Музыкант и композитор Иосиф Чернявский

Барух Бавли
ИОСИФ (ДЖОЗЕФ) ЧЕРНЯВСКИЙ.

Иосиф (Джозеф) Лев (Лейб) Чернявский родился в г. Лубны, Полтавской губернии Российской империи около 1890 года. Точная дата его рождения неизвестна;  в заявлении на гражданство его жены, в 1928 г., указано 29 марта 1889 г .;  Сам он указал в военных документах США, что это было 29 марта 1890 года, а в «Лексиконе театра идиш» указана дата 31 марта 1894 года. Отец Иосифа был клезмером, как и его дедушка, который, как говорили, был прототипом музыканта Стемпеню, из рассказов Шолом-Алейхема.  В юности Иосиф учился в хедере, а также играл на барабанах, в отцовском ансамбле, на еврейских свадьбах.  Вскоре он начал учиться игре на виолончели у своего отца. Через время переехал в Одессу, где продолжил обучение игре на инструменте у Александра (Сендера) Фидельмана, своего родственника, также происходившего из клезмерской семьи.  Затем Чернявский, получив государственную стипендию, поехал учиться в Санкт-Петербургскую консерваторию, и прошел курс у таких выдающихся преподавателей, как Н.Римский-Корсаков и А. Глазунов.
Иосиф Чернявский получил высшее образование в 1911 году, окончив консерваторию с золотой медалью, как виолончелист и дирижер, а затем отправился в Лейпциг, где продолжил учебу у Юлиуса Кленгеля.
Еще будучи студентом консерватории, Чернявский являлся участником ансамбля еврейской камерной музыки, основанного кларнетистом Симеоном Беллисоном, под названием «Московский квинтет», который находился под сильным влиянием Общества еврейской народной музыки.
И.Чернявский собирал еврейские мелодии в местечках, аранжировал и обработал их, и внес в репертуар ансамбля. После окончания учебы, в 1914 году, он вернулся в Санкт-Петербург и снова присоединился к ансамблю. Играл в некоторых русских оркестрах, начал сочинять собственную музыку. В 1918 году, при поддержке вышеупомянутого Общества, Беллисон основал новый камерный ансамбль под названием «ZIMRO», также известный как Палестинский ансамбль камерной мумузыки. К ансамблю добавилось фортепиано, а ведущим скрипачом был Яков Местечкин, ученик Леопольда Ауэра.  Целью ансамбля было совершить турне по Восточной России, Азии и США, конечной целью была Палестина. Репертуар состоял не только из стандартного камерного репертуара, но и из сочинений русских еврейских композиторов, таких как Александр Крейн, Соломон Росовский, Иосиф Аарон и Михаил Гнесин.
Ансамбль «ZIMRO» покинул Петроград в марте 1918 года. Они совершили поездку по Восточной России, Китаю и Голландской Ост-Индии, наконец, в августе 1919 года, оказавшись в Америке. Ансамбль пробыл в Соединенных Штатах не менее двух лет, выступая на конгрессе Американской сионистской федерации, в сентябре 1919 года, а затем в Карнеги-холле и других местах. Сергей Прокофьев написал свою увертюру на еврейские темы для ансамбля Zimro, который дебютировал с ней в феврале 1920 года в Нью-Йорке (с Прокофьевым, в качестве приглашенного пианиста).  Однако вместо того, чтобы продолжать выступления в целях сбора средств для культурного центра в Подмандатной Палестине, группа постепенно распалась, и трое из ее членов (Чернявский, Местечкин и Беллисон) обосновались в США, продолжив там музыкальную карьеру.
В 1919 году, когда ансамбль «ZIMRO» еще давал концерты, Чернявский написал музыку к пьесе «Мойше дер Клезмер» в исполнении Мориса Шварца.  Встреча со Шварцем привела Чернявского к тому, что он вошел в мир идишского театра в качестве композитора и аранжировщика.  Они совместно работали над первой американской адаптацией «Диббука», которая имела огромный успех в 1921–1922 годах.
