Ч. 6 На капитанском мостике

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/04/22/872

Мэри взяла секстан и вышла на палубу. Она уже больше суток не знала точного местоположения судна, потому что занималась только мужем, находившимся в бессознательном состоянии.

Ветер был свежий, клипер испытывал сильную килевую качку. Мэри почувствовала, что её сейчас вырвет. Она подбежала к борту и перегнулась. Её стошнило. Она вытерла рот и покосилась, видел ли кто-нибудь.

Конечно, видели, множество глаз исподтишка наблюдали за ней, хотя все матросы делали вид, что заняты своим делом и не смотрят в её сторону. Больше всего ей хотелось уйти в каюту и прилечь, но она не могла этого сделать.

Стараясь из всех сил удерживаться на ногах, Мэри стала определять углы. В каюте она сверилась с лоцией и книгой указаний лейтенанта Мори (о нём у меня есть очерк http://proza.ru/2009/12/30/706).

Оказалось, что они находятся точно у входа в пролив Ле-Мер. Темнело. Мэри проверила ремни, которыми Джошуа был привязан к койке, чтобы он не упал, потом надела его кожаный плащ, зюйдвестку и вышла из каюты.

Преодолевая тошноту, она поднялась на мостик и пояснила Тимоти, что они должны делать. Мэри указала курс рулевому и встала рядом с ним. Ветер изорвал несколько парусов, но когда они вошли в пролив, его сила уменьшилась.

Второй помощник командовал людьми на мачтах, а Мэри стояла рядом с рулевым и даже висела на штурвале, помогая матросу вывести клипер на нужный курс. В воде плавали льдины, пологие горы берегов едва различались во тьме.

Снасти обледенели, матросы в кровь разрезали руки, работая с парусами. Окоченели руки и у Мэри, и у рулевого. Она руководила работой Хэ, говоря, какие паруса убрать, а какие поставить. Она же давала указания рулевому, задавая курс по компасу.

Чтобы сказать Хэ, с какими парусами что нужно делать, требовалось знать их название. Я приведу несколько названий из книги Александра Яковлевича Глотова, которая имеется в моей библиотеке.

Она была издана в 1816 году и называется «Пояснение принадлежностей к вооружению корабля». Вот названия нижних парусов: грот, фок, бизань, контра-бизань, апсель, грот-стаксель, фор-стаксель, блинд.

Средние паруса: грот-марсель, фор-марсель, крюйсель, крюйс-стенги-стаксель, мидель-стаксель, фор-стенги-стаксель, кливер.  Перечислять верхние паруса я уже не стану, читателю и так понятно, что Мэри должна была называть их чётко и безошибочно, давая указания Хэ, какие работы производить с парусами.

Пролив прошли благополучно. Теперь предстояло обогнуть мыс Горн. И вот здесь началась настоящая борьба со стихией. Мэри делила время между мостиком и каютой, чтобы ухаживать за Джошуа.

Судя по всему, у него был инсульт, впрочем, догадки можно строить любые, особенно автору, не медику. Мэри нужно было менять на муже бельё. Кто ухаживал за лежачими больными, знает, что это такое.

Как и чем она кормила Джошуа, неизвестно. Обычно в таком состоянии больным дают искусственное питание, лекарство вводят с помощью капельницы. Но что могла сделать Мэри в той обстановке?

Она читала и перечитывала всё, что было написано в медицинском учебнике о подобных заболеваниях, и делала то, что ей было под силу в тех условиях. Словом, она была и нянькой, и вела корабль.

Спала урывками. Вокруг мыса Горна шли восемнадцать суток. Каждый день казался бесконечным. Ночь длилась на шесть часов дольше дня. Люди измучились, скалывая лёд. С обледенением приходилось бороться постоянно, как и работать с парусами.

Два раза обошли огромные айсберги, попадалось немало и плоских льдин. В довершение всего попали в сильнейший шторм. Высота волн достигала восемнадцати метров, мачты гнулись, как трости.

По палубе ходить было невозможно из-за ледяной корки, которая её покрыла. Хэ распорядился натянуть дополнительные леера, чтобы можно было перемещаться,  держась за них. И во всей этой адской обстановке девятнадцатилетняя женщина командовала кораблём!

Как они остались на плаву, одному богу известно. Но, командуя клипером, Мэри делала всё так, как она запомнила, наблюдая за мужем на капитанском мостике, и как она читала в лоциях и в книге лейтенанта Мори.

Поражает и то, что команда, состоявшая из бывалых морских волков, беспрекословно слушалась эту молоденькую красивую черноволосую женщину. И это в викторианский век, когда женщинам ещё предстояла большая борьба за свои права в обществе!

Наверное, все понимали, что их жизни в руках этой бесстрашной маленькой женщины.

Продолжение http://proza.ru/2021/04/25/924

На фотографии: Мэри Энн Браун Паттен