Калининградское ВАТУ. Про СД и РЭО

Николай Валентинов
Калининградское ВАТУ готовит авиационных специалистов по двум направлениям.
"Самолет и двигатель" – СД – железо и мазута.  Техник – хозяин самолета. МиГ-21… МиГ-23… Двигатель… Планер…

"Бортовое радиоэлектронное оборудование самолетов и вертолетов" – РЭО. Радисты… Только не те радисты, что в наушниках на ключе морзянку отстукивают. Специалисты по обслуживанию и ремонту радиоэлектронной начинки всяко-разных летательных аппаратов. У радистов более разветвленная структура специализации. Кого-то ориентируют на "связь и навигация". Радиотехническая система ближней навигации и посадки… автоматический радиокомпас… радиовысотомер… Кто то подробно изучает "радиолокацию".  Несколько взводов за металлической дверью с кодовым замком, в секретных аудиториях, готовятся к радиоэлектронной борьбе с вероятным противником. РЭБ… Эти про свою учебу особенно не распространяются.

РЭО считается более интеллектуальным направлением. Учиться сложнее. При поступлении конкурс больше. Проходной балл выше. Так говорят…
Вообще то училище наше больше ориентировано на подготовку специалистов РЭО. Из пяти рот нашего, первого, курса на СД специализируется только наша, 8-я рота и 50% (два взвода) братской 9-ой роты. Все три роты пятого батальона  - чисто радийные. Или радистские – как правильно?

Специальность выбирается еще на гражданке, когда подаешь в военкомате документы на поступление. Хотя что мы там понимали о каких то тонкостях специальностей? Я выбрал СД, по образу и подобию поступившего в КВАТУ школьного своего товарища,  Васи Бессонова. Впрочем выбором специальности я доволен. После школы, до поступления в училище,  работал в совхозе трактористом. Механизатору привычны железо, мазута и запах соляра. А бегущие по проводам электрончики и невидимые радиоволны – из области непонятно-непознанного. Неизведанное всегда страшит…

Безуспешная попытка поступления после школы в Пушкинское высшее военное инженерное училище радиоэлектроники ПВО поубавила мне самоуверенности. Почему то решил, что раз пришла в наш военкомат разнарядка, то меня там ждут с нетерпением. Ожидание отличается от реальности…

В Калининградское ВАТУ поступил успешно. Учусь вроде бы неплохо. Не лучший ученик во взводе, но думаю, что попадаю в десятку лидеров.

Различия в программах обучения СДшников и радистов значительные. У каждой специальности свои предметы. У нас Авиационное Материаловедение, Теория авиадвигателей, Аэродинамика, Сопротивление материалов. Детали машин, теоретическая механика. Радисты тоже изучают наши предметы. Но вкратце, только для общего развития, всё в одну кучу и называется пОшло и легкомысленно – ТЕХМЕХ… Фи.

И СДки и Радисты – патриоты своей специальности. Другого не желают. Каждый считает свою специальность более важной и нужной.

Со старших курсов просвещают нас, первокурсников о тонкостях учебы.

На специальности "самолет и двигатель" самый трудный – первый год обучения. Когда математика с сопроматом, да всякие теории с формулами. Потом пойдет специальность – уже легче будет. Сам самолет и двигатель. Железо – оно проще. Даже топливную автоматику можно понять и потрогать.

На РЭО учиться сложнее. На первом курсе такая же общая теория. Считается, что она самая легкая. Потом специальность пойдет – все сложнее и сложнее. До самого выпуска учеба и зубрёжка… учеба и зубрёжка. Учиться труднее, шанс сойти с дистанции по неуспеваемости – выше.

По словам наших, СДшных, преподавателей (а они в жизни повидали многое, все из войск) в авиационных частях жизнь у радистов чуток полегче, чем у самолетно-двигательных специалистов. Но так далеко не заглядываем. Мы живем здесь и сейчас. Наша программа-максимум заключается в том, что бы благополучно дойти до выпуска, получить золотые погоны. А что там будет, в войсках… Есть ли жизнь на Марсе?