После постановки "The Dybbuk", Чернявский постауил новый водевиль, создав новый коллектив, который он называл по-разному: Идиш-Американским джазовым оркестром Джозефа Чернявского, Хасидско-американским джазовым оркестром и т. Члены оркестра одевались как казаки или как хасиды-ортодоксы. Среди известных клезмеров, которые играли в этом оркестре, были Нафтуле Брандвейн, Дэйв Таррас и Шлоимке Бекерман. Ансамбль гастролировал по Соединенным Штатам в течение трех лет. В 1924 году его записи для Path; Records были представлены, как ''первый еврейский джазовый оркестр'' в стране. Позже Дэйв Таррас заявил, что на самом деле это был не джаз, а просто «хорошая театральная музыка». Исследователь клезмерской музыки Джеффри Уоллок писал: «это был ни джаз, ни настоящий клезмер, аранжировки были модернистскими, театральными трактовками еврейского содержания». К 1925 году оркестр распался.
Иосиф (Джозеф) Чернявский продолжал сочинять музыку. Он работал с Борисом Томашевским, и выступал на различных площадках, включая Национальный театр, Театр Ирвинг-Плейс и Бродвейский театр Томашевского. В 1926 году он стал композитором и дирижером во вновь открывшемся Публичном театре на Второй авеню и 4-й улице. Однако его сочинения для пьес на идише, похоже, закончились в тот период;  его последняя пьеса такого рода, защищенная авторским правом - Der kaddish tsu mayn shtam (1925), и в «Лексиконе театра идиш» отмечается, что он ушел из театра, приблизительно в 1926-27.
И.Чернявский также принимал непосредственное участие на первых этапах развития радио на идиш в Соединенных Штатах.  Он был музыкальным редактором первых програм WFBH в 1926 году. Передача, получившая название «Программа Либби», проходила с мая по август того же года и, часто транслировала мастерскую игру Дэйва Тарраса на кларнете.
Покинув идишский театр, примерно в 1927 году, Чернявский тяготел к господствующей английской музыке, будь то радио, кино или театр. В феврале 1928 года он начал новые выступления с оркестром "Colonials" в Colony Theater в Нью-Йорке;  Они дебютировали на сцене, на открытии «Китайского попугая».  Позже, в 1928 году, Карл Леммле назначил Чернявского музыкальным руководителем в Universal Studios, и тот переехал в Голливуд. Однако там он пробыл недолго, уехав в июле 1929 г., до того, как закончился его контракт.
В 1930-е годы Чернявский трудился в разных городах на радио, телевидении и в театре. В 1930 году он недолго работал в Торонто в театре Uptown. Несколько лет руководил оркестром Sympho-Syncopators. Затем был музыкальным руководителем Чикагского театра, примерно в 1933-35 гг. В 1936 году он запустил телесериал под названием «Музыкальный оператор» на канале NBC.  Примерно в 1938 году Чернявский и его семья переехали в Цинциннати. Джозеф занял пост музыкального директора в WLW Cincinnati.
Во время Второй мировой войны Чернявский продолжал работать на радио, уехав в Цинциннати, а затем в Нью-Йорк, в 1941 году
В 1942 году он работал в Бостоне.
В начале 1940-х он также руководил другим оркестром, с забавным названием «Мальчишка встречает девчонку».
В 1949 году Чернявский некоторое время провел в Йоханнесбурге (Южная Африка), где был музыкальным руководителем зрелищной постановки «Оклахома!».  а также некоторых балетных постановок.
После 1949 года Чернявский отошёл от музыкальной деятельности.
Жена Иосифа, пианистка Лара (урожденная Либерман), родилась в Николаеве, где они поженились в июне 1917 года. Их сын Уильям родился в июне 1918 года в России, а дочь Саломея (Салли) родилась в Калифорнии в декабре 1929 года. Салли впоследствии стала профессиональным фотографом и редактором книг по искусствоведению.
Чернявский умер 3 ноября 1959 года в Нью-Йорке.
Болью в сердце и неуёмным горем, на всю оставшуюся жизнь, для Иосифа Чернявского оставалась весть о гибели более 4000 евреев, в том числе его родных, в Засульском Яру, под Лубнами, в октябре 1941 года.