Проклятье острова Ядасен. Главы 4-5

Леонид Бляхер
Глава 4.
Шаманы, шаманы,
кругом одни шаманы

***
Девжак, шаман народа ачан, сидел в задумчивости. И было от чего. Пусть русские и все другие народы, что пришли на Амур вчера, строят дороги, больницы, теплые дома, в которых не страшно в самую лютую зиму, без него его народ не может. Именно от его договоренностей с духами зависит успех в охоте, в том, пойдет ли рыба, родятся ли здоровые дети. Он лечит многие болезни, не те, которые лечат русские доктора, а другие, которые насылают злые духи.
Конечно, не он лечит. Сам шаман не может ничего. Лечат духи. Его же работа – с духами дружить, договариваться с ними о помощи и защите. Духи – могучие и очень обидчивые существа. Нужно знать, что тот или иной дух любит, а чего он терпеть не может. Очень трудно входить в то состояние, когда мир вокруг тебя вдруг просыпается, наполняется живой жизнью духов. Девжак и его отец Хайтанин умели это делать. Отец его и учил.
Но сейчас что-то происходило не так, не правильно, не привычно. Духи волновались, гневались. Они носились над лесом и над озером, отказывались говорить, отвечать на вопросы, не принимали привычные подношения. Девжак был в растерянности. Скоро осенний ход рыбы. А как ее призывать, если духи не хотят с ним говорить? Сколько на Амуре и дальше по притокам таких «шаманов», с которыми духи не говорят? Много. Они носят чужие имена, делают из своего призвания развлечение или способ получить деньги. Некоторые даже живут в городах, куда духи почти не забредают. Девжак не хотел бы оказаться одним из них. Он бил в бубен не для туристов, а помогал сородичам, защищал их от напастей. Что же происходит?
Девжак устало поднялся с пола в своей землянке-избушке на окраине поселка. В таких сегодня уже почти никто не жил. Но именно в них жили веками их предки, потому и он построил себе именно такое жилище. Не от бедности, земляки не забывали своего шамана. Просто он считал, что так правильно. Нужно попробовать еще раз призвать духов. Он сосредоточился, погрузился в себя, закрыл глаза и начал быстро вращаться, напевая свою заунывную, бесконечно длящуюся песню.

***
До Пермска мы с Людой и Ларисой долетели быстро. Все же дороги в новом мире куда лучше, чем в прежнем.  Единственное, никак не привыкну, что мост через Амур у Пермска расположен совсем не там, где он был у Комсомольска, а гораздо ближе к самому городу. В принципе, оно понятно. Город Юности при всей своей романтизации был в прежней истории, прежде всего, центром военно-промышленного комплекса, что тоже для тех условий было вполне разумным.
Чем возить все необходимое для гигантского Дальневосточного военного округа, да еще и по узкой нитке Транссиба, разумнее было производить это на месте. Вот в Комсомольске и производили. Понятно, что для полувоенного города важнейшим качеством была удаленность, труднодоступность, секретность. Потому, вероятно, и с дорогами к нему было не особенно хорошо. В новой истории все было несколько иначе.
Грозить новая Россия никому особенно не стремилась.  Выстраивать мировую империю – тем более. Достаточная защита себя – и того довольно. Город Юности или город на Заре здесь тоже был «проектом», но совсем в ином смысле. Мысль – построить идеальный город в не особенно населенном Приамурье родилась и в новой реальности. Правда, несколько раньше, на рубеже XIX и XX веков. Потому и город отличался от привычного мне Комсомольска, хотя что-то знакомое обнаруживалось.
Кузнецкий проспект, расположенный на месте прежнего проспекта Ленина, тоже был застроен зданиями в стиле ампир, правда, с серьезными вкраплениями арт-деко. Сталинский ампир и стилистика России конца XIX века, конечно, отличались. Но пышность присутствовала и там, и там. Совершенно иначе выглядел район проспекта Первостроителей. Здесь правил бал модный в 20-е – 30-е годы прошлого века функционализм, минималистические формы, такой вариант кубизма в архитектуре.
Район Дземги, где располагались Академия Архитектуры, музеи и другие образовательные центры создавался в стилистике, имитирующей остроги первопроходцев, русские терема и тому подобную историческую экзотику. Вот проспект Мира и весь прилегающий к нему район были выстроены в стилистике «стекла и бетона», впрочем, вполне органичной стилистике.
И не стоит думать, что Пермск – это только дома. Зелени, особенно летом, там хватает с избытком. Даже в центре зеленые насаждения и парки встроены повсеместно. Даже на центральном, Кузнецком проспекте, за зданием университета, вокруг академии театрального искусства и экспериментального театра расположены парки в английском стиле. А уж сколько и каких разных здесь было гостиниц, кафешек, театральных площадок – просто не сосчитать.
Я любил бывать в Пермске. Здесь, как и в Амурске у моих мастерских был магазин, да и оптовых клиентов хватало среди туристических фирм. Но сегодня особой радости не было. Все же события прошлых суток обычными назвать трудно. Да и Люда с Ларисой были взволнованы и раздражены предстоящей разлукой.
