Подставка для епископа

Андрей Браев-Разневский Абр
Илья Крюков
вчера в 8:09
Это фото мне прислал друг.
Не секрет, что некоторые не в меру амбициозные архимандриты, дорвавшись до епископства, закручивают архиерейские понты винтом. Да так, что любой горный козел позавидует!
На фоне их третьесортных епархий это порой выглядит просто смешно.

В сельском , полуразрушенном храме, изображенном на фото, по всей видимости не нашлось архиерейского помоста- кафедры. Но разве это повод ущемлять архиерейское достоинство? По всей видимости нет.
И потому, вместо того, что бы принести Богу служение в апостольской простоте, Владыченька взошел своей всемощной пятой на .... ЧЕМОДАН!
Но перед кем на глухом приходе пушить павлиний хвост?
Чье воображение хотел поразить Владыченька? Тети Мани? Бабы Зины?
Непонятно...

"Когда мы поехали в Москву, то решили себе ни в чём не отказывать. — Мы курили только гаванские сигары, пили коньяк «Хеннеси», закусывали чёрной икрой и смотрели последние лицензионные фильмы, на крутом ноутбуке, за четыре штуки баксов. — Таких понтов общий вагон ещё не видел!" (Анекдот)

P.S. А может я и ошибаюсь. Может Владыченька просто недалекий обрядовер, который уверен, что без подставки под его ногами, Литургия, ну никак не совершится?
А Может это незакрытый гештальт из детства? Ну, помните? Ёлочка, табуреточка, стихи, дед Мороз...
Понравилось 17 людям
17 13
Владимир Селин
Владимир Селин
А это что за епископ?
вчера в 8:45
ОтветитьЕщё
1
Илья Крюков
Илья Крюков
Владимир, Уточню
вчера в 8:46
ОтветитьЕщё
Никифор Фокин
Никифор ФокинИлье
Илья, это из т.н. ПЦУ.
вчера в 13:37
ОтветитьЕщё
1

Комментарий
Игорь Харченко
Игорь Харченко
Что такое православное Богослужение? Соборная молитва или театральное представление? Четкий магический обряд, где каждое слово и действие должно быть на своем месте иначе он не произойдет, или вольные сердечные воздыхания уложенные в определенные рамки?
вчера в 12:11
ОтветитьЕщё
1
Николай Домусчи
Николай Домусчи
0:07
вчера в 14:21
ОтветитьЕщё
Павло Камець
Павло Камець
Это раскольник из ПЦУ- СЦУ;
вчера в 14:59
ОтветитьЕщё
Илья Крюков
Илья Крюков
Павло, белый черт ни чем не лучше красного...
вчера в 15:10
ОтветитьЕщё

