Ассоциации на кончике карандаша 9Н

Юрий Жданов 2
АССОЦИАЦИИ НА КОНЧИКЕ КАРАНДАША 9Н               


                Во второй половине октября мир пахнет как теплый пирог. Элис Хоффман


Этот окрашенный в желтый цвет очень твердый черно-графитный шестигранный карандаш фирмы «Кох-и-Ноор» Алексей Андреевич хранит как реликвию. Когда он вынул его из пенала и взял в руку, тут и накинулись на него, в очередной раз, воспоминания … Давно, очень давно это было- в начале 1960-х.  Поздравляя его с днем рождения, к общему подарку от коллектива сотрудников один из коллег по работе приложил и этот карандаш.               
-Алексей, я знаю, что ты любишь чертить компоновки изделий очень твердыми карандашами. Так прими же от меня и этот «вечный» карандаш, его тебе хватит надолго,- сказал он. И действительно, этого карандаша хватило Алексею Андреевичу не только для выполнения им разработок конструкций в ОКБ, возглавляемом Сергеем Павловичем Королёвым, но и конструкций самолетов в Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» (РСК «МиГ»). Применял он, конечно же, карандаши и меньшей твердости.               
А карандаш «9Н» оказался действительно «вечным». 

               
У писателя зарождающаяся истина являет себя на кончике пера, а у конструктора- на кончике карандаша … Кто-то подсчитал, что карандашом средней твердости можно  провести линию длиной 55 километров. Но это- для карандаша средней твердости, а твердость карандаша степени твердости «9Н»- самая высокая- такой карандаш почти не истачивается, а линии он позволяет получать тончайшие.  Особенно хорош такой карандаш для черчения на рулонной бумаге-пергамине марки «Д». Линии, сделанные таким карандашом, не размазываются на бумаге. Чтобы при разработках изделий сделать различные варианты конструкции, на изображение предыдущего варианта накладывался чистый лист этой полупрозрачной бумаги и закреплялся на доске кульмана кнопками, и вот поле творчества для нового варианта- готово!  А чертежи выполняли карандашами средней твердости. С оригиналов чертежей больших сборочных единиц («узлов» конструкций) делались тушью на кальках подлинники этих чертежей, с которых получали нужное количество копий («светокопии»). Все необходимые варианты разработок конструкций инженеры-конструкторы хранили, сворачивая бумагу в рулоны. Ведь тогда еще не было ни компьютеров, ни, тем более, САПР- Системы автоматизированного проектирования. 

               
-Интересно, сколько же километров линий нанес я карандашами на своих разработках за все время инженерной работы?- подумал Алексей Андреевич.               
А какой длинный исторический путь совершил карандаш, пока стал обычным инструментом для писания, рисования и черчения … Название «карандаш» произошло от тюркских слов «кара» (чёрный) и «даш» (камень), дословно- чёрный камень.  Но рисунки человек делал еще в доисторические времена, не дожидаясь, пока появятся карандаши: просто находил острый осколок камня и выплёскивал свои чувства в изображениях на стенах пещер.  Как любое открытие, методом проб и ошибок рождался и карандаш.               
Первыми карандашами оказались палочки из свинцово-цинковых сплавов, затем палочки из серебра. Но подлинная история карандаша прослеживается с XIV века, когда стержень стали изготавливать из мягкой глины и черного сланца, оборачивая эту склеенную смесь тонкой кожей (так называемый «итальянский карандаш», очень популярный у художников). В XVI веке появились графитные карандаши (графит- от греч.  grapho- пишу). В 1719 году впервые появилось производство графитных карандашей. Это произошло в немецком городе Штайне (Бавария).  А в 1790 году в Австрии появилась основанная чехом Йозефом Хардмутом кампания «Kox-i-Noor Hardtmuth» («Кох-и-Ноор Хардмут»), названная в честь знаменитого и очень драгоценного алмаза «Кохинур» (в переводе с персидского- «Гора света»). История этого алмаза, находящегося ныне в короне королевы Великобритании, просматривается с 1300 года.               
В 1802 году эта кампания запатентовала первый графитный карандаш, выполняемый из глины и графита. Сыновья Йозефа, Карл и Людвиг, перенесли в 1842 году производство карандашей в чешский город Ческе-Будеёвице.   