Уже у вокзала мне пришла в голову мысль. Поскольку ей было там одиноко, решил поделиться ей с дамами. Ведь, если девочка Настя опознала духа в бедном Вальтере, то она или ее бабушка вполне могут знать, как от него избавиться. Поскольку ребята выехали несколько раньше нас, то они, скорее всего, уже в Пермске. Может быть, с них и начать?
Лариса и Люда идею поддержали. Созвонились с Борей, попросили узнать адрес девочки. Адреса у него не было, но был он у Сергея. Связались с ним. После недолгого препирательства, искомый адрес получили. Настя с родителями жила неподалеку, на проспекте Первостроителей. Развернулись, подкатили туда.
В пятиэтажном доме на третьем этаже нашли квартиру, позвонили. Дверь открыла невысокая, благообразная женщина нанайка.
- Здравствуйте, - поприветствовал я.
- Здравствуйте, вы к кому?
- Мы хотели бы побеседовать с Настей по поводу происшествия на озере Болонь. Если Вы позволите, конечно. – попросила Лариса.
Женщина поменялась в лице.
- Это про мальчика из их класса? Про Вальтера? Настя ждала вас. Проходите.
Интересно, она нас ждала. Мне-то казалось, что эта идея только забрела мне в голову. Мы прошли в очень странную детскую. Вся комната была увешана сэвенами и другими оберегами, причем, не резными деревянными фигурками, которые предлагают туристом при любой гостинице, а едва оформленными дощечками. Тем не менее, каждая из них кричала о своей подлинности. Сама же девочка была во вполне домашней одежде, что-то вроде спортивного костюма, с еще влажными после душа волосами, видно приехала незадолго до нашего визита.
- Еще раз здравствуйте, Настя! – поздоровался я. Как-никак уже виделись.
- Здравствуйте – все так же несколько отстраненно отвечала та – Я чувствовала, что наш разговор не закончился.
- Расскажи нам побольше о том духе, пожалуйста.
- Я буду говорить только с Вами – указала она на меня.
Дамы удивились, но отнеслись к взбрыку девочки спокойно. Все-таки, педагоги.
- Мама – позвала девочка – Напои, пожалуйста, гостей чаем.
Люда и Лариса вышли в соседнюю комнату, а Настя вдруг пристально уставилась на меня.
- Что-то случилось? – поинтересовался я у девочки.
- У Вас душа странная. Она из слоев. Один из них даже с духами говорить может. Я его сначала увидела. Подумала, что, наверное, и среди русских бывают шаманы.
- Ты можешь рассказать про бусиэ?
- Да. Это любой шаман знает. Раньше все люди знали. Когда человек умирает, он уходит к предкам. Там, у корней мирового дерева они живут. Там другой мир, другая земля. Но они нас не бросают. Помогают нам, когда мы их просим. Их тоже нужно поминать, одаривать. Это очень важные духи. Но, если человек плохо умер. Например, с собой покончил или еще как-то неправильно, если его не погребли, а оставили на земле тлеть, то получается, что он слабый перерождается. Такой не может найти путь в страну предков, не может стать Мани. Вот у меня на стене сэвены, каждый, как связь с каким-то Мани, моим предком.  Вот, а когда у человека плохая смерть, он остается в этом мире. Тогда он и становится бусиэ. Они всегда голодные, им всегда холодно. Они пьют кровь, чтобы согреться. А еще они ненавидят глаза людей. У них же глаз нет. Они иначе видят. Потому у людей они выгрызают глаза.
- А как они выглядят?
- Они? Они же духи, могут выглядеть, как захотят. Могут быть совсем не видимыми. Могут быть, как люди, только с пустыми глазами и лица у них черные.
- Ты говорила, что в Вальтера вселился такой дух. Почему?
- Вы сами знаете. Мы сидели возле озера. Это особое место, там духов очень много, они там силу набирают. Только сила эта черная. Я не знаю, почему так. Просто чувствую. Говорили про духов, а они это всегда слышат. Особенно на Болони. И все, что потом было. Оно же сразу говорит о том, что злой дух вышел на охоту. И очень сильный дух.
- Почему ты думаешь, что сильный?
- Другие духи, которые живут на озере очень встревожены и сердиты.
- А как можно изгнать этого духа? Ведь, можно его изгнать?
- Можно. Только нужен очень сильный шаман. И еще, нужно, чтобы человек или животное, в которого вселился злой дух, не могло сбежать. Шаман должен быть рядом с ним. Иначе не выйдет.
- А есть такие шаманы?
- Наверное. Тут нужно у моей бабушки спросить.
- А она с вами живет, в городе?
- Нет, конечно. Шаману в городе нельзя. Здесь духам плохо. Я тоже скоро уеду из города.
- Ну, не скажи. Я даже в Хабаровске встречал шаманов.
- Это не шаманы, а клоуны.  Они не настоящие.
- Так, где твоя бабушка живет?
-  В Найхине. Это поселок выше по Амуру.
- Я знаю.
- Вот там она и живет. Спросите, как найти бабушку Чан-гун. Или ее иначе Валентиной зовут. Там любой покажет.
- Спасибо тебе. Извини, что пристаем.
- Все правильно. Я знаю, что Вы сможете спасти Вальку. Он хороший.
В этот момент молодая шаманка исчезла, оказавшись почти девочкой-подростком, переживающим за своего одноклассника.