Комментарий
Дмитрий Глаголев
Дмитрий Глаголев
"Ну, чумадан, погоди!"
вчера в 15:13
ОтветитьЕщё
2
Артем Семенников
Артем Семенников
Может не стоит осуждать?
вчера в 16:38
ОтветитьЕщё
1
Илья Крюков
Илья Крюков
Артем, не осуждать - значит потворствовать.
вчера в 16:38
ОтветитьЕщё
Артем Семенников
Артем СеменниковИлье
Илья, мне все равно, дело ваше
вчера в 16:39
ОтветитьЕщё
Илья Крюков
Илья КрюковАртему
Артем, вы правы, это мое дело...
вчера в 16:40
ОтветитьЕщё
Дмитрий Глаголев
Дмитрий Глаголев
Артем, не путайте осуждение с оценкой. Здесь именно оценка крайне глупого поступка. Точно так же, как глупа архиерейская служба "по всем правилам" в обычном небольшом деревенском храме: вся архиерейская конница и вся архиерейская рать ревёт и орёт, как привыкли в городе, так что это всё очень убого выглядит. Поэтому и здесь вполне несложно представить себе истерику архиерея, который вдруг обнаружил, что он будет стоять на одном полу и на одном уровне с людьми - такие люди пойдут на что угодно, лишь бы хоть как-то, но отличаться высотой положения.
вчера в 19:29
ОтветитьЕщё
2
Илья Крюков
Илья КрюковДмитрию
Дмитрий, кудряво объяснили ;
вчера в 19:30
ОтветитьЕщё
Дмитрий Глаголев
Дмитрий ГлаголевИлье
:-)наслушался всякого от умных и остальных людей. Сам-то я при архиереях не был.
вчера в 19:31
ОтветитьЕщё
Дмитрий Глаголев
Дмитрий ГлаголевАртему
:-)во-первых, я говорил не про чин, а про конкретные случаи "рёва в деревне". Во-вторых - откуда вы знаете, что он приехал "в такую даль"? Может, эта деревня от кафедры километрах в ста - а для епископских монашеских нищенских дырчиков это не расстояние. В-третьих - это его обязанность, так что он и должен ездить. В-четвёртых - просто так епископы не ездят, принимающий священник обязан выделить некоторую сумму епископу за приезд и его свите за свитство. По слухам, в Центральной России и Черноземье средняя (подчеркну - средняя запрашиваемая) сумма бывает в 100000 р. (где такие деньги взять среднестатистическому сельскому священнику - это всегда очень живой вопрос. Тем более, что храм-то - смотрите на фото внимательнее - разрушенный), так что он вполне мог просто приехать заработать. И это уже не слишком хороший поступок.
Может быть, поставили и сами прихожане. Но тогда епископ проявил себя полным кю: что ему стоило отнестись к этой ситуации с юмором, похвалить прихожан, убрать чемодан и стать просто на пол? Так что нужно видеть не только то, что сказано-показано, но и то, о чём молчат.
вчера в 20:16
ОтветитьЕщё
3
Артем Семенников
Артем СеменниковДмитрию
Дмитрий, такое вполне возможно
вчера в 20:17
ОтветитьЕщё
Илья Крюков
Илья КрюковАртему
Артем, по первому пункту вы несёте какую-то чепуху.
Фото отображает момент литургии, поскольку все стоят в подризниках.
На литургии «придите поклонимся» не поётся.
И данная литургия совершалась не иерейским, а архиерейским чином.
На иерейском чине нет всех этих прибамбасов с торжественным облачением и проч. На иерейском чине кафедра не используется вообще!
И не зазорно было бы в этой глуши Владыченьке послужить иерейским чином.
Никогда не забуду, как прост был в служении покойный митрополит Евлогий (Смирнов) мне Бог судил разочек сослужить с ним иерейским чином.

Никакого подвига в приезде архиерея я не вижу. Люди в этой глуши живут всю жизнь, а если Владыченька на джипе с навороченной подвеской приедет на часок- другой, то ох и ах! Какой подвиг апостольского служения! Не чета апостолу Павлу, исходившему пешком все Средиземноморье!
вчера в 20:26
ОтветитьЕщё
1
Andrey Brayew-Raznewskiy
Andrey Brayew-Raznewskiy
А что думает автор насчёт униформы священника? Протестантские пасторы ходят в свитере и ничем не отличаются от обычных людей.
сегодня в 1:36
ОтветитьЕщё
Илья Крюков
Илья КрюковAndrey
Andrey, я конечно же модернист, но не до такой же степени.

Ряса – одежда, которую во времена Спасителя носили на Востоке все мужчины.

Однако время течет, а с ним меняется и мода, и, конечно же, одежда. Но священники, наоборот, старались сохранить традиционную одежду, которую носили апостолы и первые христиане, таким образом отличаясь от мирян. Мы консерваторы.

В богослуженнии должны присутствовать элементы сакрального, в разумной мере. Каждый элемент богослужебного облачения имеет символическую отсылку к духовным реалиям, или евангельским событиям.

