40 овждб на заграждении

Владимир Петропавловский
Заграждение.
Воспоминания сержанта 40 овждб Тихомирова Александра Петровича

Частично отредактировано.

     В 40-м отдельном восстановительном ж.д. батальоне 11-й отдельной ж.д. бригаде я с первых дней Великой Отечественной войны. Служил в минно-подрывном взводе на должности командира отделения.
     Личный состав минно-подрывного взвода, после непродолжительной подготовки по специальности, уже 7 июля 1941 г. был направлен на фронт, для выполнения боевых заданий командования.
     Моему отделению было приказано заминировать мост через реку Шелонь у ст. Сольцы. Работами по минированию руководил командир минно-подрывного взвода лейтенант Шевченко А.М. Работа продвигалась очень медленно, так как практики в минировании у нас не было, к тому же мост находился под обстрелом противника. Все это очень действовало на нервы, и работа не спорилась. Лейтенант Шевченко А.М. выразил свое недовольство и, в частности, мной, как командира отделения. А что мы могли сделать, если сами опыта не имели?
      После окончания минирования моста, я получил приказание лейтенанта Шевченко А.М. занять оборону около шоссейной дороги, ведущей в г. Сольцы. Шоссейная дорога эта пролегала от заминированного моста, примерно в 40-50 м.
     Из участников минирования моста сохранились в памяти рядовые Павлов С.И. и Пшенов, впоследствии погибшие, а также рядовой Азямов. Остальных не помню. Мост через р. Шелонь был взорван вскоре после окончания минирования его, к исходу того же дня. В подрыве моста мое отделение не участвовало.
     После этого, мы были направлены на ст. Батецкая. Там выводили из строя станционные здания и железнодорожные пути, совместно со 2-й ротой нашего батальона. Затем, вверенное мне отделение было переброшено на ст. Оредеж. Когда прибыли на станцию там не было ни единой живой души. Подвижный состав был весь эвакуирован. Мы заминировали и взорвали железнодорожные пути, стрелочные переводы, лично я заминировал и взорвал водонапорные башни.
     Покончив со станцией, перешли на минирование ж.д. моста через р. Оредеж. Эту работу выполняли в спокойной обстановке, никто нам не мешал и не торопил. Заминировав мост, мое отделение было оставлено на его охрану. Лейтенант Шевченко бывал у нас наездами.
     Когда на Лужском направлении боевая обстановка осложнилась, и немецкие войска форсировав р. Луга, стали подходить к реке Оредеж, через наш мост начала переправляться наша стрелковая часть, которая заняла оборону на правом берегу р. Оредеж. Нам было видно, как фашисты подтягивают танки и другую боевую технику. Завязался бой. Сильному обстрелу был подвергнут наш мост. В это время связь у лейтенанта Шевченко с вышестоящим командованием была прервана (подрывать мосты в начале войны можно было ТОЛЬКО получив приказ старшего начальника Прим. ИМЗ). Шевченко был очень расстроен этим обстоятельством, что делать? Подрывать или ждать приказа? А в это время немецкие танки рванули к мосту, стараясь его захватить. Наконец Шевченко принял решение подорвать мост без приказа свыше. «Пусть ставят меня к стенке, но фашистские танки по мосту не пройдут!»- сказал он. Он вставил ключ в подрывную машинку и провернул его, но взрыва не последовало. Видимо во время обстрела моста повредило электрическую сеть, соединяющую машинку с детонаторами зарядов. Тогда командир взвода приказал мне забраться на мост, а командиру отделения Калинину добраться к устою моста снизу и одновременно зажечь огнепроводные шнуры заложенных зарядов. Что нами было выполнено. Секунды, что горели огнепроводные шнуры, тянулись очень медленно. Мы очень переживали, ведь танки противника могли проскочить мост. Наконец раздался огромной силы взрыв, и мост рухнул в реку. Эти события проходили в первой половине августа 1941 г.
     Под сильным автоматным и пулеметным огнем противника, мы по траншее, начали отходить в сторону г. Слуцка. Впереди все горело. Из Слуцка, 16 августа, мы отошли в г. Детское Село.