Я поднялся попрощался и прошел за дамами, мило беседующими с матерью Насти.
Уже в машине попытались составить план действий. Лариса очень хотела, чтобы мы поехали все вместе. Но Люда смогла ее убедить отпустить «мужиков делать их, мужские дела». Отвез их на вокзал. На скоростной электричке до Хабаровска было ехать около трех часов. Взяли билеты. Я помахал вагону и… решил позвонить Борису. Подробно рассказал о разговоре с девочкой. Борис долго ругался, но разрешил мне отсрочку возвращения. Единственное, запретил ехать ночью.
- Если до восьми вечера не закончишь, оставайся ночевать в гостинице. Эта тварь, похоже, ночью активизируется. – распорядился он. 
У них все было тоже не просто. Кто-то не желал эвакуироваться. Приходилось долго уговаривать. Борис с Сергеем решились даже на такой крайний шаг, как демонстрация самым упертым фотографий жертв. Трудно шла эвакуация. Но все же шла. Борис надеялся, что новых жертв удастся избежать. Войска подтягивались, выстраивая периметр в зоне возможного пребывания таинственного убийцы. Словом, дела идут – контора пишет. Поехал и я. 
До Найхина было не близко и дорога, скажем откровенно, была похуже. Пилил часа полтора, даже больше. Потом долго искал бабушку Чан-гун или Валентину. Наконец, мне указали на небольшой домик, стоящий несколько в стороне от основного массива деревенских усадеб. Я постучал.
- Кто там? – проскрипел голос изнутри.
Хорошо, хоть на русском языке. Я представил себе худую и сгорбленную бабу Ягу. Эх, вечно мне везет на красавиц.
- Я от Вашей внучки, Насти. У меня беда. Она сказала к Вам обратиться.
Дверь распахнулась и показалась, ну, совсем не баба Яга. Крепкая и совсем не худая женщина лет шестидесяти, правда, с темным от загара лицом и темными же цепкими глазами.
- Вы от Насти? Проходите.
Я прошел в небольшую избушку, такую архаическую, что она просто не вписывалась в окружение богатого рыболовецкого села и районного центра. Даже очаг там топился без какой-либо трубы, а дым выходил через пазухи в крыше.
- Настя сказала, что Вы знаете сильных шаманов. Нам очень нужен самый сильный шаман.
Бабушка Чан-гун долго смотрела на меня, потом вздохнула и произнесла, неожиданно переходя на «ты»:
- Ну, рассказывай.
Я рассказал про все невероятные события, которые произошли в последнее время. Про пропавшего парня, про двух странных мертвецов, про нападение на нас. Не забыл включить слова Насти про бусиэ и про то, что изгнать его может только очень сильный шаман. Бабка-шаманка задумалась, прихлебывая из кружки какой-то настой.
- Бусиэ бывают разные. Есть те, что вчера погибли. Их изгнать легко. Тут просто два ритуала провести. Один бесприютную душу приманит, а другой даст ей силы дойти до страны мертвых. Тут и я бы справилась. Хотя и не разговариваю я с такими духами. Я с Хозяйкой разговариваю, прошу ее о здоровье для больных, о детях для тех, кто не может их заиметь. Но у тебя – она опять долго смотрела на меня – другая беда. Есть бусиэ, что веками сидят на одном месте, голодают, злобу и силу черную копят. Если он выходит на свободу, то жди беды. Я уже несколько дней чую, что с северной стороны что-то надвигается.
- Его уже не изгнать?
- Не знаю. У меня не выйдет. Права моя девочка, тут нужен самый сильный шаман. И жертва нужна.
- Какая жертва?
- Бусиэ сам к такому шаману не пойдет. Он его чувствует и опасается. Тут нужен кто-то, кто будет приманкой, а он и погибнуть может. Только иначе ты злого духа не затянешь. Думаю, что тут нужно поклониться деду Девжаку. Он очень сильный шаман.
- А где он живет?
- Как раз недалеко от вас. Около озера, ближе к Амурской протоке, в поселке Джуен. Это возле западного берега озера. Скажешь ему, что тебя прислала Чан-гун. Тогда он с тобой говорить будет.
- Такой суровый и нелюдимый?
- Нет. Просто сегодня очень много стало тех, кто играет в шаманов. А люди смотрят на них, к настоящим шаманам начинают ходить, как в театр. Потому мы с чужими стараемся не общаться. Если бы не Настя, я бы с тобой тоже разговаривать не стала.
Я поблагодарил и откланялся. Кое как добрел до машины уселся за руль и стал думать. Было часа четыре. Часа два или три езды до места. В принципе, еще светло. Попробую, решил я, заводя машину.
По трассе не ехал, а мчал, выжимая все разрешенные сто восемьдесят километров в час. Но ближе к озеру пришлось скорость сбросить. Все же там не скоростная трасса. Можно и без всякого злого духа в ящик сыграть. Еще километров через пятнадцать меня остановили военные. Подошел худощавый и рыжий лейтенант.
- Здравствуйте! Территория озера оцеплена по решению губернской власти. Просим Вас развернуть машину и покинуть район.
Пришлось звонить Борису, долго объясняться с ним. Потом он не менее долго объяснялся с лейтенантом. Короче говоря, когда я подъезжал к поселку, уже начинало вечереть.
