Из походного дневника-4-6

Сергей Романов 4
(фотография сделана в 1996 г.)

1.04.96. Monday. Понедельник.
Итак, 1-е апреля – день компота. Во сколько проснулся – не знаю. Светло. Вот все, что можно сказать о времени. Сделал утренние дела: оправку, микрозарядку, поход к полынье за водой. Потом долго смотрел карту, ища более короткие пути выхода из Кижей. А снаружи снег, снег, снег. Все время снег. Палатка плачет. В ней тепло. Я варю компот и парит он неимоверно. Зато, надеюсь, будет что выпить и вспомнить. Развел также в холодной воде конфеты «Театральные». Получилось нечто вроде лимонада. Тоже приятно. Сейчас буду завтракать. Решительно доем хлеб с компотом и таким образом наконец-то перейду на сухари.
Итак, меня мучают две проблемы: 1) время; 2) как побыстрее отсюда выйти (тоже о времени).
Что-то не очень мне хочется ползти еще 10 дней по белой озерной пустыне, тропя и потея. Я это могу – знаю, и потому мне неинтересно. Что-то надо придумать повеселее. Право слово, если бы отсюда была какая-нибудь оказия, я бы воспользовался.
А снилось мне сегодня черт знает что! Рвань, а не сон! Рваный сон. То какие-то многолюдья и базары, а то ловля неких птиц с целью их спасения. Я ловил их и выпускал в каких-то грандиозных помещениях, где, я знал это твердо, имеется пища.
Часы мои показывают шесть, но, конечно, явно не шесть.
                ***
Итак, я сходил на остров Кижи. Прошел все, вплоть до самой северной точки, до самых последних строений. Везде есть дорога. А понастроили, вернее, перенесли в заповедник новых музейных охраняемых объектов довольно много. В основном это избы и часовни. Довольно однообразные (издалека, конечно).
Два раза разминывался с людьми. Сначала, наперерез мне из деревеньки на западном берегу острова шла женщина. Я заколебался – может подойти, спросить время? Но почему-то не стал этого делать, и не жалею. Потом можно было подойти к «снегокатчикам» в деревне Ямки, что на восточном берегу. Но и туда не пошел. А носятся аборигены на своих «Буранах» – будь здоров! Следы – повсюду. Лихо носятся. Видимо, это именно то, что нужно северной русской душе в долгую белую пору.

Я хорошо поснимал. В основном, пейзаж с архитектурными включениями. Добил цветную пленку. В цвете не думаю, чтобы получилось нечто путное, но так, для «порядка», раз уж взял.

На подходе к своему островочку схватил жуткий подлип (опять потеплело). Сварил и съел обед. Суп вермишелевый, курячий, с луком; колбаса с чесноком; сало с последней вареной картошечкой; орехи; предпоследний ломтик хлеба; компот (подогретый). Поспал, замерз, проснулся и вот сижу и пишу. А сам непрерывно думаю думу. Куда же завтра идти? По озеру, как намечал, – тропить 140 километров. А что если через губу Великая, , мимо деревни Великая Губа, через перешеек в Космозеро, далее вновь через перешеек и, вырвавшись на простор Повенецкого залива, дунуть последние мили до Медвежьегорска по льду? Вот такая дума. Долгая, непрерывная… На озере может быть неплохой наст. А в этих узких губах мне придется непрерывно тропить. Это точно. Зато через губы путь короче и можно будет воспользоваться случайными попутными дорогами. В итоге я могу выиграть время. Денек, другой… Но зачем? Разве я не шел именно за мужским трудом и одиночеством? Да, конечно. Но одиночество такого зимнего похода я уже знаю. И мне это не очень интересно. А в Рязани меня ждет Никитка (чудо мое белоголовое) и два моих главных дела: выставка и книга. Что предпочтительнее?
                ***
Сегодня с утра варил компот. Эх, компот-компотус! Яблоки, курага, изюм. Ложка – стояла,  вот какой получился компотик! Его можно есть и пить даже без сахара. Сейчас, после сна, холодненький, он так хорошо идет! А вообще-то, я разъелся. Жевать хочется почти все время. И сало летит, и к колбасе глаза тянутся. И супчики кнорровские, и орешки, и кашка молочная с маслицем – все давай, все хочу!
Сегодня видел на острове симпатичных красногрудых птах, но не снегирей. Клювы у них толстые, могучие. Наверное дубоносы. А перед этим, стайку необыкновенно притягательных, черных с белым пичужек, которые порскали с ветки на ветку впереди меня. Провожали…

А сон сегодня снился – ужасный! Вроде бы меня ведут – по блату! – в зубную клинику, но завязаны у меня почему-то глаза. Но я ВСЁ вижу. И вот в каком-то кабинете, среди кресел зубодёрных, мы начинаем с донной Вивой изображать картину Рубенса и пить вино из кубков. И я что-то бормочу про Вирсавию…
С тем и проснулся, спасибо, ноги замерзли. Дурацкий сон.
Может быть сходить еще раз на остров? За Временем?
Нет, не пойду.
                ***
Время условное, неведомое. Но уже вечер. Лежал, читал вагонные газеты. Сейчас смотрю карты. Вытанцовывается такая картинка. От Кижей, через губу Великая, до деревни Великая Губа – 25-27 км. До Космозера еще 10 км. Итого – 3 дня. По Космозеру – 30-33 км, 2 дня. До Залива – 7 км. По Повенецкому заливу – 38-40 км, 3 дня. В итоге: 110-120 км и 8-9 дней. Быть по сему! Так поинтереснее будет.
Варю ужин. Манка с изюмчиком и какао, подзабытое с этой «медовухой» и компотом. Потом – спать. А завтра – 9 дней впереди. Я пересеку Заонежский полуостров и выйду к Медвежьегорску. Если повезет и будут какие-никакие дороги в нужном направлении, могу прийти раньше чуток. Но рассчитываю я на 8-9 дней. Без спешки.
Плохо только, что часы сникли. Без часов как-то худо, хотя, казалось бы, светло – иди, темно – спи.
                ***
(продолжение следует)