2. Быть или не быть? И,.. что такое жизнь?

Владимир Семёнов 4
Фрагмент 2 из книги «Советы осматривающим звёздное небо» (раздел 3.5.2.)
                К началу:http://proza.ru/2021/04/25/1391

               Надо сказать, что мои отчаянные поиски смысла бытия и рефлексия резко прекратились после того, как я прочитал (где-то в мои 20 лет) книгу  великого русского биолога, патолога и иммунолога, лауреата Нобелевской премии (1908 г.) Ильи Ильича Мечникова (1845-1916) «Этюды о природе человека».
               Биолог Мечников поразил меня прежде всего как глубокий философ, – философ с потрясающей эрудицией, стройностью и четкостью, конкретикой мышления. Он дал мне то, что не смогли дать другие философы – от древнегреческих до современных.


               «Этюды о природе человека», словами автора, – « трактат о человеческой природе и о средствах изменить ее с целью достижения наибольшего счастья».
                Его правила и теория ортобиоза (правильной жизни), раскрытие понятий «инстинкта жизни» и «инстинкта смерти», учение о дисгармонии и гармонии человеческой природы, и многое другое, изложенное в небольшой по объему книжице, хотя и не ответили напрямую по вопросу о высшем назначении жизни, позволили мне обрести спокойное мироощущение, прочную опору для поведения философских тезисов-принципов.


               Кратко придется пояснить следующее. Самой поразительной, по И.И.Мечникову, «дисгармонией» человеческой жизни является отсутствие у человека инстинкта естественной (т.е. не патологической, без болезней, и без психически ненормальных потребностей в суициде) смерти как желанного завершения жизни. В то же время в животном мире есть много примеров закономерного появления ;инстинктов "небытия" (у лососевых рыб, у бабочек-поденок и др.)
         Причина, мол, в том, что из-за преждевременного старения и болезней человек не доживает до положенного ему природой долголетия – (130-150 лет).


               По всему миру И.И.Мечников искал долгожителей (110-130 лет) и у некоторых из них обнаружил действительно «инстинкт смерти»: когда им предложили прожить снова жизнь молодым, сильным, богатым, счастливым, у них от страха расширились зрачки глаз.
                В отличие от них, опрошенные немощные старики в возрасте 70-90 лет и люди, опрошенные после неудачного суицида, громогласно просившие прихода к ним смерти, при аналогичном предложении (молодой, богатой жизни) загорались жаждой новой жизни. У них начинали блестеть глаза, когда они представляли себя молодыми, здоровыми, богатыми. Т.е. у них, на самом деле, наблюдалось еще сохранение «инстинкта жизни», и сохранялась боязнь смерти.


                Материалист-эволюционист И.И.Мечников описывает много «дисгармоний» человеческой природы. Целый ряд их связан с биологическими особенностями человека, доставшимися ему, мол, по наследству от далеких  предков из животного мира и вступившими в противоречие («дисгармонию») с социальным и общественным характером и нормами его современной жизни.
                Например, некоторые из них: женщина рожает в тяжелых муках, а животные нет; у женщин ежемесячно бывают мучительные менструации, а у животных, в том числе у человекообразных обезьян, их нет.
                Почему эти осложнения появились у человека, ведь человек венец природы, самое совершенное ее создание? Почему, наконец, люди в большинстве своем остались такими неуемными в своем стремлении менять партнера в сексе (мало «лебединых» пар среди людей!). Что это великий грех или необходимость природы? На все эти и многие другие вопросы отвечают «Этюды».


                В предисловии к книге И.И.Мечников сразу же снимает с тебя остроту вопроса «быть или не быть?» (по крайней мере на пока): «Я убежден, что трагическое решение столь молодых (т.е. этого вопроса, С.В.Д.)… зависит в значительной степени от их незнания того основного закона душевного развития, по которому смысл и цель жизни познаются не в ранней молодости, а в более позднем возрасте».

               И далее: « Этюды»…стараются дать по возможности полный ответ на этот вопрос, отметив постепенность развития душевных способностей человека и сравнительно позднее, к сожалению, нередко слишком позднее, развитие «инстинкта жизни», который без объяснений дает чувствовать смысл и цель существования». (Не поэтому ли в армию и берут в 18 лет – ведь в этом возрасте еще не дорожат по настоящему жизнью).


                Не могу не отметить и не восхититься тем, что И.И.Мечников раскрывает в своей книге не только эти «проклятые философские вопросы», но и конкретные вопросы жизнедеятельности, вопросы здоровья и долголетия человека. По сравнению с его книгой все многотомные труды и многочисленные публикации многочисленных современных гигиенистов и докторов показались мне лишь частным развитием большинства его гениальных прогнозов.