На окраине, а точнее говоря, уже за поселком стоял вросший в землю домик шамана. Не успел я подойти, как дверь распахнулась.
- Заходи – прозвучало даже не приглашение, а команда.
Что-то много у меня командиров появилось в последнее время. Не люблю я их. Ладно, ничего, потерпим для пользы дела. Я прошел в полутемное и очень задымленное какими-то курениями помещение. Внутри было еще меньше всего, чем в домике Чан-гун. Лавка для сна, на ней шкуры. В центре комнаты очаг. По стенам какие-то мешочки развешаны. То ли травы, то ли еще какая-то гадость.
Сам шаман был невысоким, но кряжистым мужиком тоже лет шестидесяти. Правда, в отличие от Настиной бабушки выглядел он не лучшим образом. Глаза красные, усталые, волосы слиплись от пота.
- Я говорил с духами. Они, наконец, ответили мне. Про тебя они тоже сказали. Только сейчас у меня сил совсем нет. Ты сядь, а я немного отдохну.
- Ты поможешь мне?
- Да, помогу. Но сначала мне нужно спать. Не бойся. Это не долго.
Вариантов не было. Я уселся на пол, больше было просто некуда. А шаман улегся на шкуры и захрапел, выдавая замысловатые трели. Сначала я пытался уловить мелодию его храпа. Но не выходило. Стоило мне ее уловить, как хитрый шаман менял ритм и тональность.  Мне казалось, что сижу я уже бесконечно долго. Очень тянуло плюнуть на все и уйти. Но опять вспоминались тонкие пальцы с гигантскими когтями, тянущиеся в окно машины, застывший, мертвый взгляд парня на рисунке Ларисы. Впрочем, часы показывали, что сижу я чуть больше получаса.
Мне не оставалось ничего другого, как попробовать медитировать. Все лучше, чем искать мелодию в храпе господина Девжака. Какое-то время ничего не выходило, а потом я отвлекся. Вокруг себя я начал замечать цветные всполохи. Не такие, как «змейки», которых я видел во время своей жизни в далеком прошлом, а настоящие вихри света. Они проносились во все стороны, окружали меня, ластились. Было не страшно и даже не волнительно. Наоборот, и внутри, и снаружи разливалось спокойствие, умиротворенность. Потом я услышал звуки. Странные звуки. Они были совсем не похожи на привычную европейскую гармонию, это было нечто хаотическое и первозданное и, вместе с тем, невероятно прекрасное. Оно влекло и завораживало. Хотелось слиться с этим светом, с этой музыкой.
Вдруг все оборвалось. Я ощутил сильный толчок в плечо, открыл глаза. Я лежал на полу, а надо мной стоял рассерженный и испуганный Девжак.
- Глупый длинноносый – закричал он – Люди годами учатся говорить с духами, даже те, кто их видит. Таких слабых глупышей духи затягивают в свой мир, делают там своими слугами. Ты этого хочешь? Пойми, глупый человек, мир духов – это не игра на вашем глупом компьютере.
Я попытался объясниться, что я вообще ничего не хотел. Просто сидел и ждал, когда шаман соизволит проснуться. Но тот, такое чувство, даже не слышал меня, продолжая метать громы и молнии в мой адрес. Наконец, его запал иссяк. Или его иссяк куда-то запал. Словом, он замолчал и сел рядом со мной. Так мы и сидели друг на против друга. Лишь минут через десять такого сидения он, наконец, заговорил.
- Бусиэ нужно изгнать. Он очень древний и сильный. Наверное, в том месте, где он находился, стерлось какое-то охранное заклятие. Вот он и вышел на свободу. Это очень плохо.
- Почему? – немного невпопад спросил я – Мы же можем его как-то уничтожить.
- Вы можете уничтожить тело человека, которого он поработил. Он будет искать и найдет другое тело. Вот если его изгнать, то ему будет очень плохо и больно. Он не умрет, но ослабеет. Тогда несколько лет от него бед не будет.
- Но несколько лет – это мало. Потом он опять будет убивать людей?
- Да. Моему народу в далекие годы приходилось жить рядом с такими духами. Мы научились не ходить в плохие места одному, правильно хоронить покойников, чтобы не порождать новых чудовищ.
- Но как-то же можно с ним справиться?
- Можно. Есть два пути. Первый, если за тебя вступится могучий дух. Лучше всего, из верхнего мира, но может помочь и дух Хозяин. Он молнией поражает бусиэ, превращая того в громовый камень.
- А второй? – поторопил я замолчавшего шамана. Первый вариант показался мне не особенно реалистичным.
- Второй? Нужно найти и сжечь тело, которое переродилось в злого духа.
- А если он такой старый, то тело уже давно истлело.
- Это не важно. Сожги то, что осталось – кости, прах, волосы. Огонь даст силу слабой душе дойти до мира предков.
Не скажу, что и этот вариант показался мне сколько-нибудь реальным, но, шаман других вариантов не предложил.
- Давай пока попробуем избыть близкую беду, а потом уже будем думать про далекую. Ты готов быть жертвой?
- Да.