Курсант предполагает, а Министр располагает… Под конец первого курса, когда до конца семестра оставалось несколько месяцев, совершенно неожиданно переводят наши СДшно-мазутные взвода на чуждую специальность: все будете радистами! Никаких возражений не принимается. Рапортов писать даже не думайте – только если на отчисление. Все уже решено и ваше мнение никого не интересует! На СД остаются всего два (!) взвода нашей роты. Первый и четвертый. Небольшая "перетряска". В те взвода переводят и тех, кто учится по направлению. Из нашего класса ушел в первый взвод Юра Тетерин, он учится от завода и именно на СД. Ну и Старшин со своей гвардией кладовщиков и каптерщиков. У них много побочных обязанностей  и послаблений в ущерб учебе, радийную специальность они не потянут.

Сменивший специализацию народ полон возмущения. Как это нас так унизили и опустили "ниже плинтуса"? Мы целый год презирали этих радистов-канифольщиков, и вдруг сами угодили в их ряды… Но рапортов никто не пишет. Папа Коша строг: "Перевод только в народное хозяйство!"

И только я, один из немногих, тихо радуюсь происходящим переменам. Такое счастье привалило, откуда не ждали. Есть Бог на свете! Не иначе, как он услышал про мое горе и подсобил. Угораздило меня попасть в конфликт с преподавателем по теории авиационных двигателей, майором Нейманец. Виноват, конечно, сам. Пообещал он завалить меня на экзамене. И что буду я к нему ходить весь отпуск на пересдачи. Все будут водку пьянствовать и безобразия нарушать, девчонок за титьки трогать, а я буду весь месяц нести службу в суточном наряде, учить ТАД и раз в неделю пересдавать. А он меня валить на пересдаче… Этот литовец слову своему хозяин. Обиделся Нейманец всерьез и за дело. Потом как нибудь расскажу, из-за чего майор на меня взъелся.

Выхода из создавшейся ситуации я не видел. Преподаватель всегда сможет завалить на экзамене неугодного курсанта. Ну если тот не гений с феноменальной памятью или папа в генеральском звании. У меня нет ни того, ни другого. ребята посматривают на меня с сочувствием… Я уж и сам понемногу настраиваюсь на летний отпуск в пределах училища. Буду бороться за свою свободу как великий Че Гевара. Не его методами, но его упёртостью и постараюсь вызубрить науку. Только слабо вериться…

Причину радикальных перемен до нас не доводили. Кто то утверждал про дефицит радистов в ВВС. Кто то о переориентировании училища на чисто радиоэлектронную специальность. СДшников в достаточном количестве готовит в Сибири Ачинское ВАТУ. Кто то утверждал, что на нас, как подопытных кроликах, решили опробовать программы военного времени. Ускоренной подготовки специалистов.

Переучивание далось нам трудно… Совершенно другая физика. Совершенно другая терминология. Совершенно другие процессы. За пару месяцев нам прогнали все радийные предметы первого курса, которые радисты изучают в течении года. Основы радиотехники, элетронно-вакуумные приборы… Еще что то.

По пять пар занятий ежедневно. Вместо самоподготовки – занятия. До самого ужина. В голове каша… Напряжение путается с давлением, сила тока с турбулентностью, генератор с компрессором, сопротивление с подъемной силой.

Но справились. Изучили. Вызубрили. И даже экзамены успешно сдали. И даже почти все! Причем не хуже настоящих радистов. Преподаватели отмечали, что наши бывшие СДшные взвода и классы успеваемость имеют выше, чем другие.

В летний отпуск (тридцать дней свободы!) я поехал вместе со всеми. Кто то остался сдавать и пересдавать экзамены, но в радости своей не замечаем…