Ансамбль богослужебного облачения сложился непроизвольно. Ни на одном соборе ни кто не решал: «во что бы нам одеть попов, что б они отличались от мирян».
Все произошло с естественным течением времени.
Церковь это живой организм, а не постоянный, в силу своей мертвенности, драгоценный камень.
А живому организму естественно расти и видоизменяться. Что естественно было для первых христиан, странно для христиан современных. Двухтысячелетней дуб совершенно не похож на жёлудь и это нормально.

И можно попробовать вместо чаши наливать евхаристическое вино в пластиковый стаканчик, вместо рясы одеть робу европейского образца ( кстати, за что уважаю индусов, и арабов, так это за сохранение национальной идентичности в повседневной одежде).
Можно так же отказаться от сложившегося богослужебного канона, церемониала и превратить богослужение в подобие детского утренника с незамысловатыми песенками, стишками и прихлопыванием в ладоши.
Только вот все это будет не возвратом к простоте, а чудовищной профанацией.
Глупо делать вид, что мы не росли, что двухтысячелетнего опыта не существует.
Непосредственное поведение естественное для ребёнка, в преклонных летах является признаком старческого маразма...
сегодня в 8:00
ОтветитьЕщё
Стенуца Ванюшина
Стенуца Ванюшина
А может бабулечка поставила ему чемодан, а он чтобы не обидеть ее, встал на него.
сегодня в 8:18
ОтветитьЕщё
Илья Крюков
Илья КрюковСтенуце
Стенуца, сельская бабулечка не может быть в курсе сложного архиерейского церемониала.
сегодня в 8:20
ОтветитьЕщё
Стенуца Ванюшина
Стенуца Ванюшина
Вы видимо с сельскими бабулечками не служили, они порой больше нас знают.Бабушка моего мужа просто ходит в храм, ей 87 лет.Архиерейскую лучше меня знает
сегодня в 8:31
ОтветитьЕщё
Илья Крюков
Илья КрюковСтенуце
Стенуца, такое возможно только в том случае, если храм никогда не закрывался и бабулечки имеют богослужебную приемственность.
Храм на фото разрушен. Значит этой приемственности в селе не было.
Бабулечки, прожившие в селе без храма, зачастую неспособны Иисусову молитву от кришнаитской мантры «Харе Кришна» отличить.
сегодня в 8:53
ОтветитьЕщё
Артем Семенников
Артем СеменниковИлье
Илья,
сегодня в 8:58
ОтветитьЕщё
Стенуца Ванюшина
Стенуца Ванюшина
Ну это Вы зря!!!Везде ищите подвох.Очень много доброго священства, каждый ответит за себя сам, при чем тут понты.Батюшка Серафим говорил же "Стяжи дух мирен".А после ваших статей одно возмущение в душе
Мир где? Вы же возмущаетесь сами и всех вокруг себя.Не хорошо как- то это.Почему доброго не ищите?
сегодня в 9:02
ОтветитьЕщё
1
Илья Крюков
Илья КрюковАртему
Артем, а, прошу прощения. Я думал вы имеете в виду другую молитву «придите поклонимся». Ту, что поётся в алтаре в начале всенощной и читается на часах.

Но тем не менее, как я уже говорил, это не иерейский чин.
сегодня в 9:03
ОтветитьЕщё
Артем Семенников
Артем СеменниковИлье
Илья, хорошо. Я сам частично всенощную с литургией смешал.
сегодня в 9:05
ОтветитьЕщё
Илья Крюков
Илья КрюковСтенуце
Стенуца, поверьте моему опыту, я лично знаком с множеством епископов.
Для большинства из них, стоять на одном уровне с челядью, без подставки- западло, что называется.
И если для священства хорошие батюшки - не редкость.
То для развращенного епископата, архиерей, сохранивший элементарный нравственный облик- выдающееся исключение, достойное занесения в святцы.