- Хорошо. Этой ночью и завтра днем вы будете готовиться. Следующей ночью ты сядешь на берегу, а я приманю бусиэ. Там мы его и захватим. Потом я проведу обряд изгнания. Хватит у тебя решимости встретить злого духа глаза в глаза? Хотя, у него и глаз-то нету.
- Куда же я денусь?
Шаман усмехнулся.
- Ты смелый человек, хоть и не из нашего народа. А сейчас я провожу тебя к твоим друзьям из города.
- Не стоит беспокоиться. Я на машине. Сам доеду.
- А не боишься, что на дороге тебя будет ждать Он?
Я вспомнил наше ночное приключение с Борисом и поежился.
- Вот то-то. – опять усмехнулся Девжак – Давай мы с тобой сделаем так. Ты поедешь на своей машине. Но я дам тебе амулет, который будет для духа выглядеть, как будто я рядом. Бусиэ к шаману сам не подойдет. Тем более древний и мудрый бусиэ. А в этот… в багажник ты положишь сеть. Вот эту.
- Для чего? – я посмотрел. Сеть как сеть, ничего необычного. Такими сетями можно рыбу ловить. Только это не очень здорово. Удочкой оно как-то спортивнее.
- Эта сеть соткана духами. Она должна удержать Бусиэ. А теперь поторопись. Все расскажешь своим друзьям из города. Завтра на закате я приду к вам. Тогда и попробуем его, духа этого, поймать.


Глава 5.
Охота

Опять потянулась дорога. В последние дни ночные круизы вокруг озера становятся привычными. Солнце еще не совсем село. Но часть неба уже стала темно синей, а от озера потянуло туманом, сквозь который словно проснувшийся вулкан, полыхал в закатном свете остров Ядасен.  На фоне подступающих сумерек деревья все теснее обступали неширокую дорогу, идущую вдоль берега. Где-то совсем близко стоят солдаты, защищая Приамурье от монстра, который завелся в этих местах. Но свалить его – наша работа. Хотя почему наша? Я не защитник правопорядка, не военный. Я обычный предприниматель, каких в одном Хабаровске тысячи, если не десятки тысяч. Чего же я лезу? И ведь не могу не лезть. Моя это земля. Вымечтанная, выстраданная. И вот в эту мечту влезает какой-то левый, да еще и злой дух. Это меня категорически не устраивает.
Вдруг что-то мелькнуло справа. Остановиться? А вот фигушки вы угадали.  Мы на левые подначки не идем. Я спокойно держался за баранку. Дорога вильнула. Теперь я даже успел разглядеть белобрысого пацана с очками на носу. Он, действительно, двигался как-то ненормально. Точно не вполне скоординировано, тем не менее очень быстро. Машины, а, главное, наличие в ней моей тушки притягивало его невероятно. Но что-то, одновременно, пугало. Хотя, понятно что – оберег от моего шамана. И, правда, не видит он, а чувствует, дрянь такая.
Опять что-то мелькнуло между деревьев. Ничего, мне тут ехать километра два осталось. Не возьмешь меня, гаденышь белобрысый. Хотя, белобрысый-то как раз не гаденыш, а жертва. И с ней скоро мне придется сойтись. Нет не с жертвой, а с мерзкой сущностью в теле жертвы. Ничего, повоюем. Где там наше не пропадало.
Видимо, поняв, что вкусный человек, или как там он нас ощущает, умудрился ускользнуть, а напасть сейчас выйдет себе дороже, тварь разразилась яростным воем, в котором смешались злоба, негодование и даже что-то вроде жалобных причитаний. Ты, гаденыш, у меня еще не так заговоришь. А пока я, кажется, вернулся. Правда, не в гостиницу, а кемпинг, ставший на время штабом операции по борьбе с непонятно чем.
Борис меня уже ждал возле деревянной двухэтажки. На парковке теперь оставались только явно служебные машины, несколько военных автомобилей. Рядом с ними притулился «гражданский» внедорожник Бориса. Я припарковался возле него. Вышел, облегченно вздохнул. Интересно, сколько седых волос у меня прибавилось за эту поездку? А сколько еще прибавится? Будем утешать себя тем, что седина красит мужчину. Или мужчина закрашивает седину. Это уж у каждого свой подход.
- Я сказал же тебе, не ездить вечером – приласкал меня Борис вместо «здравствуйте».
- Я тоже тебе рад – ответил я.
- Ты не шути. Все серьезнее, чем ты думаешь. Это чудо, в смысле, наш белобрысый монстр уже на два поста напал. Автоматным огнем его отгоняли. Как ночь пройдет, пока даже предположить трудно.
- Я знаю, что все серьезно. – уже без улыбки отвечал я – Потому и приехал.
- Говори
- Ну, тут есть один шаман в поселке Джуен. Зовут его Девжак. Он может этого монстрика победить.
- Так тащи его сюда.
- Все не так хорошо, как хотелось бы. Чтобы изгнать монстра, нужно, чтобы тот находился рядом с шаманом и, желательно, не мог сбежать.
- И как мы это должны организовать, если этот красавчик железные двери прогибает и не морщится?
- Вот об этом и разговор. Этот красавчик по своим личным причинам, до которых нам пока нет дела, очень не любит живых. Просто за сам факт их существования. А я, как ты уже успел заметить, вполне себе живой. Соответственно, я становлюсь живцом, а вы – охотниками. Наш дорогой шаман-ага одарил меня сетью, из которой наш общий знакомый не сможет вырваться.
