Сталин 1. III. 53 глава 21

Серафим Григорьев -3
          Л ю б и м ы е  п е с н и   м а р ш а л а  Ж у к о в а






По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.



     Умеет ветеран Министерства госбезопасности расположить к себе людей, используя различные приемы и методы. То покажет «Сталинские персики», то «Самовар Сталина» или яблоню и вербу, а в этот раз он показывает нам «Сталинских кроликов» в своем сарае. Как писала его дочь – Светлана Алиллуева, лидер СССР жил на самообеспечении, чтобы «все свое было». Грамотный был вождь, много книг прочитал за всю свою жизнь и знал: король убийства – отравление.
     - Когда не стало товарища Сталина, и страна погрузилась в траур и бардак, наши ребята из охраны начинают незаметно выносить «свистульки- фитюльки», которые были без бирок МГБ. Было бы желание - способы найдутся, и я кое-что прихватил на память.
     Офицер Личной охраны Сталина рассказывает, как он сначала изготовил вольер, пристроив его к сараю, его площади и высоте, кормушке, поилке и других тонкостях  содержания кроликов. И только после этого совершает сделку со звероводом Ближней дачи.
     - Однажды товарищ Сталин на ВДНХ положил глаз на породу «Little Idaho» или кролик — пигмей, размером с ладонь – знал как угодить дочери.
     Мы узнаем, сколько крольчиха приносит за каждый окрол малышей, что они могут прыгать на целый метр и прожить до 12 лет. Хищник может напугать кролика до смерти (в буквальном смысле). Раньше кроликов специально выпускали на пустынных островах, чтобы у потерпевших кораблекрушение был источник пищи до того как они будут спасен. Глаза кроликов устроены таким образом, что они могут видеть происходящее сзади, не поворачивая при этом головы. А самки иногда поедают приплод.
     Михаил Борисов разрешает оператору провести видеосъемку, в виде исключения – так как крольчиха может впасть в ступор.
     - Когда грузины-кролиководы проведали о «кроликах Сталина», ко мне по записи поехали звероводы со всей Грузии, с вином «Киндзмараули» и долмой, - он дает крольчихе свежую морковку.
     Наш оператор Виктор N, чувствуя момент (пришел его час), показывает Золотую медаль ВДНХ «Лучший кролик СССР», 1940 год. Дарить нельзя, показать можно.
     - В нашей школе, в яблоневом саду, стоял шед с кроликами. На каждой клетке висела бирка с фамилиями мальчика и девочки, которые кормили, поили и ухаживали за парой кроликов, - чуть ли не со слезами на глазах Виктор вспоминает свое счастливое детство.
     - И в нашей школе было то же самое: флюгер, яблони десяти сортов, вишни, крыжовник и смородина, - вспоминаю и я.
     Контакт установлен, и мы идет в дом, где супруга старого чекиста поставила самовар, а запах неповторимого «сталинского чая» дурманит и располагает к беседе о высоком под хруст баранок.
     - Зимними вечерами я читаю и перечитываю воспоминания и размышления не только маршала Жукова, но и других маршалов и генералов, - начинает свое эссе мастер коротких новелл. – Чтобы вычислить его внутренний мир. С какой любовью он описывает свое раннее трудное детство, сколько в этом описании солнца и природы. Когда в апреле 1969 года книга появилась на книжных прилавках Москвы, первый тираж в 100 тысяч экземпляров был раскуплен мгновенно. К Дому книги на Калининском проспекте (Новом Арбате) тянулась очередь от кинотеатра «Октябрь». В книжном магазине на улице Кирова (Мясницкой) разгоряченная толпа покупателей высадила витрины и пошла насквозь. Пришлось вызывать конную милицию.  В провинции же, где купить книгу было почти невозможно, люди, как писали в многочисленных письмах Жукову, стояли в очереди в библиотеки по полгода и больше, зачитывали ее до дыр.
     Типичный звонок сына Владимира Борисова, писателя и поэта.
     - Проблемы с изданием книги стихов для детей. Володя вставил в одну из песен несколько раз слово «шпион». Придется помогать, - вздыхает ветеран НКВД.
     - Моя жена – редактор издательства «Искусство», можем помочь, - отзывается оператор Виктор N.
     - Спасибо, у нас свое издательство, - отвечает капитан в отставке. – Наберитесь терпения, молодые люди, иначе вы ничего не поймете… «Мать была физически очень сильным человеком. Она легко поднимала с земли пятипудовые мешки с зерном и переносила их на значительное расстояние», - это цитирование книги маршала Жукова.