                Например, еще И.И.Мечников указал на одну из важных причин преждевременного старения – токсикацию организма внешнюю, за счет распада на поверхности тела продуктов его жизнедеятельности (пот и т.д.), и внутреннюю – в сфере пищеварения, ввиду скопления гнилостных бактерий.


                Отсюда, не надо терять время на прочтение премудрых опусов современной медицины, действуй: утром и вечером принимай душ с мылом и приучи свой организм к  ежедневной, в одно и тоже время суток (простите) дефекации.
                Последнее, если есть в начале проблемы, решается применением в рационе, наряду с «любимой» вами пищей, каждодневно кефира, моркови, свеклы, чернослива, меда и даже немного (грамм 50 ежедневно) водочки, а летом огурцов, кабачков и петрушки. Не нужны ни какие таблетки и рекламируемые препараты.


                Еще раз повторю, все мои мыслительные копания о смысле жизни в те юношеские годы в основном базировались на атеистических позициях, хотя я  и  был в детстве крещен.

                Перед моим поступлением в первый класс школы, летом 1945 года, мама тайно от «общественности» отвезла меня в церковь. Тогда большинство церквей было разрушено. В школе данное мероприятие было бы осуждено. Креститься мне пришлось не в городе Орехово-Зуево, где мы жили, а в церкви села «Горбачихи», которое примыкает с востока к окраинам городка Дрезна.
                Когда проезжаете по железной дороге с Курского вокзала г.Москвы в сторону Орехово-Зуева, города Петушки и Владимира, то сразу же за пригородами Дрезны, справа по ходу поезда, в 500 метрах от железной дороги, видна эта церковь.

                После крещения я во все детские и юношеские годы (да и позднее) не был в церкви (только разве на экскурсиях). Мама не напоминала мне, что я крещен. В школе и в институте вдалбливалось атеистическое мировоззрение так, что вера в Бога представлялась крайним мракобесием.


                Тогда (да иногда и сейчас) все религиозные мысли и представления полностью отторгались моим рациональным сознанием. Все вокруг – и окружающий мир и законы его развития – воспринимались моим умом и сердцем только с материалистических позиций. Но, однако, я уважал чувства религиозных, верящих в бога людей, в чем-то даже завидовал им.


                Действительно, почему большая часть человечества верит религиозным догмам сейчас и верила на протяжении многих тысячелетий? Почему у всех религий: христианства, иудаизма, мусульманства, буддизма, индуизма – душа не заканчивает свое «бытие» после смерти человека?
                Почему многие крупнейшие ученые-материалисты (И.Ньютон, А.Эйнштейн, В.И.Вернадский и многие другие) верили и верят в Бога или, в крайнем случае, во Всеобщий Разум, или в Рукотворящее Начало в мире, или, как сейчас принято говорить, во Всеобщее Информационное Пространство.

 
                Тогда в юности, и много позднее, я считал, что человек проникается религиозными чувствами или похожими философско-религиозными представлениями, пытаясь искусственно уйти от   "проклятых" вопросов бытия и небытия, чтобы в жизни ощутить почву под ногами в условиях страшного противоречия природы: индивидуальная жизнь человека – мгновение в сравнении с бесконечным временем существования мироздания (узенькая полоска света – жизнь, и темнота до тебя и после тебя).


                Однако, позднее, в течение жизни, мне не раз приходилось задумываться о существовании провидения, божественного промысла, ангела-хранителя, оберегающего меня, ведь было со мной столько случаев, когда я чудом уходил от неминуемой, казалось, смерти.


                В двух случаях я переворачивался на большой скорости на автомобиле (оба раза УАЗики совершали двойное сальто, уходя от столкновения). Один раз меня сбил на большой скорости самосвал. Был на мою голову обвал камней в горах. На потерявшей управление (сломался руль и двигатель) лодке-пироге меня пронесло через пороги реки Бурея.

                Был случай: в сотнях километрах от человеческого жилья, в глухой тайге, у меня началась гангрена на подраненной ноге (чернота была уже от стопы до колена и выше) и прекратилась без какой-либо официальной медицинской помощи (до нее можно было бы добраться из тайги только через дней 20) с помощью отвара из таежных трав, приготовленного мне таежным «бичом», бывшим недавно заключенным ГУЛАГа, рабочим моего маленького отряда. Было еще много аналогичных случаев.


                Казалось, Кто-то ведет меня по жизни. И здесь я, наконец, перехожу к самому главному в своем повествовании этого раздела книги – к тем двум случаям в моей жизни, которые заставили посмотреть другим взглядом на мироздание и на самого себя, а не тем прежним – грубым материалистическим.


                Продолжение следует:   http://proza.ru/2021/04/26/1132