Святость имеет множество модусов.
Так почему вы мне навязываете модус Серафимовой святости, а не, скажем, Илии пророка, который будоражил народ и бил в набат?
Зачем вы клишируете и примитивизируете понятие святости до уровня пассивного терпилы?
сегодня в 9:14
ОтветитьЕщё
Илья Крюков
Илья КрюковСтенуце
Стенуца, а понты при том, что уродливые явления в Церкви разлагают саму Церковь.
Совращает епископ иподиакона? Ничего, закроем глазки и прочтём мантру о том, что он сам за это ответит. А то, что от этого Церковь сквернится - до этого нам дела нет...
сегодня в 9:19
ОтветитьЕщё
Дмитрий Глаголев
Дмитрий ГлаголевСтенуце
Стенуца, понимаете, в чём вопрос... Точнее, один из. Я лично много раз слышал: мол, каждый в церкви отвечает за себя. Но это неверно, причём неверно даже по сути. Сейчас не будем вдаваться в сложные вещи, поговорим про епископов. Так вот - они отвечают за людей в первую очередь, уже в силу своего пастырского и архипастырского служения. Если они отвечают только за себя, то они не исполняют свои пастырские и архипастырские обязанности - зачем они в таком случае нужны? Я много раз слышал в роликах про ответственность - так пусть несут, это их обязанность. Иначе тати они анальные в нощи, больше никто.
сегодня в 9:47
ОтветитьЕщё
1
Илья Крюков
Илья КрюковДмитрию
Дмитрий, браво! Снимаю шляпу. Железная логика.
сегодня в 10:01
ОтветитьЕщё
Илья Крюков
Илья КрюковДмитрию
Дмитрий, это не братолюбие. Это выписка индульгенций на собственные грехи. «Я твои грехи не трогаю и ты мои не трогай.» И все шито-крыто. Православная рукомойня получается. А Церковь в результате болеет.
сегодня в 10:04
ОтветитьЕщё
Andrey Brayew-Raznewskiy
Andrey Brayew-RaznewskiyИлье
Илья, значит о подставке епископа вообще думать не стоит.
сегодня в 10:27
ОтветитьЕщё
Илья Крюков
Илья КрюковAndrey
Andrey, подставка для епископа это чужеродный, искусственно внедренный элемент.
Это статусная привилегия Византийского императора, делегированная епископам. С учетом несколько раз сменившегося политического строя и противоречия Христову пониманию иерархии, неотьемлемой частью которого является принцип: "больший из вас да будет всем слуга", этот элемент выглядит просто нелепо.
сегодня в 10:35
ОтветитьЕщё
Andrey Brayew-Raznewskiy
Andrey Brayew-RaznewskiyИлье
Илья, а облачение священников это не искусственный, чужеродный элемент?
сегодня в 10:46
ОтветитьЕщё
Дмитрий Глаголев
Дмитрий ГлаголевИлье
:-)так и я говорю, что нет братолюбия. Даже соблюдения канонов - то есть закона - епископами зачастую нет. Простой пример - апостольское правило 59: "Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, некоему от клира нуждающемуся не подает потребного: да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, как убивающий брата своего". И толкования - Зонары и остальных, довольно недвусмысленные. Так вот: практические все епископы, которых я видел вживую или на экране, насколько мне известно, этот канон нарушают. Пример из жизни (рассказывал один молодой, но хороший священник) - за несколько лет перед ковидом на него навалилось много чего: почти все в семье заболели, травмировались и так далее. Ни епископ, ни кто-либо из "братиев и сослужителей" не подошли и не спросили: может, тебе как-то помочь? По сути и по канонам этот еписькоп отлучён, сам отказался быть христианином - однако же служит и в панагию не дует.
:-)а кто сказал, что личная ответственность снимается? Я же написал вначале: все ответственны, но некоторые - больше, потому что за других.