- Так чего он сам не стал живцом? Слабо?
- Не слабо. Просто наш монстр чует шаманов. И если он его учует, то просто не подойдет.
- Точно?
- Сто процентов. Шаман мне какую-то штуку дал, которая создает видимость, что он со мной рядом сидит. Так вот, наше знакомое чудовище три раза показалось, но напасть не решилось. Шаман подойдет завтра к закату. Желательно, в это время нам уже определиться, где я буду стоять, а вы его караулить.
Борис задумался.
- Слушай, мне этот вариант очень не нравится. Практически, мы заслоняемся тобой от сильного и опасного врага.
- У тебя есть варианты?
- Есть. Живцом буду я. В конце концов, это моя работа, а ты только добровольный помощник.
- Тут есть одно обстоятельство. Дело в том, что, неожиданно, оказалось, что я его, в смысле нашего монстра, тоже чую. Конечно, я не шаман. Но что-то похожее.
В принципе, я почти не врал. Чуйка мне каждый раз подсказывала, что наш друг вот-вот покажется. Просто поначалу я ее не очень слушал. Борис удивленно посмотрел на меня.
- Вот как, оказывается. Дружу с человеком, как с человеком. А он у нас оказывается шаманом. Хорошо, пусть будешь ты. Только оружие с собой возьмешь.
- Возьму. – согласился я. Прощаться с такой классной жизнью, которой я жил последние годы, я не собирался совсем. Более того, чтобы защитить эту свою классную жизнь, я и собираюсь в ближайшем будущем отправиться на свидание с этим, совсем не милым чудовищем.
- Так. Ты сейчас передай сеть Сергею и вали спать.
- А пожрать дадут? - вспомнил я, что кроме завтрака еды у меня сегодня не было.
- Пойдешь в столовую. Скажешь, что я велел тебя накормить. Твои вещи в седьмом номере. Спи. Утром разбудим.
Я поплелся в здание. В кафе меня, действительно, покормили. Еда была самая простая. Видимо, шеф-повара гостиницы сменили его армейские коллеги. Но, тем не менее, все было вполне съедобно. Картошка, котлеты, какой-то салат, компот. Не изыски, к которым я пристрастился за последние годы, но вполне себе пища. В теле появилась сладкая истома.
Уже совсем стариковской шаркающей походкой я доплелся до двери с циферкой семь. Ключ, который мне выдали внизу подошел. Собственно, у него не было другого выхода. Да, в прошлой гостинице номер был покомфортнее. Зато здесь куча военных, что позволяет надеяться, что ночью я буду спать, а утром проснусь. А это – приятная надежда. Надо бы сходить в душ, подумал я. Вот минутку полежу и схожу. Но не судьба. Коснувшись головой подушки, я просто вырубился.

***

Господи, как плохо. Надо просто проснуться. Почему-то этот липкий и мерзкий сон никак не кончается. Мне очень холодно. Почему-то, когда во сне светит солнце мне еще холоднее. Ночь будто согревает меня темнотой. Днем приходится искать теплую темноту. Хотя я все время сплю. Меня куда-то влечет во сне. Я знаю, что это сон, но мне так плохо. И еще страшный голод. Аж все нутро подводит, щиплет, как будто кислотой на уроке химии. Только два раза мне попалась во сне какая-то пища. Тогда мне на какое-то время стало тепло спокойно и хорошо. Но очень ненадолго. Мне нужно проснуться.
Я из всех сил стараюсь раскрыть глаза, но ничего не происходит. Этот странный и страшный сон продолжает сниться. Меня кто-то все время куда-то тащит. Я иду, не могу не идти. Я сплю, но иду. Все вокруг почему-то хотят меня убить. В меня стрелял взрослый мужчина. Еще кто-то очень больно стрелял возле дома, где я надеялся раздобыть пищу. Это странно. Ведь я просто хочу проснуться. Не надо меня убивать. Мне холодно, я хочу есть, мне страшно. Пожалуйста, разбудите меня. Я кричу, но на крик никто не приходит. А страшный сон все длится и длится. Когда он начался? Когда он закончится? Неужели вся моя жизнь – это страшный сон без конца и надежды. Я ничего не помню. Кто я? Помню только озеро, что-то, что вылетает из озера и впивается мне в шею. Или это тоже сон?

***

Утром меня разбудил настойчивый стук в дверь. Будил Сергей, безопасник из Амурска. Сказал, что меня будут ждать внизу. Видимо, уже пора. Разленился я за последние годы. Отвык от быстрых подъемов. Ничего, вспомним былое. Резко вскочил. Ой, мамочки, как в голове-то зашумело. Понятно, если вы проснулись после сорока пяти и у вас ничего не болит, то не переживайте: вы умерли. Звездочки из глаз доказывали, что я вполне себе жив. Думайте, сдулся Андрей Степанов? Не дождетесь, как говорят у них, в Одессе.
