Ранние портреты императора Александра I - часть 1

Владимир Варнек
1. С.С. Щукин. «Портрет императора Александра I». До 13.12.1805.  Х.м. 77,5х62.  ГРМ [1].
2. Неизвестный художник. «Портрет императора Александра I». После 13.12.1805.  Х.м. 76,5х58.  ГРМ [1].
3. С.С. Щукин. «Портрет императора Александра I». После 13.12.1805.  Х.м. 76,6х60,5.   Музей Тропинина и московских художников его времени [2].

Приступая к миниатюре, хотел бы сообщить читателям, что несколько своих предыдущих миниатюр посвятил раннему периоду творчества художника А.Г. Варнека (1782 – 1843).  В них было рассказано о таких его произведениях, как портреты графа С.О. Потоцкого и  портреты соучеников по Академии художеств – А.В. Ступина (15.03.2021), А.Х. Востокова (25.03.2021), И.З. Кащенко (02.04.2021), Н.И. Уткина (07.04.2021.) и Е.О. Скотникова (11.04. 2021). Все эти портреты значатся в Списке произведений художника, приложенном к монографии В.С. Турчина [3].

Помимо этого, в данном списке находятся такие произведения выпускника Академии художеств периода 1801 –1804 гг., как «Портрет Евгении Ивановны Колосовой в костюме Артемиды», два портрета Александра I (1802, 1803 гг.), «Портрет живописца» (1802) и  «Портрет Павла Александровича Долгорукова». Об этих, а также  некоторых других портретах, выполненных Александром Варнеком до 1804 г. и планируется рассказать в очередных миниатюрах.  А начну этот рассказ с портретов императора Александра I, которые Александр Варнек выполнил, являясь еще учеником и пенсионером  ИАХ. Аннотации к ним в названном списке приведены ниже:

«39. Портрет Александра I. Александр I (1777 – 1825), русский император с 12 марта 1801 года, старший сын Павла I. 1802. Целищева. Упоминается в Журнале определений Совета АХ за 1802 г. – ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 1604, л. 15. Собрание: местонахождение неизвестно. Примечание: портрет написан для Вятского приказа общественного призрения. <…>.

43. Портрет Александра I. Ок. 1803. Ракова, №5; Целищева. Упоминается: ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 1599, л. 9 об.;  д. 1638. Собрание: местонахождение неизвестно.  Примечание: портрет написан для конференц-залы Академии художеств».

Говоря в своей монографии о работах Александра Варнека начала 1800-х гг., В.С. Турчин отмечает: «В эти годы дарование его стало приметно для педагогов Академии и молодому художнику поручаются некоторые специальные задания. Ему предлагается заказ на исполнение портрета императора Александра I для Вятского приказа общественного призрения (заказ этот был дан в класс С.С. Щукина и исполнен А.Г. Варнеком к весне 1802 года).

В начале 1803 года ему предписывается исполнить другой портрет императора для конференц-залы Академии художеств. Конечно, эти портреты были копиями с оригиналов разных художников, хотя сказать точно, с каких именно произведений – трудно, т.к. эти работы Александра Варнека не сохранились. Важнее, что к началу 1800-х годов, еще будучи учеником Академии, художник исполнил ряд портретов, которые уже являлись самостоятельными его произведениями. Таким образом, уровень профессиональной подготовки А.Г. Варнека не мог вызывать сомнений». 

В Примечаниях к первой главе монографии Турчин делает еще одну ссылку на дело 1604 из ЦГИА и пишет: «За портрет Александра I  (для Вятского приказа) Варнеку было выдано 50 рублей.  Рамазанов сообщает, что в класс С.С. Щукина был передан заказ на четыре портрета Александра I (автор оригинала неизвестен). Учитель раздал заказ своим ученикам и сам выполнил одну копию. Н.А. Рамазанов полагает при этом, что копия В.А. Тропинина оказалась самой удачной. (см.: Рамазанов Н.А.  В.А. Тропинин, «Русский вестник», том 3, 1861, с. 53).

В этом месте считаю целесообразным  остановиться в своем повествовании и разъяснить читателям,  зачем стоит  продолжать далее эту миниатюру, коль скоро местонахождение двух портретов Варнека является неизвестным (см. выше Примечания к пунктам 39 и 43). Одна из причин заключается в том, что работу искусствоведов по атрибуции многочисленных ранних портретов Александра I нельзя пока считать завершенной, и имеется, на мой взгляд, надежда, что авторство одного-двух  из таких портретов может принадлежать А.Г. Варнеку.

При этом нельзя исключить, что подобных «не найденных» портретов у Варнека  на самом деле может быть не два, а три, т.к. помимо портретов, указанных выше в пп. 39, 43, он наверняка  выполнил и один из четырех портретов, названных Рамазановым. А заказ на четыре портрета, один из которых выполнял Тропинин, явно был более поздним и выполнялся, скорее всего, в 1804 году, т.к. именно в этом году Тропинин был вынужден прекратить учебу в Академии и покинуть ее.