     Во второй половине августа 1941 г. два отделения минно-подрывного взвода были переброшены на Невскую Дубровку. Предстояло минировать железнодорожный мост через Неву. Это был самый большой из мостов, которых нам приходилось минировать. Длина моста была порядка 360 метров, если не больше, но это нас не смущало, мы имели уже приличный опыт в минировании. Средняя часть была разводная. В первую ночь мы на лодках перевезли к разводной части взрывчатку и все необходимое для работы.
     Днем мы, сидя в понтонах у опоры, готовили заряды, а с наступлением темноты, приступили к минированию моста. Еще до рассвета, мост был нами заминирован. Мы спустились в понтоны, чтобы немного поспать и отдохнуть, но нам не повезло. С восходом солнца налетела немецкая авиация и начала бомбить мост. Под грохот взрывов авиабомб и воем фашистских бомбардировщиков, мы сидели в понтоне оглушенные и ошеломленные. Лодки наши были разбиты, понтоны во многих местах продырявлены осколками, мост поврежден, но к счастью из минеров никто не пострадал. Работа наша прошла даром.
     На следующую ночь мы снова лазили по мосту, восстанавливая взрывную сеть. Когда эта работа была сделана, у моста остались лейтенант Шевченко, я и еще один боец, остальные были отправлены в соседний сосновый бор, в километре от моста.
     В первой половине сентября 1941 г. в районе моста завязался бой между нашими и немецкими войсками. Прижатые к берегу Невы наши войска стали отходить по мосту на наш берег. Сначала была переправлена артиллерия на конной тяге, а затем пехотные части. Лейтенант Шевченко скорее всего уже имел приказ о подрыве моста, так как он приказал мне неотлучно сидеть у подрывной машинки и проверять исправность электросети. Когда переправа войск по мосту закончилась, электросеть снова была повреждена. Посланный Павлов и Нефедов обнаружили повреждение и срастили электросеть. После этого у машинки остались я и лейтенант Шевченко А.М. По его приказанию я вставил ключ в подрывную машинку и повернул его. Сразу раздался огромной силы взрыв, части моста с грохотом рухнули в Неву. Только мы успели отойти от моста, как немецкая артиллерия и минометы открыли по нашему берегу шквальный огонь, но нас уже там не было.
     Памятны суровые дни в блокадном Ленинграде. Бригада занималась охраной фарватера на Финском заливе и побережья. Ходили по льду через сутки в разведку. Ох, как тяжело это нам доставалось!
     Выбыл я из 40 отдельного восстановительного ж.д. батальона совершенно неожиданно. Впрочем, на войне такое бывает не редко. Блокада Ленинграда была уже прорвана. Красная Армия изгоняла немецкие войска с территории Советской Прибалтики. Наша задача состояла в очистке от мин ж.д. путей и станций, чтобы наши войска могли спокойно восстанавливать все то, что было разрушено оккупантами.
      Работали мы по разминированию в 1944 г. на Латвийской ж.д. ст. Сита. Эта ж.д. станция была маленькая, всего два или три пути. Минеры уже приближались к станционному зданию, вдруг – взрыв. Один красноармеец упал.  Вместе с командиром взвода, а в это время командовал минно-подрывным взводом ст. лейтенант Кнох Борис Давыдович, мы направились к раненому Кириленко. Взяли раненого на руки и вынесли его в безлопастное место, где ему оказал медицинскую помощь наш санинструктор. Мне пришлось возвращается к тому месту, где был ранен Кириленко, так как я оставил там свой автомат. Направляясь за автоматом, я видимо уклонился от направления, когда мы выносили раненого. В результате я подорвался на мине.
     Очнулся я в полевом госпитале, ранение оказалось очень тяжелым. Очень долго лечили. С родным 40-м восстановительным ж.д. батальоном пришлось расстаться. И только через 26 лет меня разыскали однополчане.

1975 г. г. Череповец А.П Тихомиров

О А.П. Тихомирове очень подробно рассказывает командир 40 овждб Табарчук А.М. в воспоминаниях «40 отдельный восстановительный ж.д. батальон» (Прим. ИМЗ).

Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ. Апрель 2021 г. В.Петропавловский.