Смотрим далее. Церковь всякие глупые люди любят почему-то сравнивать с армией. Есть доводы и для таких. Сейчас передо мной лежит книга "Дознание в вооружённых силах СССР" - М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1965, в/ч 78528, инвентарный номер 28. Так вот: "Военнослужащий не подлежит ответственности за последствия, наступившие в результате исполнения приказа начальника" (стр. 17). Там же, но немного выше: "Другим случаем исполнения обязанностей военной службы, исключающим ответственность за наступившие последствия, является принуждение начальником подчинённого к повиновению". Там же, но немного ниже: "Также право начальника основано на том, что он несёт полную ответственность за состояние дисциплины и порядка в части, подразделении". То есть начальник несёт полную ответственность за отданный приказ, за его последствия и за людей, а солдат - только за исполнение приказа. Во-первых, тут нет ничего от христианства, так что сравнение не слишком удачное, во-вторых - снова вопрос ответственности архиереев и приучения людей ими не думать.
сегодня в 10:53
ОтветитьЕщё
1
Илья Крюков
Илья КрюковAndrey
Andrey, Как я и говорил вам выше, ансамбль облачения создавался внутри Церкви стихийно, а не навязан извне государственной властью.
Впрочем искусственное, не всегда обозначает-плохое.
Например, сам термин «Троица» - совершенно искусственный. Мы не встретим его в Священном писании, но он выработан для польза Церкви, для систематизации Богословской мысли.
сегодня в 10:56
ОтветитьЕщё
Марина Гринько
Марина ГринькоСтенуце
Стенуца, полностью согласна. В своем глазу и бревна не заметим. К тому же осуждение - один из самых серьезных грехов. Смирение -одна из бесспорных добродетелей. Не плохо бы автору "обличительного" пасквиля задуматься.
сегодня в 11:11
ОтветитьЕщё
Andrey Brayew-Raznewskiy
Andrey Brayew-RaznewskiyИлье
Илья, А подставка навязана государством?
сегодня в 11:15
ОтветитьЕщё
Илья Крюков
Илья КрюковAndrey
Andrey, императором.
сегодня в 11:15
ОтветитьЕщё
Дмитрий Глаголев
Дмитрий ГлаголевМарине
Марина, :-)не путайте осуждение с оценкой. Здесь именно оценка крайне глупого поступка. Точно так же, как глупа архиерейская служба "по всем правилам" в обычном небольшом деревенском храме: вся архиерейская конница и вся архиерейская рать ревёт и орёт, как привыкли в городе, так что это всё очень убого выглядит. Поэтому и здесь вполне несложно представить себе истерику архиерея, который вдруг обнаружил, что он будет стоять на одном полу и на одном уровне с людьми - такие люди пойдут на что угодно, лишь бы хоть как-то, но отличаться высотой положения.
сегодня в 11:20
ОтветитьЕщё
Илья Крюков
Илья КрюковМарине
Марина, автор видит за собой грехи и осуждает себя, но из этого не следует, что ему, как и прочим христианам, нельзя заботиться о чистоте Церкви.
Есть ли хоть один человек без греха? Разумеется нет.
Так по вашей логике, проблемами Церкви нельзя заниматься никому?
Вы верхушек нахватались и играете в смирение.
сегодня в 11:21
ОтветитьЕщё
Andrey Brayew-Raznewskiy
Andrey Brayew-RaznewskiyИлье
Илья, в наше время нет императора.
сегодня в 16:13
ОтветитьЕщё
Andrey Brayew-Raznewskiy
Andrey Brayew-RaznewskiyИлье
Илья, Например, сам термин «Троица» - совершенно искусственный. Мы не встретим его в Священном писании, но он выработан для польза Церкви, для систематизации Богословской мысли.
......
Ну и подставка выработана как традиция. Есть же вербное восресенье, крашеные яйца, кулич, берёзы на Троицу. Много что есть. Епископ на подставке показывает своё высокое положение. Есть ещё трон епископа.
сегодня в 16:16
ОтветитьЕщё
Илья Крюков
Илья КрюковAndrey
