1. Жизнь! Зачем ты мне дана? И.. что такое жизнь?

Владимир Семёнов 4
          Фрагмент 1 книги «Советы осматривающим звёздное небо» (раздел 3.5.1.)

                На Венере, ах на Венере
                Нету смерти терпкой и душной
                Если умирают на Венере,
                Превращаются в пар воздушный.

                И блуждают золотые дымы
                В синих, синих вечерних кущах
                Иль как радостные пилигримы,
                Навещают ещё живущих.

                Н. Гумилёв.    Июль 1921 г. – за месяц до расстрела.
             
               
                Строки из  стихотворения Н.Гумилева, помещенного в предыдущей главе, сейчас вернули меня к мыслям, которые крутятся в моей голове периодически всю жизнь

             Да, что и говорить, все человечество вечно ломает голову над этими вопросами: для чего живет человек; в чем смысл его жизни; заканчивается ли со смертью его «бытие»; есть ли кто-то, руководящий всем мирозданием и жизнью; для чего вообще существует этот мир?


          На мой взгляд, наибольшее «прикладное» значение для человека имеет ответ на вопрос, в чем смысл жизни, ибо от него зависит, какой путь ты выберешь, какие цели поставишь в жизни, каково будет твое отношение к природе – мирозданию и людям, каково будет твое мироощущение.


          Особенно болезненно этот вопрос будоражил мою психику в отрочестве и в юности, в мои 13 -20 лет. Причем настолько остро, что в какие-то моменты того периода я погружался в глубокие пессимистические душевные депрессии, сменявшиеся затем, правда, бодрым оптимизмом. Т.е. я прочитал и перебрал в голове массу концепций, начиная с признания полной бессмыслицы существования (А.Шопенгауэр, А.Камю и др.) до сверхбодрого эпикурейского  отождествления счастья и смысла жизни с наслаждениями.


        Не всегда и не совсем меня устраивал тезис Карла Маркса, что смысл жизни в борьбе, или советское – в служении народу, или тривиальное – в продолжении рода.  Мое рациональное сознание комсомольца не воспринимало также бессмертие души в учениях философов-идеалистов, например, древнегреческого философа Платона (428-348 до н.э.), и в догматах религий, которые не могли мне тогда определить смысл бытия.



        Многие религии и философские течения с глубоким пессимизмом относятся к периоду бытия человека на этом свете. « Все суета сует и всяческая суета!» – пессимистический возглас из Екклезиаста, приписываемый Соломону.
        «Рождение – страдание, старость – страдание, смерть – страдание, связь без любви – страдание, неудовлетворенное желание – страдание, разлука с любимым –страдание; всякая усиленная привязанность ко всему земному – страдание» /2/ , по мнению Будды, жизнь есть сплошное страдание.


         Каким отчаянным пессимизмом и глубокой безнадежностью веет от строк этого стихотворения А.С.Пушкина (и такие вот настроения порой владели душой поэта-жизнелюба):

                Дар напрасный, дар случайный,
                Жизнь, зачем ты мне дана?
                И зачем судьбою тайной
                Ты на казнь обречена?

                Кто меня враждебной властью
                Из ничтожества воззвал?
                Сердце мне наполнил страстью,
                Ум сомненьем взволновал?
                Цели нет передо мною…


          Действительно, в чём же высший смысл существования? Какой смысл в борьбе, или в наслаждениях, или в  потомках, когда неизвестно, для чего же будут жить твои потомки?  Знакомство ( правда, довольно хаотичное) с трудами    Гегеля, Локка, Канта, Энгельса не позволило тоже мне получить ответ на вечный вопрос, для чего же живёт человек, если срок его жизни так короток по сравнению с вечностью Мира. Мучительная неопределённость!? Сколько потрачено времени на  осмысление и поиски ответов!

            Кстати, пишу всё это, чтобы передать свой опыт, чтобы внуки не теряли много времени, если их начнут мучить "проклятые" вопросы.

             В конечном итоге, как говорится, усилием воли я заставил себя прекратить тщетные поиски, признал эти вопросы  нерешаемыми и привлёк к руководству в своей жизни, к мобилизации себя для  выполнения "великих жизненных свершений", сразу несколько наиболее конструктивных тезисов из числа упомянутых.


              При этом  расширительно пользовался тезисом  К. Маркса, ведь борьба может быть и с собственными недостатками и со сложными задачами, как научными, так и бытовыми. А в тезис   – смысл жизни в наслаждениях – я добавил, что высших наслаждений не бывает без лишений и испытаний: поэтому не надо бояться последних, а в разумных пределах нужно даже искать их.


                Будучи геофизиком, в экспедициях  с лихвой получил их. Приведу лишь один пример, и не самый впечатляющий. Без запасов воды мы вдвоем с напарником, как-то в маршруте, целый день прошагали под палящим солнцем в 30-ти градусную жару по вершине Буреинского хребта.
                Нельзя было сойти – такой намечен был азимут профиля. Мучимые нестерпимой жаждой, мы в конце маршрута, вечером спустившись с хребта, припали, наконец, к прозрачной и холодной воде горного ручья. Вот это было наслаждение! Пью чистую воду и думаю: "Ведь не получал же я такого блаженства от шампанского с мороженым «Ассорти» в московском кафе на углу Тверской и Моховой улиц "(рядом с нашим институтом).

         Да, эти тезисы помогали жить, бороться, побеждать, ставить цели и их реализовывать, и не задумываться (вернее, почти) над «проклятыми» вопросами.


         Руководствуясь тезисом – служение народу – я выбрал свою профессию: «А, разбирайтесь, мол, сами между собой, арестовывайте друг друга, если хотите (был конец сороковых и начало 50-х годов).
              Трезвоньте о построении социализма при явной разрухе, а я буду геологом. Буду один с геологическим молотком ходить по тайге и степи. Никто не будет мне мешать, и я выполню свое гражданское назначение – открою месторождение для нашего многострадального народа».

                Скажу здесь: как запрограммировал, так и выполнил, – по моим рекомендациям открыто несколько месторождений золота и меди, среди них на два, крупнейшие в России и мире, мной получены от государства свидетельства первооткрывателя.


               Продолжение следует:http://proza.ru/2021/04/25/1437