Новая Халвицкая. Синопсис о сапиенсах

Галина Щекина
Новая Халвицкая
Аксана Халвицкая – как автор стиха - это бушевание эмоций. Помню ее  книжку  стихов «Ночи в  ай си кью».  Мне было обидно, что автор не я…. эти стихи затягивали… Халвицкая как  автор прозы -  загадка. Ритм этой прозы не скорый. Не телеграфный.  Она коротка, не успевает начаться, как уже кончилась. Как  уместить рассказ на таком  малом поле? Как  втиснуть пространство  рассказа в рамки  минатюры? Ранняя проза  Халвицкой была темна и выразительна. Теперь каждый  новый рассказ все короче, лаконичнее -  миниатюра.
Прежде всего это женская проза, главные персонажи женщины. Это написано о женщинах и это писала женщина. Но игра идет не совсем женская. Речь о жестокой жизни.
Описаний нет. События лишь набросок. Я бы сказала  что эти миниатюры – полный  минимализм. Они не просто коротки. Они лаконичны, сжаты как радиосигналы. Возможно их космический язык сильнее, чем человечий. Но и непонятнее.
Ловя  рыбу, герой  умудряется переселиться в карпа которого поймали, не  убили, а отпустили. И герой  Алексей Альбертович мгновенно  возвращается в человека и теряет интерес к рыбе. Он узнал рыбалку с другой  стороны. Как убийство… Читатель может  сказать, что характер не описан. А я бы  сказала что тут есть главное – совесть. Потому и жив остался.
Еще один совестливый герой – Анатолий Анатольевич. Пожалела его мартышка. Пожалел и он  мартышку, и А.А. стал  мартышкой.  Я правда не знаю, как из отличить, кроме  имени. Автор  не затруднят  себя намеками на  человеческую суть персонажей. И поэтому для читателя они на одно  лицо. Но автор по этому поводу не особо страдает. По крайней мере в тексте  сочувствия к персонажам не проявлено.
В рассказах о мужчинах женщины как правило негативные фигуры. Вот Надежда Николаевна из «Мартышки». О ней знаем только то, что она  нерегулярно пекла печеночный торт, и еще у нее был  шарф. Все! А  как ей сочувствовать? Получится наоборот – из-за нее  мужчина стал обезьяной… Эволюция повернула вспять. Это и есть приговор нынешнему человеку. Которому недалеко до животного. Вот так синопсис! «Соединение потеряно» - я не понимаю, почему нельзя было это написать по-русски. Англицизмы из компа. Это ясно, но избито. Рассказ мрачный  в своей обыденности. Молодой  парень Игоряша превратился в придаток компа. И хотя есть надежда его вернуть, все равно  ужас. Рассказ – антиутопия.
«Симуляция жизни» продолжает тему также  биороботов. Мне сразу вспомнился рассказ Ромы Красильникова  про  идеальную жену – лег в постель, поставил на  зарядку, а тут  Анфиса в капризе ставит его на спящий  режим. Чего ради если весь  мир  смирился? Элементы этой темы кстати и видим на  оболожке. Да и пить водку вместо обьятий робота это так по-человечески! Да. Человек  к этому  не готов…
 Важный  момент этой книги – это галерея общежитских девочек. Ничего не понимая, он и нам не помогут что-то понять. Это вихрь разноцветных красок и без выводов, если б это была живопись,  я бы сказала – импрессионизм. «Марьяшка»  - невыносимая соседка по общежитию.  Пытается  защитить еще более невыносимого человка. В результате устраивает пике в голом виде и ее тут же выгоняют.
Эля так мечтает об  Индии, что тут  же привозит оттуда индуса и он до сих пор там живет. Анюта  собираясь умереть, но она попала в  слаон  красоты и там ей сделали такое небо с овчинку, что она забыла о своей затее. Из этого хоровода становится понятно, какой должна   быть настоящая  женщина. Сарказм конечно. Но понятно,что автор далек от феминизма…
Может я не всегда успеваю за сменой  картин, но от этого остается ощущение полной свободы. Ничего, что они  ненормальные. Зато им хорошо….
Стихи  Халвицкой  в недалеком прошлом - сочные  мелодрамы - стали теперь фруктами, из которых сделали фрэш. А  может это те же миниатюры выжали. Когда не до образов и их рассматривания.
Стихи Халвицкой стали  менее страстными. Но не стали  менее выразительными. Автор перечисляет  их, желая  захватить отдельные приметы . Как  будто бросает на холст  отдельные краски, нов целом получается картинка как бы сама собой.
Среди них нет стихов личных и последовательных. Это правда некие отдельные кости стихотворений. Таковы  верлибры  Халвицкой. Хаос прелести  и гадости.
Но  среди них попадаются чудо  портреты. Например  мама, инженер и хореограф. Например, папа который приезжает и дочь стрижет его бакенбарды. Любуется им. Да она имеет право на  танец  с папой. Это написано как о сверстниках….
И в этих верлибрах каждое одного состоит из многого. Недаром же в  Искусстве светлых прощаний  так много литературных отсылов, игрушек, состоящий из множества деталей. Потому что мир поэтический  Халвицкой так многоцветен и многолик, что  трудно выбрать одно.  Пусть  все так и сыплется на читателя и пусть он сам выбирает - своего  рода калейдоскоп образов.
В  общем получается что стихи и  прозы Халвицкой смонтированы по схожему принципу. Тут велика роль прекрасной  случайности.  И никто уже не сможет судить о роли композиции в этих летучих соединениях.