Остановимся теперь на рассмотрении трех известных ранних портретов Александра I, находящихся в собрании Государственного Русского музея.  Один из них (самый левый среди портретов, приложенных к миниатюре)  искусствоведы считают работой  С.С. Щукина [1]. Поступил в музей данный портрет в 1918 году из собрания С.А. Половцовой, а изображен еще юный император на нем в мундире лейб-гвардии Преображенского полка со звездой и лентой ордена Св. Андрея Первозванного, а еще с шитой звездой ордена Св. Иоанна Иерусалимского (крестик на левой половине груди).

Отсутствие на мундире ордена Св. Георгия  4-й степени, которым  император был награжден 13 декабря 1805 года, явилось для искусствоведов основанием посчитать, что портрет был написан до этого времени.  Однако можно использовать  и другой аргумент, согласно которому Александр I, являясь протектором Мальтийского ордена  с 1801 по 1803 гг., мальтийский крест после 1803 года перестал носить. И если учесть это обстоятельство, то временем написания данного портрета с хорошей точностью вполне может быть 1802 год.

К этому времени С.С. Щукин, выполнивший за свою жизнь  порядка 10 портретов императора, его самых ранних  поясных портретов еще не написал [4], и тогда можно предполагать, что данный портрет с большой вероятностью мог выполнить А.Г. Варнек. Возможно, это и есть тот самый портрет, который в списке его произведений  идет под номером 39. Но такую гипотезу было бы желательно проверить с использованием технико-технологического исследования.

Следующий из  портретов Александра I, приложенных к миниатюре, поступивший в музей из собрания великого князя Сергея Александровича в 1908 году, в Каталоге ГРМ 1980 года также  приписывался  кисти С.С. Щукина.  Однако, в последующие годы данную атрибуцию на основании технико - технологического и стилистического исследований отклонили от авторства Щукина, и в Каталоге 2007 года  портрет был назван работой неизвестного художника, датированный в настоящее время «не ранее 13 декабря 1805 года» в связи с наличием на портрете ордена Св. Георгия 4-й степени.

И еще один портрет Александра I, во многом похожий на предыдущий портрет, поступивший в ГРМ в 1955 году от Г.А. Кожина, также был признан работой неизвестного художника [1]. Учитывая два отказа от авторства С.С. Щукина, можно поставить вопрос о том, кто же выполнил эти два портрета (Ж-3230 и Ж-6190)?  До высказывания гипотезы поговорим о третьем портрете из этой же серии, приложенном к миниатюре и находящемся в собрании «Музея Тропинина и других московских художников» [2].

Сходство данного портрета с двумя портретами императора из собрания ГРМ очевидно, и возникает интересная интрига, связанная с именами авторов всех трех портретов, тем более, что в Музее Тропинина  3-й портрет (приложенный к миниатюре) считают работой С.С. Щукина. Вот что говорится о данном портрете в Описании музейной коллекции  на сайте музея [2].

«На «Портрете Александра I» из собрания Музея Тропинина, выполненном после 1805 года, мы видим императора в мундире первого русского полка – лейб-гвардии Преображенского - с лентой ордена Андрея Первозванного через плечо и орденом Святого Георгия 4-й степени. Александр Павлович изображен на глубоком, сумрачно-дымчатом фоне с клубящимися облаками, который столь характерен для творческого почерка Щукина. Перед зрителем предстает совсем молодой человек, а седые волосы - это всего лишь дань моде: после того как в армии было запрещено носить парики, волосы все еще продолжали пудрить.

Тип традиционного официального мундирного портрета не позволяет дать личностную характеристику модели. Художник лишь отражает на лице ничего не значащую приятную улыбку. Такие портреты писали для присутственных мест, и они служили исключительно представительским целям. Вероятно и сама модель не вызывала в художнике эмоционального накала, особого художественного видения и творческого подъема, как в знаменитом портрете Павла I. В облике, созданном Щукиным, нет и следа той внушительности и показной, несколько манерной героичности, которыми художники позже наделяли портреты Александра – Победителя». 

Размышляя о трех похожих портретах и авторах их написавших, подумал, а не те ли это портреты, о которых писал в своей статье  Н.А. Рамазанов, как о заказе 1804 года для класса С.С. Щукина? 

Для подтверждения этой гипотезы следует лишь предположить, что на портретах этих, выполненных до конца года без ордена Св. Георгия  4-й степени, данный орден был дописан после 13 декабря 1805 года. При этом ордена на портретах уехавших  из Петербурга до конца 1804 года Тропинина и Варнека  вполне мог написать кто-то другой.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (К-Я). Альманах. Вып. 193. СПб: Palace Editions, 2007, С. 232, С. 234.
2. Сайт Музея Тропинина и московских художников. Описание музейной коллекции.  https://portrets.ru/8.html   
3. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.
4. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин.1762 – 1828. М., Искусство.1979.– 264 с.

24 апреля 2021 г.