Листая старый Справочник пассажира

Анатолий Чарушин
   Недавно, перебирая книги на одной из книжных полок, наткнулся на «Справочник пассажира» 1974 года выпуска.

    В нем отражена информация по железнодорожному сообщению, авиационному транспорту, морскому, речному и автомобильному.

    Надо сказать, что в доинтернетное время выпускалось множество справочников, отражающих текущую информация о той или иной сфере жизни, которая оставалась актуальной на протяжении нескольких лет.

    Ну, например, справочник магазинов Москвы с определенным ассортиментом товаров. Это сейчас бессмысленно, так как порою только привыкнешь, что хозяйственный магазин под боком, как уже натыкаешься на новую вывеску.

     И так – Железнодорожный транспорт.

    Например, можно отметить, что в правилах перевозок отмечена возможность остановки в пути.

    На промежуточной станции разрешалось сойти с поезда, отметиться на вокзале и до 10 дней провести, например, в незнакомом городе и затем отправится далее.

    Я в свое время, по пути из Москвы в Мурманск, останавливался в Петрозаводске и побывал в Кижах.

    Для удобства пассажиров были задействованы беспересадочные маршруты. Это когда по пути следования вагоны с пассажирами перецеплялись на узловых станциях к другим составам.

    Например:

    Калининград - Симферополь, через Вильнюс, Киев;
 
    Киев - Тбилиси, через Адлер, Сухуми;

    Москва - Нахичевань, через Баку.

    Существовало железнодорожно-морское сообщение через Каспийское море. Из республик Средней Азии можно было попасть на курорты Северного Кавказа и к Черному морю.

(1962 — 1991 г.г.): Паромная переправа Баку-Красноводск. На маршруте Баку-Красноводск работало 5 паромов. На паромах пассажиры размещались в общих салонах и 2-х , 4-х местных каютах. На железнодорожных палубах размещалось до 30 вагонах.

Интересно, что в 19 веке отец премьер - министра Керенского именно Каспийским морем через Баку направлялся по Монаршему велению поднимать образование в Туркестане и провел в этой области колоссальную работу.

В справочнике упомянуты маршруты туристско-экскурсионных поездов.

Такие поезда состояли из купейных вагонов и 2-х, 3-х вагонов ресторанов. Стоянки в отдельных городах до 2-х суток.

Примеры маршрутов:

Оренбург - Ташкент - Фергана - Самарканд - Бухара -Душанбе - Ашхабад;

Брест - Вильнюс - Каунас - Калининград - Рига -Таллин - Ленинград - Псков - Новгород.

Существовали и международные подобные маршруты.

В году так 1975 в Сухуми в сентябре в районе желдорвокзала я разговорился с пожилым чехом в кепке как у Швейка, который прибыл с подобным поездом.