Восстановил перпендикуляр с полом, принял душ, побрился. И уже через каких-то десять минут свежим и бодрым спускался на первый этаж.  Сотрудники центра охраны правопорядка в количестве трех человек и двух военных уже сидели за столиком, попивая кафе из термоса. Присоединился к ним. Кофе был не очень. Скорее, как почти любой растворимый, имитация кофе. Но проснуться и включить мозги он помогал, а это главное.
Итак, самым оптимальны местом из близлежащих была сочтена полянка, где исчез первый пострадавший. Со стороны обрыва там подобраться трудно. Значит, спина у меня будет прикрыта. Это уже очень неплохо. Обрыв скроет шамана на время призыва. Никак не могли решить, где будут находиться сотрудники с сетью. Ведь им нужно, одновременно, находиться рядом с местом встречи и не спугнуть пациента. Спорили долго.
Варианты обхода с двух сторон или нахождения неподалеку были отброшены. В первом случае, мы наталкивались на то, что сеть у нас всего одна. А во втором был изрядный шанс не успеть. Вы не поверите, но умирать я не торопился. Да и Боря меня в этом поддерживал. Кроме всего прочего, хочу лежать в гробу молодой и красивый, чтобы девочки вокруг рыдали. А то, во что наш совсем не добрый знакомый превращает трупы своих жертв, мне совершенно не нравилось.
Наконец, вспомнили, что монстр плохо преодолевает заграждения. Похоже, что вверх он «смотрит» редко. Решили, что Сергей, Борис и их коллеги замаскируются под пташек Божьих, укроются в кроне деревьев, расположенных вокруг полянки. Я представил всегда корректного и подтянутого, всегда «с иголочки» одетого Бориса, съежившегося на ветке. По крайней мере, это будет забавно. 
Решили еще раз посмотреть все на месте. Это правильно, хороший сценарий тоже стоит порепетировать. Порепетировали, и не один раз, и даже не два. Я показывал, как умею быстро выхватывать пистолет, доказывал соратникам по авантюре и себе хорошему, что способен я попасть в сосну на расстоянии пятнадцати шагов.
Убедившись, что насколько было можно в наших условиях, мы подготовились, Борис отдал приказ двигаться на базу. На базе дел у нас тоже было не много. Поели плотненько, поскольку было непонятно, когда это получится сделать в следующий раз. Отдохнули от напряженных репетиций и… уселись ждать шамана.
В это время позвонила Люда. Причем, явно стоящая рядом с ней Лариса, рвалась отобрать у нее трубку. Не особенно внятно они сообщили, что в каком-то мифологическом словаре написано, что Бусиэ должен бояться мощного электрошокера. В принципе, электрошокер у меня в машине лежал. Я пообещал девчонкам, что обязательно попробую. Горячо их поблагодарил. Но, почему-то идея с шаманом мне казалась более надежной. Правда, Люде об этом говорить не стал. Понятно, что они за нас волнуются и любят. И это, в любом варианте, очень здорово.
Девжак подошел, точнее, подъехал на своей машине часам к семи. Сначала я как-то удивился. А потом подумал, почему бы шаману не иметь автомобиль. Что он, не человек что ли? Держался он, хоть и вежливо, но несколько отстраненно. Чувствовалось, что такое обилие чужих людей ему непривычно. Тем не менее, он не отказался перекусить и даже выпить «боевые сто грамм» на дорожку.
Впрочем, мы все остограммились. Кроме нормальной, общечеловеческой водки, шаман дал каждому выпит какого-то своего настоя, который, как он сказал, не даст яду бусиэ убит нас слишком быстро. На меня же он повесил оберег, который поможет сохранить спокойствие. Ладно, еще великий и мудрый Карлсон, который живет на крыше, говорил: Спокойствие, только спокойствие. Будем как Карлсон!
Наконец, все сборы закончились, и мы выдвинулись к поляне. Первым ушел шаман. Потом двинулся я. Через пару минут пошли остальные. Будем надеяться, что монстр наше движение проигнорировал. Уж не знаю, так оно было или не так, но мы вполне благополучно добрались до полянки. Я встал спиной к обрыву, а лицом к лесу. Как избушка, которая должна как-то там повернуться.
Судя по легкому колыханию веток, наши мужики заняли свои позиции. Девжак начал что-то напевать, ритмично ударяя в маленький бубен. Ритм все ускорялся, мычание шамана становилось все отчетливее. И вот я услышал, как где-то в глубине леса хрустнула ветка. Или мне показалось? Нет, теперь уже я чувствовал, что оно совсем близко, рядом. Оно стремительно приближается. Я достал пистолет, снял его с предохранителя и спрятал руки за спиной.

***

Холод. Все время холод и голод. Как я устал. Сейчас даже смерть кажется желанной. Но ее нет, а есть бесконечный сон. Меня куда-то опять несет. Куда? Какая разница. Я сплю. Когда-нибудь я обязательно проснусь. Наберу побольше сил, и проснусь. Пока сил нет совсем. Есть только холод.
Наконец уходит это противное холодное солнце. Можно выходить из моего убежища. Мне снится, что я иду, почти плыву по лесу. Вокруг тихо и темно. Мне становится немного легче. Сейчас нужно найти еду. Теплую еду, которая так согревает меня. Еда обязательно должна где-то быть. Нет. Это не мои мысли. Я сплю. Что это за звук? Откуда он? Это меня зовут? Меня. Там меня разбудят, согреют, накормят. Кончится этот кошмар.