     А я вспоминаю свою мать Анну, которая носила такие же мешки – школа Войны, отец «Защищал Москву и брал Берлин» - так о нем писала наша районная газета.
     Михаил Евдокимович продолжает циирование: «Говорили, что она унаследовала физическую силу от своего отца — моего деда Артема, который подлезал под лошадь и поднимал ее или брал за хвост и одним рывком сажал на круп… Нам, ребятам, особенно нравилось ходить ловить рыбу на Протву, в район Михалевых гор. Дорога туда шла через густую липовую рощу и чудесные березовые перелески, где было немало земляники и полевой клубники, а в конце лета — много грибов. В этой роще мужики со всех ближайших деревень драли лыко для лаптей, которые у нас называли «выходные туфли в клетку».
Однажды летом отец сказал:
— Ну, Егор, ты уже большой — скоро семь, пора тебе браться за дело. Я в твои годы работал не меньше взрослого. Возьми грабли, завтра поедем на сенокос, будешь с Машей растрясать сено, сушить его и сгребать в копны… Когда подошла пора уборки хлебов, мать сказала: — Пора, сынок, учиться жать. Я тебе купила в городе новенький серп. Завтра утром пойдем жать рожь… Я очень любил отца, и он меня баловал. Но бывали случаи, когда отец строго наказывал меня за какую-нибудь провинность и даже бил шпандырем (сапожный ремень), требуя, чтобы я просил прощения. Но я был упрям — и сколько бы он ни бил меня — терпел, но прощения не просил. Один раз он задал мне такую порку, что я убежал из дому и трое суток жил в конопле у соседа… Помню, как-то отец был в хорошем настроении и взял меня с собой в трактир пить чай. Трактир был в соседней деревне Огуби. Его владелец, деревенский богатей Никифор Кулагин, торговал разными бакалейными товарами. Мужчины и молодежь любили собираться в трактире, где можно было поговорить о новостях, сыграть в лото, карты и выпить по какому-либо поводу, а то и без всякого повода… Прохор часто брал меня с собой. Охота доставляла мне огромное удовольствие. Особенно я радовался, когда он убивал зайца из-под моего загона. За уткой мы ходили на Огублянку или на озеро. Обычно Прохор стрелял без промаха. В мою обязанность входило доставать из воды уток. Я и до сего времени страстно люблю охоту… В том же году я окончил трехклассную церковно-приходскую школу. Учился во всех классах на «отлично» и получил похвальный лист… По субботам Кузьма водил нас в церковь ко всенощной, а в воскресенье к заутрене и к обедне. В большие праздники хозяин брал нас с собой к обедне в Кремль, в Успенский собор, а иногда в Х р а м  Х р и с т а  С п а с и т е л я. Мы не любили бывать в церкви и всегда старались удрать оттуда под каким-либо предлогом. Однако в Успенский собор ходили с удовольствием — слушать великолепный синодальный хор и специально протодьякона Розова: голос у него был, как иерихонская труба.
Иногда хозяин заставлял двух провинившихся мальчиков бить друг друга жимолостью (кустарник, прутьями которого выбивали меха), приговаривая при этом: «Лупи крепче, крепче!» Приходилось безропотно терпеть…Мы знали, что везде хозяева бьют учеников — таков был закон, таков порядок. За месяц до выпускных экзаменов, как-то в воскресенье, когда хозяин ушел к приятелям, мы сели и г р а т ь  в  к а р т ы. Играли, как помнится, в «двадцать одно». Не заметили, как вернулся хозяин и вошел в кухню. Я держал банк, мне везло. Вдруг кто-то дал мне здоровую оплеуху. Я оглянулся и — о, ужас — хозяин! Ошеломленный, я не мог произнести ни слова. Ребята бросились врассыпную… Однажды я не вытерпел, схватил «ковырок» (дубовая палка для упаковки) и с о  в с е г о  р а з м а х а  у д а р и л  Д а н и л о в а  п о г о л о в е. От этого удара он упал и потерял сознание. Я испугался, думал, что убил его, и убежал из лавки.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.

P.S. Много общего было в детстве двух великих людей, генералиссимуса Сталина и маршала Жукова. Однако в значительной степени они были разными: г р у з и н  и  р у с с к и й (!).
И ничего подобного мы не знаем о тов. Сталине из его книги «Воспоминания», потому что ее нет. Или она была, да сплыла.

                п р о д о л ж е н и е  с л е д у е т

                предыдущая глава: http://proza.ru/2021/04/21/1782

                фото/инфа - Инет