Усадьба Мышецкое на Круглом озере

Волкова Наталья Андреевна
Село Мышецкое, как и многие подмосковные деревни и сёла, имеет свой герб: гусар-ский кивер на фоне голубого диска напоминает о том, что здесь на берегу Круглого озера была усадьба героя Отечественной войны 1812 года Дениса Васильевича Давыдова, венок из лавровых листьев –  память о павших воинах в ноябре-декабре 1941 года.

Площадь Круглого озера составляет 96 га, глубина в отдельных местах достигает 5 м, в  воде содержится небольшое количество радона. Когда-то озеро принадлежало Московскому митрополиту, здесь для патриаршего двора дворовые люди ловили рыбу. Со временем на месте рыбачьего посёлка возникла деревня Рыбаки.

Люди селились по берегам этого озера с давних пор. В районе Мышецкого и деревень Рыбаки и Агафониха был открыт ряд стоянок древнего человека (неолит, эпохи бронзы), обнаружены следы поселений XIV-XVII веков, а южнее озера находятся славянские курганы вятичей.

Село Мышецкое получило свое название по фамилии его владельцев князей Мышецких, однако первоначально оно называлось Ново-Озерецким. В 1630 году из приказа Большого дворца Ново-Озерецкое продали князю Ефимию Федоровичу Мышецкому, воеводе, у которого было три сына: Данило, Борис и Яков. Яков был стольником, после смерти отца он с 1671 года владел сельцом Ново-Озерецким и в 1684 году попросил у царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича разрешения о постройке здесь каменной церкви. В 1685 году был построен храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в стиле раннего барокко. Он имел форму одноглавого куба с закомарами под крышей.

В 1812 году Мышецкое и соседнее село Озерецкое были захвачены французским отрядом из корпуса Нея. У крестьян французы забрали хлеб и фураж, после чего сожгли эти селения. 24 сентября (по старому стилю) 1812 года наши войска, получив подкрепление от отряда под командованием Ф.Ф. Винценгероде, а также при поддержке крестьян, объединившихся в крупный партизанский отряд, перешли в наступление и освободили Мышецкое и Озерецкое. Около Мышецкого были могилы французских солдат, но сейчас их уже не найти.

В 1822 году усадьбу Мышецкое купил поэт и гусар, герой Отечественной войны 1812 года генерал-майор Денис Васильевич Давыдов. Известно, что в 1830 году в селе был двор, где жили дворовые люди (11 душ мужского пола и 5 женского) и 14 крестьянских дворов (51 душа мужского пола и 54 женского).

В 1830 году, когда вокруг Москвы свирепствовала холера, для того, чтобы не пропустить туда эпидемию, вокруг Москвы были созданы санитарные участки, а на трактах – заградительные посты. За одним из таких участков, а именно 20-м, куда входила и усадьба Мышецкое, вызвался надзирать Д. В. Давыдов и блестяще справился с поставленной задачей.

Выйдя в отставку, с 1832 года Д.В. Давыдов жил в основном в Мышецком, где занимался сельским хозяйством, ходил на охоту, воспитывал детей. Денис Васильевич написал здесь ряд стихотворений, а также произведения мемуарного характера и по истории военного искусства. Жизнь в Мышецком нашла свое отражение в письмах Д.В. Давыдова к друзьям. Так в одном из них он писал: «Я с утра до вечера на коне и рыщу по мхам и болотам. Приезжай в мое Мышецкое. Теперь осень, мы с тобой погуляем за зайцами и даже за медведями, коих около меня более, нежели зайцев". Выезжая в Москву, Д.В. Давыдов часто встречался с А.С. Пушкиным, которого называл «единственным родным его душе поэтом».

Господский дом в усадьбе был небольшой, деревянный, фасадом обращённый в сторону озера Круглого, которое хорошо просматривалось из окон дома. Перед фасадом дома строго по кругу росли посаженные друзьями Дениса Васильевича Давыдова дубы. От дубов в сторону озера вела еловая аллея, деревья росли в два ряда по краям дороги; к самому озеру можно было спуститься по лестнице из ста ступеней. Была ещё и липовая аллея.

Дом прислуги представлял собой деревянное оштукатуренное здание с кирпичным под-валом. Через дорогу была площадка, так называемая в усадьбах Аллея игр, с качелями, каруселями и другими видами игровых приспособлений. В усадьбе были также оранжереи. До наших дней сохранились три пруда: Деревенский, Попов и Конный, ныне находящийся на частной территории. Рядом с Конным прудом раньше были конюшни, отсюда и его название.

С 1840-х годов владельцем Мышецкого стал надворный советник  известный благотворитель, издатель и географ Платон Васильевич Голубков (1786-1855). В 1850 году П.В. Голубков уговорил священника Павла Дмитриевича Никольского переехать из усадьбы Иевлево-Знаменское к нему в Мышецкое. С этого времени и до 1930 года причетники жили при Покровской церкви в Мышецком, совершая изредка богослужения в Поярково и Иевлево-Знаменском. Ещё в 1842 году супруга П.В. Голубкова Мария Ивановна пристроила к храму небольшую колокольню. В 1847 году храм был капитально перестроен в псевдорусском стиле, появилась обширная новая трапезная с двумя приделами: во имя  иконы Феодоровской Божией Матери и Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

В 1852 году в селе Мышецком было 22 двора и 150 жителей. После П.В. Голубкова Мышецким владела помещица П.И. Кушакевич, а с конца XIX века – московский купец Андрей Тимофеевич Денисов и далее его наследники. По данным переписи Московской губернии 1899 года, село Мышецкое находилось в Озерецкой волости, в нём было 35 хозяйств, в которых проживало 233 человека. В 1911 году в селе значилось 33 двора и церковно-приходская школа.

Вскоре после 1917 года были утрачены все усадебные постройки, за исключением дома прислуги, но Покровская церковь оставалась действующей. В селе располагался сельсовет и школа первой ступени. В 1919 году был образован совхоз - Кругло-озёрская опытная станция, занимающаяся научными разработками и находящаяся в ведении МОЗО. В 1927 году в селе Мышецком, которое находилось в Трудовой волости, было 52 хозяйства, в которых проживало 299 человек.

После закрытия Покровской церкви, начиная с 1930-х годов, местные жители стали разбирать на кирпич колокольню и два придела, к 1941 году храм разобрали полностью.  В 1937 году по обвинению в пропаганде против Советской власти был арестован и расстрелян последний настоятель этого храма Сергей Степанович Третьяков.

С 29 ноября по 8 декабря 1941 года Мышецкое было занято немцами. При отступлении  они сожгли почти все дома в деревне, отравили колодец. На окраине Мышецкого стоит памятник на  братской могиле воинов 20-й армии под командованием А.А. Власова, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками.

В Мышецком родился и жил Валентин Васильевич Саратов (1932-2006), член Союза художников России. По его инициативе с 2003 года начал возводиться в Мышецком на месте разрушенного храма новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы по про-екту архитекторов Олега Клодта и Александра Эрмана. К сожалению, несколько лет не дожил В.В. Саратов до открытия Покровского храма. На могиле В.В. Саратова на кладбище в Мышецком установлен памятник, а уникальная кованая ограда выполнена его другом Вадимом Цыгановым, художником, скульптором  и поэтом. Дом Вадима Цыга-нова и его жены - известной певицы Вики Цыгановой как и дом Саратова, находится в Мышецком.

За прошедший век облик усадьбы Мышецкое изменился до неузнаваемости: нет господского дома и других усадебных построек, на месте разрушенной церкви возведена новая. Сохранилась лишь часть парка с прудами да несколько старых дубов, да и те находятся на частной территории.