Andrey, вот именно, византийские императоры давно канули в лету, а их привелегии до сих пор в традиции.
И далеко не каждая традиция идёт во благо.
сегодня в 16:20
ОтветитьЕщё
Илья Крюков
Илья КрюковAndrey
Andrey, Получив статус государственной религии, Христианство приобрело в нагрузку и весь багаж императорского церемониала.
Тут важно различать обрядовость и церемониал. Христианские агапы довольно быстро стали развиваться с внешней стороны. Формировался чин, писались тексты. Однако весь пафос свалился на церковь именно из-за участия в ее богослужениях Августейшей особы, привыкшей к роскоши двора. Этот процесс был неизбежен. Дорогой Господь для дорогих господ, как говорится.
Я полагаю, каждому хотелось бы иметь своего "карманного попа". И модно, и удобно. Для главы государства карманным попом автоматически становился глава церкви, как единственный подходящий по статусу.
Признаком хорошего тона и проявлением благосклонности к церкви со стороны императора считалось одаривание предстоятеля императорскими регалиями и делегирование ему своих церемониальных полномочий.
Помните, еще и Алексей Михайлович пожаловал Никону титул Великого Государя? Это же такая необходимая штука для христианского епископа!
Патриарх государственной церкви во всем должен был походить на Василевса. Отсюда и императорские кафедры и троны во время богослужения (Как с патриарха они перекочевали на весь епископат - мало понятно. Видимо по принципу: "Чё я, рыжий, что ли?».
Под каждую поступь патриаршей ноги теперь бросался орлец (коврик с изображением двуглавого орла), бывший изначально сугубо императорским элементом. (И опять таки, всё это перешло на остальных епископов).
Как-то один наш коллега спросил меня, чем одни финтифлюшки византийского церемониала лучше других? Отвечу. Не все элементы облачения пришли из церемониала как такового. Все они изначально носили практический характер и только потом были "сакрализированы" - это факт. Но есть нечто, что изначально давалось понта ради.
Запада коснулась та же участь. Римские Папы до 70-х годов прошлого века ничесоже сумняся катались на особых носилках Sedia Gestatoria, обмахиваемые веерами из перьев.
Видимо, это было неизбежно. Любая религия впитывает в себя традиции и обряды, как губка. Вопрос только в количестве и помпезности этих обрядов.
В этом плане Христианство бесспорно стоит на первом месте. христианским богослужениям трудно подобрать аналог. Причиной этому стал альянс Христианства с государственной властью империи.
Разумеется, это не влияет и не отменяет Евхаристии, как центра богослужебной жизни. Только из-за всей этой "золотой мишуры" она стала менее заметна.
сегодня в 16:24
ОтветитьЕщё
Andrey Brayew-Raznewskiy
Andrey Brayew-RaznewskiyИлье
Илья, возможно, некоторые традиции со временем уйдут. Но пока Церковь имеет больши;е проблемы, которые надо решать, а подставка не из числа этих проблем. Кстати, у меня есть проект как решите наибо;льшие проблемы РПЦ. То есть, сделать церковь с человеческим лицом.
сегодня в 16:37
ОтветитьЕщё
Andrey Brayew-Raznewskiy
Andrey Brayew-RaznewskiyИлье
Илья, эти традиции могут уйти потом. Но сейчас есть проблемы поважнее.
сегодня в 16:39
ОтветитьЕщё

Комментарий
Ксения Тихая
Ксения Тихая
Не согласна! На фото храм еще строится и видимо ещё нет для епископа специальной солеи, поэтому, считаю, что воспользовались такой возвышенностью.
сегодня в 8:42
ОтветитьЕщё
Илья Крюков
Илья Крюков
Ксения, об этом же я и писал.
И в этих условиях можно было бы просто поступиться архиерейскими понтами, а не устраивать клоунаду.
сегодня в 8:48