               
Мог ли Алексей Андреевич знать в момент дарения ему карандаша «9Н», что в 2009 году он окажется в Ческе-Будеёвице  с концертным хором московской Музыкально-хоровой школы «Радость», ставшей с 2013 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»), отметившим в 2020 году 40-летие своей многогранной деятельности (официальный сайт:  www.radost.mskobr.ru).  Об этой очень интересной поездке Алексей Андреевич рассказал своему надежному другу, который поведал о ней на своем сайте (Проза.ру Юрий Жданов 2) в рассказе «В Чехию и Австрию с «Радостью».               
Это была поездка с 28 июня по 12 июля 2009 года в Чехию на Международный фестиваль хоровых коллективов детей и молодежи «Серебряный голос». Фестиваль проходил на юге Чехии, в городе Ческе-Будеёвице. В период фестиваля участники поездки побывали и в Австрии. В культурную программу поездки хора входили как участие в конкурсе и фестивальные выступления, так и знакомство с творческими коллективами-участниками фестиваля и с историческими достопримечательностями посещаемых мест. Разместили участников фестиваля в гостинице при студенческом общежитии колледжа. Фестивальные выступления хоров были в разных местах, в том числе и на огромной площади Пржемысла Отакара.

               
В одном из многочисленных сувенирных магазинчиков, расположенных по периметру этой площади, Алексей Андреевич купил тогда «карманного» формата шахматы (в закрытом положении шахматной доски-7х14 сантиметров). В этих деревянных шахматах изящные фигурки укладывались после игры в «гнёздышки» для каждой фигурки, сделанные в зеленом бархате, которым выложена внутренняя поверхность шахматной доски. Чехол для шахматой доски сделан в виде затягиваемого веревочкой мешочка из зеленого бархата. И стоило это прекрасное произведение искусства 40 крон (в то время- около 800 рублей). Какое же удовольствие играть на такой доске! Особенно, если по жеребьевке тебе выпали черные фигуры. Ведь если твой визави сделает первый ход e2-e4, ты сможешь в ответ пойти d7-d5, и тем предложить ферзевый гамбит (гамбит- от франц.- «дать подножку»). И игра может сразу оказаться очень динамичной. 

               
Алексей Андреевич совершил тогда и экскурсию на завод по производству известного чешского пива «Будеёвицкий Будвар». Этот завод возник в 1895 году как Чешская акционерная пивоварня. Вспомнился герой романа чешского писателя-сатирика Ярослава Гашека (1883-1923) «Похождения бравого солдата Швейка», совершивший сложный («тернистый») пеший поход в поисках города Будейовицы, в который во время Первой мировой войны перевели его маршевый полк.  Главу об этом «походе» Гашек иронично назвал «Будейовицкий анабасис Швейка».  Ведь известно, что в «Анабасисе Александра» древнегреческий писатель Флавий Арриан (около 86-около 160 гг. н.э.) описал поход Александра Македонского в Азию. Всплыли кадры из фильмов режиссера Карела Стеклы  «Бравый солдат Швейк» (1956 год) и «Швейк на фронте» (1957 год).

               
А вот экскурсию на предприятие «Кох-и-Ноор» Алексею Андреевичу тогда не предложили. Карандаши знаменитой «золотой» серии «1500» имеют твердость от 8B до 10H. «B»- от англ.  blackness (буквально- «чёрный»)- означает- «мягкий»,  «H»- от англ. hardness («твердый»)- означает «твердый». Грифели карандашей серии «1500» заключают в дощечки из сосны или кедра. Кедры для карандашей везли и из Сибири …               
Вспомнился позывной «Кедр» первого космонавта- Юрия Алексеевича Гагарина … Продолжительность жизни кедра зависит от его вида и сорта.  Например, в XVI веке под Ярославлем была кедровая роща, некоторые ее кедры растут до сих пор. Существуют и кедры-долгожители, например, ливанский кедр, возраст которого достигает трех тысяч лет! В среднем, это драгоценное дерево живет примерно до 250 лет, а затем еще столько же лет перестает плодоносить и постепенно погибает. Вот из таких уже не плодоносящих деревьев и делают кедровые дощечки для карандашей. Для менее дорогих карандашей используют липу (для карандашей среднего качества), ольху и тополь (для карандашей низкого качества). Сколько же деревьев вырубают для карандашей? Оказывается, есть и такая статистика. В XXI веке в мире ежегодно производится 15-20 миллиардов карандашей (а население Земли сегодня почти 8 миллиардов человек, каждому- по два-три карандаша), для чего вырубается около 60-80 тысяч деревьев. А сколько вырубали бы деревьев, если бы не существовало синтетических, механических, цанговых карандашей? Одни люди вырубают, а другие- высаживают леса …  И вспомнил Алексей Андреевич о «Кедровых рощах Дмитрия Жданова в Прасковеевке» (на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2) …  Увидеть бы снова эти чудесные рукотворные рощи, находящиеся в семнадцати километрах от Геленджика …   


               
Юрий Жданов         23.04.2021;