Руление

Денис Раков
        Руление. Что такое руление ? Руление- это передвижение воздушного судна по территории аэропорта. В отличии от автомобиля, на самолёте колёса не связаны с двигателями. Самолёт начинает движение с помощью реактивной тяги, которая создаётся струёй воздуха.
        Любителям страгивать с места автомобиль с визгом шин и рвать сцепление – на аэродроме не место. На самолете вообще всё делается с оглядкой, а уж руление – заведомо. Характерная особенность самолета – то, что он цепляет крыльями за препятствия. Незыблемое правило руления: не уверен – остановись и вызывай тягач. Дешевле обойдется.
           Управляется самолет на земле поворотом колес передней ноги и раздельным подтормаживанием колес левой или правой основных ног шасси. Раз управление тормозами раздельное, торможение производится чутким одновременным обжатием тормозных педалей, которые располагаются на основных, больших педалях, управляющих рулем направления в полете. На некоторых самолетах этими большими педалями управляется на земле и передняя нога шасси: дал левую педаль – поворот влево; дал правую – поворот вправо.
           Руление, казалось бы, да что там рулить-то по аэродрому ? Пилоты умеют летать на этой машине, а руление... Ваще фигня. Нет! Далеко не фигня ! Руление, это почерк пилота, по которому можно определить практически всё, что нужно знать про пилота: если пилот дёргает машину в процессе руления, значит он не выспался или без настроения, а если пилот аккуратно ведёт машину, значит это хороший пилот, который хорошо отдохнул перед своим рейсом и очень хорошо настроился на него, но вот если пилот ведёт машину очень ювелирно, значит это не просто пилот, это человек, который очень сильно любит своё дело и старается выполнять свою работу красиво, а не просто для галочки.
          У каждого пилота с течением времени формируется свой почерк, который будет сопровождать пилота на протяжении всей его лётной жизни.
          Машину нужно чувствовать. Опытный и хороший пилот не будет дёргать рычаги управления двигателями, то туда, то сюда, а просто установит нужный режим работы для каждого двигателя и самолёт ровно будет катиться по перрону.
          Руление воздушного судна по перрону сравнимо с большим и многотонным грузовым автомобилем с прицепом, только помимо больших габаритов, у самолёта и крылья есть.
          Многие автомобилисты испытывали, как на выезде со двора, поворачивая на улицу, натыкаешься задним колесом на угол бордюра. Торопясь скорее вписаться в разворот, многие забывают, что машина длинная и надо чуть протянуть.
           У меня задние колеса шасси на 30 метров сзади, и протягивать надо хорошо. Сколько сбито фонарей на сопряжениях рулежных дорожек из-за того, что пилот не чует (другого слова не подберешь) габаритов машины.
           И передняя нога находится сзади пилота – метра на четыре. Когда разворачиваешься на тесной полосе и обочина подъезжает под тебя, поначалу кажется: все, наехал на фонарь, – а нога-то сзади, а колеса основной стойки шасси на развороте следуют почти точно  по следам передней. К этому тоже надо привыкнуть.
           На развороте, особенно на 180 градусов, важно не потерять импульс угловой скорости вращения. Заранее, до начала потери скорости, надо дать импульс тяги внешнему двигателю и не забыть его убрать заранее, до выхода из разворота. Везде учитывается инерция.
          На гололеде передняя нога часто норовит сорваться в юз, и искусство пилота состоит в том, чтобы помочь тормозом внутренней ноги, либо уменьшить угол отклонения передних колес, либо то и другое сразу, либо еще и увеличить режим двигателю.
         Всё нужно чувствовать. Выше я упомянул, что гонщикам на аэродроме не место. Не хочу скрывать, но "погонять" на аэродроме я тоже люблю. Нет, это не значит, что взял, дал двигателям взлётный, полный режим и как рванул... Нет ! Просто я двигаюсь чуть быстрее положенного, примерно на 20-30 километров в час.
         Естественно, своим ученикам не советую превышать скорость и нарушать предписания, советую только одно- любите то, с чем имеете дело, а если любите, значит делаете хорошо.