призвали на царство, поэтому монастырь называют колыбелью дома Романовых.

С 1910 по 1913 год в Ипатьевском монастыре производились реставрационные работы по случаю трёхсотлетия дома Романовых. По завершении этих работ на территории монастыря некоторое время жил Николай II.

После Октябрьской революции Ипатьевский монастырь был закрыт, монахи изгнаны из обители, Богородице-Рождественский собор полностью разрушен. После ВОВ в Ипатьевском монастыре был открыт Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. В 1992 году по решению Священного синода Русской православной церкви Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрождён. В следующем году костромская епархия и музей-заповедник подписали соглашение о совместном использовании монастырского ансамбля, и спустя год в обители появились первые монахи.

В настоящее время в обители действуют Троицкий собор с Лазаревским храмом и храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Люди поклоняются здесь чудотворной иконе Тихвинской Божьей Матери, частице ризы Господней и частице мощей священномученика Ипатия. Храм очень красивый, в лавке при храме можно было купить набор свечей, магниты и иконы. Открыт также церковный историко-археологический музей.

В посещении монастыря у меня личная заинтересованность, поскольку в Костроме в Издательском доме Максима Бурдина в альманахе «Классика жанра» был опубликован мой очерк. Издательство предлагало выслать мой экземпляр в Москву по почте за 500 рублей, но я решила не тратить деньги за доставку, а получить его в самой Костроме, совместив приятное с полезным. Экскурсия, включая дорогу, обошлась мне в 900 рублей, так что я очень благодарна издательству за то, что смогла получить свой экземпляр в туристическом отделе монастыря.
 
Я вернулась к нашей группе. После посещения монастыря экскурсовод подвела нас к памятнику Ленину на высоком берегу Волги, установленному на пьедестале на территории бывшего  Костромского кремля, который был заложен в 1913 году во время празднования 300-летия династии Романовых. Тогда в закладке памятника принимали участие Николай II и члены императорской семьи. В советское время памятник в честь царствующего дома был снесён. Интересно, что в 1924 года, в дни похорон Ленина, на митингах и собраниях по предприятиям и учреждениям принимались резолюции с предложениями переименовать Кострому в «Ленин-на-Волге» или «Ильич». Эта инициатива не получила развития.

Последним монументом, с которым мы познакомились в Костроме, был памятник Ивану Сусанину, простому деревенскому мужику, прославившемуся силой духа и любовью к Отчизне и погибшему во имя царя. Монумент, установленный на центральной площади города в 1851 году, представлял собой бюст царя Михаила с позолоченной звездой на груди, а внизу — стоящий в коленопреклонённой позе Иван Сусанин. Советскому режиму не нравились униженная поза крестьянина и надпись «За царя...». В 1918-м бюст царя и скульптуру Сусанина сняли, а окончательно памятник был уничтожен в 30-е годы XX века. После ВОВ было принято решение соорудить новый памятник Сусанину по дипломной работе скульптора Лавинского, и в 1967 году монумент был установлен на Сусанинской площади. Скульптура представляет большого, сильного мужчину, с бородой, в длинной одежде и с посохом. Его рука указывает вниз, символизируя верность родной земле. Он стоит на Молочной горе, спиной к городу и смотрит на Волгу, встречая корабли. Во всем его облике чувствуются мужество, мощь и несгибаемая воля.

Мы бросили на него прощальный взгляд и погрузились в автобус.

Продолжение следует.