Я иду на зов. Идти трудно. Что-то или кто-то внутри меня не хочет, чтобы я шел. Оно боится. Я чувствую его страх. Но зов все сильнее. Я уже не иду, а бегу. Как когда-то, когда я не спал. Там большая вода. Вода – это хорошо. Я выхожу на открытую поляну. Где-то, в самом краю меня мелькает какое-то воспоминание. Это место чем-то важно для меня. Но зов все сильнее. Это уже где-то рядом.
А вот и еда. Я чувствую еду. Бросаюсь к ней. Но еда больно кусается. Она обжигает маленьким злым огоньком. Мне больно. Я отшатываюсь. В этот миг на меня сверху падает пелена. Страшная пелена. Она со всех сторон. Она жалит намного сильнее, чем маленькая раскаленная штучка, которой кусалась еда. Я запутываюсь в ней. Она душит меня. Что-то выдирает меня изнутри. Я не могу двинуться. Нет!

***

Монстр выскочил на поляну и бросился ко мне. Ох, мама дорогая. Изо рта парня полезли гигантские зубы. Когти начали удлиняться. Из уголков раздвинутой зубами пасти капала слюна. Милашка, одним словом. Блин, пара бы уже коллегам кидать сеть. От монстра до меня не больше пятнадцати шагов. А мужики медлят. Заснули они что ли? Блин, точно, заснули. Монстр кидается. Я быстро достаю руку из-за спины и стреляю два раза в упор. Не попасть я просто не мог.
Но монстр целехонек. Хотя обиженно завыл и отшатнулся. Стреляю еще раз. Ух, кажется, наши очнулись. Сверху на чудовище падает сеть. Монстр падает на землю, начинает кататься по ней, все сильнее запутываясь в ячейках. Неужели вышло! Наши слетают с деревьев. Окружают поляну, на которой беснуется чудовище.
Подбежал шаман. Закрутился возле бусиэ, опять застучал в бубен. Но на этот раз иначе.  Тому зримо поплохело. Он стал выгибаться дугой, колотиться о землю. Вокруг чудовища, все ускоряясь, носились золотистые духи, воспроизводя ритм шаманского бубна. То есть, это я их видел. Остальные только с удивлением смотрели на шамана и бусиэ.  Из тела монстра в сторону озера потянулась какая-то мгла. 
Внезапно монстр, опутанный сетью, налетел на острый кусок скалы, торчащий посреди поляны. Одна из ячеек поддалась. Бусиэ взвыл, выворачиваясь во все стороны, освободил когти, начав ими рвать расползающуюся сеть. Наши обрушили на него огонь изо всех стволов, которые у них были. Про то, что потом им писать объяснительные, как-то в тот момент не подумали.
Но чудовищу все это было, как слону дробина. Он разорвал сеть и бросился прочь, отшвырнув по ходу одного из людей Сергея. Вой его все удалялся, а мы, стояли, совершенно обалдевшие от неожиданной неудачи. Казалось, что еще минута-другая и работа будет сделана. А теперь что? Ни Борис, ни Девжак, ни, тем более, я ответа не знали. Да уж. Вместо точки судьба подкинула многоточие.
Ничего. Не думайте, что я собираюсь сдаваться. Я собираюсь думать и бороться. Вот сейчас вместе со всеми немного поистерикую и начну бороться.  Как там у моего любимого в прошлой жизни Каверина: бороться, искать, найти и не сдаваться.
Я пытался храбриться, шутить, но внутри было полное опустошение. Видимо, у моих коллег было не лучше. Враг был уже у них в руках, и тут такой облом. Пожалуй, наиболее обескураженным выглядел шаман. По его словам, сеть просто не должна была порваться. Но, факт – штука упрямая. Во всяком случае, в этот раз мы продули партию монстру. Пошли к лагерю, по дороге совершенствуя знание русского мата, нанайских ругательств и международного арсенала посланий в эротическое путешествие.
Девжак остался ночевать в кемпинге. По его словам, у себя в деревне он оставил обереги, которые не пустят монстра к его землякам. Хотя, честно скажу, теперь я уже не настолько уверен в силе его амулетов.  Думать, что делать дальше, решили утром. Не удался кавалерийский наскок, будем думать об обходном маневре. В любом случае, нам нужно отдохнуть и собраться с силами. Какие у нас еще были варианты – попросить помощи у сильных духов. А что, в эту сторону можно подумать. Вроде бы был у меня один знакомый и вполне авторитетный дух. 
Одна беда. С этими духами никогда не поймешь, что отчебучат. Могут помочь и очень даже. А могут и как-нибудь с вывертом поступить. Где-ты, мой старик, который хозяин Приамурья. Очень бы не помешала твоя помощь. Хотя, силы у меня уже точно нет. Сегодня только спать.
Господи, на душе-то как горько. Неожиданно пришла мысль: мальчика очень жалко. Сначала я сам удивился этому порыву: какого еще мальчика мне жалко и с какого перепуга? Потом сообразил. Да, пожалуй, так и есть – жалко мальчика. Ну того, белобрысого, умненького с очками на носу. С чего это я? Все спать. Завтра все.