И чтобы вам всю жизнь так кончать

Эгрант
                Моим любимым бабушкам посвещается.


- Том!
Нет ответа.
- Том!
Нет ответа.
- Куда же он запропастился, этот мальчишка?.. Том!
Нет ответа.

               С этих слов начинается роман Марка Твена "Приключения Тома Сойера"


Это будет не стройный рассказ, а набор возникших в моей памяти, когда я рассматривал альбом со старыми семейными фотографиями, некоторых забавных эпизодов из моего далёкого детства.

Мне - избалованному ленининградскому мальчику, в жизни очень повезло, я застал в живых обеих бабушек - мам моих родителей. И хотя они были уже очень старенькими, но ещё успели запеленать меня в тепло своей доброты.
Обе мои бабушки приехали в Ленинград из маленьких местечек. Мария Ивановна - высокая, худощавая, очень русская женщина, со Псковщины. Берта Моисеевна - наоборот во всех отношениях. Она была маленькая и толстенькая, и из под Харькова.

Помнится, когда мне было лет 5, я привёл домой соседку с третьего этажа. Она была уже взрослая, училась в 1 классе. Я тогда спросил бабушку Берту:
- Бабулечка, а можно Нина у нас сегодня поночует? Не волнуйся Бабуля, она будет спать со мной.
- Ну, вы посмотрите на этого 5 летнего засранца. Ещё шнурки завязывать не умеет, а ужжже. Весь в своего деда - бабника. Царствие ему небесное.

Бабушка Маша поучала меня:
- Борька, никогда никому не ври. А если врёшь, то делай это с честным лицом.

А её виноградное вино... Ммммм!
У бабушки Маши, как я теперь вспоминаю, всегда стояла на подоконнике в её комнате высокая бутыль с тонким горлышком, заполненная виноградом, пересыпанным сахарным песком. Виноград давал сок, который бродил и получалось сладенькое вино.

- Ну, что ты просишь у меня глупости? Ты же ещё ребёнок. Нас твои родители поубивают горячим утюгом - возмущалась баба Маша.
- Бабуля, а почему горячим-то поубивают? - интересовался я.
- Чтобы мы с тобой надольше запомнили.
И с этими словами бабуля наливала мне вино в махонькую стопочку.

Поскольку я был в ту пору самым младшим из всех их внуков и самым непослушным, и самым любимым, мои бабули соревновались между собой в заботе, в воспитании, в кормлении меня.
А надо сказать, что в детстве я очень любил оладьи. Бабули мои соревновались в том, кто же напечёт более вкусные и более толстые оладьи. Для толщины, в них добавлялась пищевая сода. Я каждой бабушке говорил по секрету, что её оладьи вкуснейтее, чем у другой. Оладьи становились с каждым разом всё слаще и толще, и соды в них всё больше и больше. И вот один раз я сказал бабушкам:
- Бабуленьки, а вы делайте оладьи без муки, просто кладите в сахарный песок соду и яйца.

А наши выезды на дачу, которую снимали родители для меня и обеих бабушек...
Помню методы воспитания, которые они применяли ко мне.
Бабушка Берта сердито кричит:
- Борька, сволочь, сейчас же нарви мне крапивы, я тебя выпорю, если ты не будешь слушаться. Только, Бэрэлэ, так она меня ласково называла, рви осторожней, чтобы не обжечься.

Или:
- Борик, негодник, где тебя носит? Все блинчики сейчас застынут.
- Бабуля, я здесь.
- Ах, ты уже тут? Ну, иди тогда погуляй ещё. Я просто проверила или ты здесь.
Сейчас только начну жарить тебе блинчики.

Или так:
- Борик, ты ещё НЕ хочешь кушать?
- Бабушка, что значит "ЕЩЁ"? Я же ещё вообще не ел.

Перед сном:
- Бэрэлэ, мальчик, тебе рассказать страшную сказку про нашего героя "Тимура и его команду" или про "Багдатский вор"?

Бабушка Маша совсем не имела музыкального слуха, и как все не умеющие правильно петь, она очень любила это делать вслух. Бабуля частенько пугала меня:
- Ешь, а я тебе пока спою.
- Бабуля, я уже всё, всё, всё съел.
Она пела мне и на ночь, как ей казалось, колыбельные песни, а я, чтобы не обижать мою дорогую бабулю, делал вид, что мне это нравится и быстро засыпаю.

Бабушка Берта спрашивает меня ласково:
- Бэрэлэ, ты будешь манную кашку?
- Что буду?
- Что, что? Есть конечно.
- Нет.
- Тогда я сварю тебе маленькую тарелочку.
- Бабуля, я ребёнок и посуду ещё не ем .
- Этот малолетний шутник доведёт меня до белого колена.

А как вам такое выражение бабушки Берты:
- Я сегодня повстречалась на улице с соседкой, она шла в очках, а я в магазин.

Как-то бабушка Маша нашла на улице лисий воротник. Были тогда в моде дорогие накладные воротники-гаржетки из лисы чернобурки с мордой и лапками к зимнему женскому пальто. Бабушке очень захотелось вернуть его хозяйке. Но как? Написать объявление и повесить на улице на видных местах? Моя бабуля, Мария Ивановна, была человеком честным, но безграмотным, не умела ни писать, ни читать. Но она была человеком находчивым. А я тогда учился уже в первом классе, но составить объявление конечно ещё не умел. Тогда бабушка посрывала с соседних заборов несколько разных объявлений, естественно не зная о чём они, и сказала, чтобы я из них повыбирал предложения и из тех отрывков составил наше объявление. Вот что из этого вышло - "Найдена лиса с мордой и двумя лапами. Отдам бесплатно в хорошие руки за вознаграждение к кому она подойдёт."

А ещё, бабушка Маша не могла терпеть когда я просто сижу и ничего не делаю.
- Борька, что ты бездельничаешь, сядь уже и порисуй.
- А что нарисовать-то?
- Ну, срисуй бумажный рубль. Может это станет твоим призванием.
- Рисовать деньги?
- Дурачок. Может ты станешь великим художником. Потом можешь рубль взять себе в копилку.
- Я рубль не умею, дай десятку, её легче рисовать.

Как-то к бабушке Берте пришла неожиданно в гости её подруга. Бабуля посылает меня в магазин напутствуя словами:
- Борик, пока я ставлю чай, поди в угловой гастроном и купи что-нибудь вкусненького на своё усмотрение. Только осторожно иди через дорогу. Попадёшь под трамвай, лучше домой не возвращайся.
Когда я всё-таки вернулся, бабуля, укоризненно, всплеснув ладошками:
- Борька, ты что адиёт? Я тебе сказала купить что-нибудь вкусненькое к чаю, зачем ты купил селёдку?
- Бабуля, ты же мне сказала - "купи что-нибудь вкусненького, на своё усмотрение". Я больше всего люблю селёдку с луком и уксусом.

А уж если кто-то позволял себе сказать что-то нехорошее про их любимого внука, то тут в ответ обидчик получал тааакое...

Соседка жалуется бабушке Маше на меня:
- Если вы будете дальше так баловать вашего Борьку, он может плохо кончить.
Бабушка, человек прямой, парировала соседке по-деревенски, но без мата:
- И чтобы вам всю оставшуюся жизнь так кончать, каким вырастет наш Борька.

Любой скандал с бабушками, даже если они были на меня очень сердиты, я мог остановить несколькими словами:
Бабулечка, а можно я тебя сейчас поцелую?
И бабулечки мои улыбались, пытаясь оставаться строгими.